Денежная система государства, её элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег, денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка.
Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Оглавление

Введение 4
1. Понятие денежной системы и её элементы. 6
2. Сущность денежной системы 9
2.1 . Типы денежной системы 9
2.2. Принципы денежной системы. 12
2.3. Структурные элементы денежной системы. 16
3. Методы стабилизации денежной системы. 21
Заключение 24
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

3.         Создание и развитие механизма государственного денежно-кредитного регулирования.

4.         Централизованное управление денежной системой через аппарат государственного центрального банка.

5.         Прогнозное планирование денежного оборота.

6.         Тесная взаимосвязь безналичного и наличного денежных оборотов при приоритете безналичного оборота.

7.         Наделение центрального банка страны относительной самостоятельностью по отношению к решениям правительства.

8.         Обеспечение денежных знаков активами банковской системы (золото, драгоценные металлы, товарно-материальные ценности, ценные бумаги).

9.         Выпуск денежных знаков в хозяйственный оборот в соответствии с государственными концепциями денежно-кредитной политики.

10.       Система рыночного установления валютного курса на основе

«корзинки» валют. [12]

2.2. Принципы денежной системы.

Первым  основополагающим элементом денежной системы являются принципы организации  системы. Под принципами принимаются  правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

По каким же принципам строится современная денежная система рыночного  типа? Рассмотрим их:

  • Принцип централизованного управления денежной системой. Этот принцип существует и в первом типе денежной системы, свойственном административно-распределительной модели экономики. Однако при этой модели управление осуществлялось с помощью директивных актов правительства, которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами во всех регионах разных стран..Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а эко­номические, когда государство через аппарат центральных банков ста­вит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения.
  • Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т. е. ориентиры, к которым надо стремиться. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остается директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.
  • Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. При определенных условиях (спад производства, бюджетный дефи­цит, недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платежный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.
  • Принцип кредитного характера денежной эмиссии. В соответствии с этим принципом появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот не должны поступать.
  • Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
  • Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Он связан с тем, что поддержание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнет «вычерпывать» средства центрального банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. В то же время центральный банк может проводить политику, про­тиворечащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк должен систематически отчитываться перед парламентом страны, ко­торый призван способствовать преодолению разногласий между цент­ральным банком и правительством.
  • Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.
  • Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что центральный банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффек * Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.
  • Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. [12]

2.3. Структурные элементы  денежной системы.

Основными из элементов денежной системы являются:

1. Наименование денежной единицы и ее частей;

 2. Виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу;

 3. Эмиссионный механизм;

 4. Порядок обеспечения денежных знаков;

 5. Структура денежного оборота, регламентация безналичного денежного оборота и наличного денежного обращения;

 6. Порядок установления валютного курса;

 7. Государственный орган, осуществляющий регулирование денежного обращения.

 Денежная единица –  установленная в законодательном  порядке денежный знак, который  служит для соизмерения и выражении  цен товара. Наименование национальной денежной единицы, как правило, возникает исторически, но государство должно своим законодательным актом закрепить это наименование (или изменить его). Денежными единицами являются, например, в США - доллар, Японии - иена, Германии, Франции и ряде других европейских государств - евро, Польше - злотый, Китае - юань, России - рубль, Украине - гривна, Литве - лит, Латвии - лат, Эстонии - крона, Республике Беларусь - белорусский рубль и т.д. [7]

Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке.

 Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен посте­пенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т. е. с уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашиванием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных).

 Основными видами денег, находящихся в обращении и обслуживающих наличное денежное обращение, могут являться:

•     бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские билеты);

•     казначейские билеты;

          •     разменные монеты.

Кредитные деньги — это  права требования в будущем в  отношении физических или юридических  лиц специальным образом оформленный  долг (обычно в форме передаваемой ценной бумаги), которые можно использовать для покупки товаров (услуг) или  оплаты собственных долгов.  Кредитные  деньги, будучи чисто символическими деньгами, требуют для своего эффективного функционирования государственной  гарантии. Такая гарантия обеспечивается благодаря наличию государственных законов, регламентирующих правила выпуска и обращения векселей и банкнот, а также правил и процедур совершения банковских операций. Предусматривается ответственность за нарушение этих законов, правил и процедур. В период становления кредитных денег одной государственной гарантии для их прочности и устойчивости было еще недостаточно. В течение длительного времени кредитные деньги существовали на базе золотых денег, обмениваясь на них. Постепенно они принимали на себя обеспечения все большей части оборота товаров и капитала.[13]

 Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые казначейством для финансового обеспечения государственных расходов. В современный период представляют редко используемый вид неразменных на валюту, золото бумажных денег. Казначейские билеты относят к краткосрочным обязательствам государства, находящимся в обращении. По своей сути казначейские билеты близки к банкнотам - банковским денежным билетам. Исторически эмиссия казначейских билетов была обусловлена необходимостью финансирования государственных расходов, в отличие от эмиссии банкнот, которая определялась прежде всего потребностями кредитования товарооборота, казначейские билеты не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото и серебро. Одной из важнейших причин масштабной эмиссии казначейских билетов были войны, которые порождали дефицит государственного бюджета. После отмены золотого стандарта грань между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. [3]

Для обслуживания розничного оборота издавна чеканятся неполноценные  разменные (биллонные) монеты, номинальная  стоимость которых превышает  стоимость содержащегося в них  металла и расходы на чеканку. Биллонные монеты чеканятся из меди, никеля, алюминия, цинка и сплавов. Их удельный вес в денежном обращении  невелик. Разменные монеты чеканятся  государством только из принадлежащего ему металла (система закрытой чеканки). Это обеспечивает государству получение  монетного дохода в виде разницы  между номинальной стоимостью и  рыночной ценой содержащегося в  них металла. Разменные монеты выпускаются  в определенных размерах и, как правило, обладают ограниченной платежной силой. Покупатель или должник имеют  право осуществить платеж этими  монетами лишь на сумму, не превышающую  установленный законом лимит. [10]

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия  денег из оборота, денежной эмиссии  и обеспечения выпускаемых в  оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций. [4]

Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.

 Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами - рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.

 Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.

 Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами. 

 Структура денежного  оборота как элемента денежной  системы может рассматриваться  прежде всего как соотношение  наличного денежного обращения  и безналичного денежного оборота.  Государство в законодательном  порядке определяет порядок наличного  и безналичного денежного оборота.

Важное значение в структуре  денежного оборота имеет соотношение  сумм денежных знаков различного достоинства  в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного  курса (котировка валют) - определение  соотношения между денежными  единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует "цену" денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой  для котировки является покупательная  способность национальных валют, а  также спрос и предложение  той или иной валюты на валютных рынках. [11]

 

 3. Методы стабилизации  денежной системы.

Основными формами стабилизации денежного  обращения являются денежные реформы  и антиинфляционная политика.

 Денежные реформы —преобразования  денежной системы (полные или  частичные) с целью упорядочения  и укрепления денежного обращения.  Они осуществляются разными методами  в зависимости от экономического  и политического положения страны, степени обесценения денег, соотношения сил различных классов и слоев общества, политики государства.

Обычно денежные реформы сопровождаются следующими методами стабилизации валют.

Нуллификация — предполагает прямое аннулирование, т.е. признание государством обесцененных денег недействительными, запрещенными к приему и введение новой валюты. Данный метод применяется  в условиях гиперинфляции.

Девальвация — снижение золотого содержания денежной единицы. Иногда девальвация  фактически совпадала с нуллификацией, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому курсу.

Реставрация (ревальвация) — восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. Метод применяется, когда  инфляция развивается более медленными темпами, чем в других странах, платежный  баланс активен, а интересы кредиторов и импортеров взяли верх над интересами капиталистов-должников и экспортеров.

Деноминация — укрупнение нарицательной  стоимости денежных знаков и обмен  их на новые с одновременным пересчетом в таком же соотношении цен, тарифов, заработной платы и т.д., другими  словами, это метод «зачеркивания  нулей», т.е. укрупнение масштаба цен. При  деноминации происходит как бы утяжеление денежной единицы. Деньги, не предъявленные  к обмену, теряют силу. Достаточно часто  новая денежная единица вновь  начинает обесцениваться. Показателями успешного проведения денежных реформ являются: увеличение производства и  товарооборота, ликвидация дефицита госбюджета, сжатие денежной массы в обращении, ликвидация дефицита платежного баланса  страны и накопление золотовалютных резервов для поддержания валютного  курса. [5]

Во всех странах проведение денежных реформ прежде всего отражается на положении трудящихся. Обычно реформы  сопровождаются сокращением внутреннего  спроса и личного потребления, торможением  роста зарплаты, уменьшением социальных выплат, увеличением налогообложения  и др. Например, от нуллификации денег  или обмена на новые деньги по низкому  курсу страдают денежные сбережения трудящихся. В результате девальвации  происходит рост цен на импортные  товары. Ревальвация валют увеличивает  безработицу в отраслях экономики, не выдержавших конкуренции с  более дешевыми импортными товарами.

Информация о работе Денежная система государства, её элементы