Центробанк РФ
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого
уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный
институт Российской Федерации, разрабатывающий
и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную
политику и наделённый особыми полномочиями, в
частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного
координирующего и регулирующего органа
всей кредитной системы страны, выступает
органом экономического управления. Банк
России контролирует деятельность кредитных
организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций,
а уже кредитные организации работают
с прочими юридическими и физическими
лицами.
Согласно ст. 71 Конституции Российской
Федерации определено, что правом денежной
эмиссии обладает Российская Федерация,
а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия
осуществляется исключительно Центральным
банком Российской Федерации и оговорена
его основная функция — защита и обеспечение
устойчивости рубля. Статус, цели
деятельности, функции и полномочия Центрального
банка Российской Федерации определяются
Федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Центральный банк Российской Федерации
(Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г.
на базе Российского республиканского
банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному
Совету РСФСР, он первоначально назывался
Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом
РСФСР был принят Закон о
Центральном банке РСФСР (Банке
России), согласно которому Банк
России являлся юридическим лицом,
главным банком РСФСР и был
подотчетен Верховному Совету
РСФСР. В законе были определены
функции банка в области организации
денежного обращения, денежно-кредитного
регулирования, внешнеэкономической
деятельности и регулирования
деятельности акционерных и кооперативных
банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального
банка РСФСР (Банка России), подотчетного
Верховному Совету РСФСР.
20 декабря 1991 г. Государственный банк
СССР был упразднен и все
его активы и пассивы, а также
имущество на территории РСФСР
были переданы Центральному банку
РСФСР (Банку России). Несколько месяцев
спустя банк стал называться
Центральным банком Российской
Федерации (Банком России).
В течение 1991-1992 гг. под руководством
Банка России в стране на основе коммерциализации
филиалов спецбанков была создана широкая
сеть коммерческих банков. После упразднения
Госбанка СССР была изменена система счетов,
создана сеть расчетно-кассовых центров
(РКЦ) Центрального банка и началась их
компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять
куплю-продажу иностранной валюты на организованном
им валютном рынке, устанавливать и публиковать
официальные котировки иностранных валют
по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи
Банком России функций кассового исполнения
государственного бюджета вновь созданному
Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией
Российской Федерации (ст.75) и Законом
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет
независимо от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов федерации и органов местного
самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности
банковской системы Банк России создал
систему надзора и инспектирования коммерческих
банков, а также систему валютного регулирования
и валютного контроля. В качестве агента
Министерства финансов Банк России организовал
рынок государственных ценных бумаг (ГКО)
и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование
прямых кредитов для финансирования дефицита
федерального бюджета и перестал предоставлять
целевые централизованные кредиты отраслям
экономики.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации
проекта по усовершенствованию банковского
надзора и пруденциальной отчетности
за счет внедрения системы международных
стандартов (МФСО).
К основным функциям
ЦБ РФ относятся:
- монопольная эмиссия наличных денег
и организация их обращения
- функция финансового агента, банкира
Правительства
- финансирование кредитно-банковских
институтов («банк банков»)
1) Эмиссия банкнот и организация
их обращения. За Банком России
как представителем государства
законодательно закреплено осуществление
эмиссии наличных денег, организация
их обращения и изъятия из
обращения на территории Российской
Федерации.
Совет директоров принимает решение
о выпуске в обращение новых банкнот и
монет и об изъятии старых, утверждает
номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации
на Банк России возлагаются следующие
функции: прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение банкнот
и монет, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных
организаций; установление признаков
платежеспособности денежных знаков и
порядка замены поврежденных банкнот
и монет, а также их уничтожения; определение
порядка ведения кассовых операций.
