Центральный банк и его место в регулировании денежного обращения. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:05, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение методов регулирования денежного обращения ЦБ.
Задачи работы: изучить
• статус и задачи Центрального банка России
• методы регулирования денежного кредитного обращения
• сущность государственного регулирования кредитно-финансовых институтов
• проблемы денежного обращения в России и перспективы его регулирования

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основы денежно-кредитного регулирования в России 5
1.1. Статус и задачи Центрального банка России 5
1.2. Методы регулирования денежного кредитного обращения 7
Глава 2. Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов 13
2.1. Основные направления государственного регулирования кредитно-финансовых институтов 13
2.2. Зарубежный опыт государственного регулирования кредитно-финансовых институтов 15
Глава 3. Проблемы денежного обращения в России и перспективы его регулирования 17
3.1 Анализ проблемы денежного обращения 17
3.2. Эффективность традиционных методов регулирования денежного обращения в России 22
Заключение 24
Список литературы 2
Приложения 2

Файлы: 1 файл

Методы регулирования денежного обращения Центральным банком России.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

В целом монетизацию российской экономики и предшествующие ей мероприятия целесообразно осуществлять в увязке с нормализацией денежного оборота, структуры денежной массы и с политикой валютного контроля. В более долгосрочном плане необходимо рассматривать монетизацию как системную проблему во взаимосвязи с приоритетами промышленной политики.

Таким образом, с учетом тех подходов, которые используются в других странах и, принимая во внимание специфику нынешней ситуации в российской экономике, можно говорить о возможности увеличения ее ресурсной базы на основе внутренних рычагов при минимизации негативных последствий. Это будет способствовать устранению препятствий для экономического роста, которые создаются перекосами в денежно-кредитной сфере, а также в целом уменьшит зависимость от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

 

 

3.2. Эффективность традиционных методов регулирования денежного обращения в России

Приведенные выше данные в обоснование необходимости смягчения денежно-кредитной политики ЦБ, свидетельствуют о недостатке денежной массы для обслуживания хозяйственного оборота. В результате доля денежной составляющей в выручке многих предприятий крайне мала. Порой она меньше, чем сумма причитающейся работникам заработной платы и начисленных налогов. В моей работе уже упоминалось, что использование бартера и суррогатов повышает себестоимость продукции многих предприятий порой на 20 - 25%. Другой фактор повышения себестоимости продукции - слишком низкий уровень загрузки производственных мощностей. И как следствие увеличение средне-постоянных издержек.

Все эти аргументы используются для обоснования необходимости денежной эмиссии. Предполагается, что с появлением большего количества "живых" денег предприятия охотно откажутся от вексельных и бартерных схем, начнут увеличивать производство, что приведет к снижению издержек на единицу продукции и цен, что, в свою очередь, запустит механизм экономического роста.

Все эти предложения основаны на той же предпосылке, что и аргументы стойких монетаристов, утверждающих необходимость продолжения жесткой кредитно-денежной политики. И те, и другие предполагают, что макроэкономическими процессами в экономике можно управлять приведенными ранее методами (денежная эмиссия, ставка ЦБ и так далее).

На самом деле в России сложилась ненормальная ситуация. Параллельно существуют два рынка: спекулятивный высокодоходный финансовый рынок и отдельно рынок производства и обращения товаров, имеющие весьма относительную связь между собой. Часть предприятий более включена в работу по законам нормального денежного рынка, реализует свою продукцию полностью или большей частью за деньги, использует кредиты для пополнения оборотных средств и зависит от параметров денежного рынка. Другая часть использует бартер и взаимозачеты и практически никак не зависит от состояния финансового рынка, а стало быть, практически не поддается регулированию традиционными макроэкономическими методами.

В результате обеспеченность денежной массой реального сектора экономики, ориентирующегося на денежное обращение, оказывается значительно выше среднестатистических данных. Но удельный вес этого сектора в общем объеме российской экономики относительно невелик и влияние предпринимаемых властями макроэкономических мер в целом оказывается незначительным.

Попытки использования классических рычагов макроэкономического регулирования или не приводят ни к каким результатам, или требуют несоразмерно резких мер для получения эффекта, который в конце концов оказываются невелик.13 Доля банковских кредитов корпоративным заемщикам составляет сейчас в российской экономике 12 процентов от объема ВВП, в то время как в развитых странах Запада и в Японии эта величина составляет 60 - 120 процентов от ВВП. Но даже приведенная цифра не отражает реальной ситуации. В тех случаях, когда предприятия используют в своих расчетах живые рубли (например, алюминиевая отрасль и некоторые металлургические комбинаты), речь идет о замкнутом кредитно-финансовом цикле.

Свои банки кредитуют завод по сути дела его же деньгами, только очищенными от налогов. И влияние величины ставки ЦБ или ситуации на рынке ГКО на использование этих денег является минимальным. Поэтому когда ставка рефинансирования изменяется в несколько раз, эффект этой чрезвычайной меры на состояние экономики оказывается значительно ниже, чем при изменении ставки на доли процента в Германии, Великобритании или США.

Причины, по которым большая часть реального сектора российской экономики неадекватно реагирует на сокращение денежной массы и повышение учетных ставок, кроются не только в менталитете российского директорского корпуса. Нормальная реакция рыночной экономики, вызывающая при снижении спроса соответствующее снижение цен, не может работать в наших условиях в силу целого ряда причин.

Во-первых, это налоговая система, предусматривающая в случае продажи продукции или товара по цене ниже себестоимости необходимость уплаты налога. Убытки от такой продажи резко возрастают, и предприятия используют встречный бартер, чтобы этого избежать. Однако более высокие зачетные цены бартерных операций повышают издержки предприятий, что приводит к более высокому