2) Функция финансового агента, банкира
Правительства. Являясь по своему
статусу финансовым агентом Правительства,
ЦБ осуществляет операции по
размещению и погашению государственного
долга, кассовому исполнению бюджета,
ведению текущих счетов Правительства,
надзору за хранением, выпуском
и изъятием из обращения монет
и казначейских билетов, а также
переводу валютных средств при осуществлении
расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем,
как предоставление кредитов на покрытие
государственных расходов и дефицита
государственного бюджета, соответствует
его функции кредитора государства. Основная
форма государственных заимствований,
используемых на цели финансирования
государственных расходов и государственного
бюджета – государственные займы.
Государственные займы используются
для покрытия бюджетных дефицитов государства
посредством аккумуляции временно свободных
денежных средств физических и юридических
лиц. Они предоставляются на определенный
срок на условиях выплаты дохода и оформляются
удостоверяющими долговыми обязательствами
в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента
Правительства, Центральный Банк осуществляет
кассовое исполнение бюджета, прием, хранение
и выдачу государственных бюджетных средств,
ведение учета и отчетности. В основу кассового
исполнения бюджета положен принцип единства
кассы, то есть все мобилизованные государственные
доходы направляются на единый счет Министерства
финансов в ЦБ, с которого черпаются средства
для осуществления государственных расходов,
таким образом, ЦБ выступает кассиром
Правительства.
Единство кассы предоставляет Министерству
финансов возможность осуществлять постоянный
контроль над поступлением средств на
его счет и за движением кассовой наличности;
обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование доходов
и расходов каждого из бюджетов (федерального,
региональных, местных), образующих в совокупности
бюджетную систему страны; позволяет проводить
операции по кассовому исполнению бюджета
на всей территории страны. Осуществление
кассового исполнения центральным банком
дает возможность отделить функции распоряжения
бюджетными средствами и распорядителя
кредитами, которые выполняют финансовые
органы, от функции приема, выдачи, хранения
этих средств, которые входят в компетенцию
ЦБ. В результате создаются необходимые
условия для контроля над целевым использованием
бюджетных средств.
3) Финансирование кредитно-банковских
институтов («банк банков»). Рефинансирование
коммерческих банков – предоставление
им заимствований в случаях, когда
они испытывают временные финансовые
трудности. Цель рефинансирования -
воздействие на состояние денежно-кредитной
сферы. Выполняя функцию рефинансирования,
ЦБ выступает в качестве банка
банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются
только устойчивым банкам, испытывающим
временные финансовые трудности, и различаются
в зависимости от формы обеспечения (учетные
и ломбардные кредиты); методов предоставления
(прямые кредиты и кредиты, предоставляемые
на основе проведения аукционов); сроков
предоставления (среднесрочные - на 3-4
мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько
дней); целевого характера (корректирующие
кредиты и продленные сезонные кредиты).
В соответствии с Федеральным законом
РФ «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» Банк России является юридическим
лицом. Уставный капитал и иное имущество
Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной
и финансовой самостоятельностью.
Полномочия по владению, пользованию
и распоряжению имуществом Банка России,
включая золотовалютные резервы Банка
России, осуществляются самим Банком России
в соответствии с целями и в порядке, которые
установлены. Изъятие и обременение обязательствами
имущества Банка России без его согласия
не допускаются, если иное не предусмотрено
федеральным законом. Финансовая независимость
Банка России выражается в том, что он
осуществляет свои расходы за счет собственных
доходов. Банк России вправе защищать
интересы в судебном порядке, в том числе
в международных судах, судах иностранных
государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам
Банка России, так же, как и Банк России —
по обязательствам государства, если они
не приняли на себя такие обязательства
или если иное не предусмотрено федеральными
законами. Банк России не отвечает по обязательствам
кредитных организаций, а кредитные организации
не отвечают по обязательствам Банка России,
за исключением случаев, когда Банк России
или кредитные организации принимают
на себя такие обязательства.
Нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России
- Статья 75 Конституции России
- Федеральный закон «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ
- Федеральный закон «О банках
и банковской деятельности» от 2 декабря
1990 года № 395-1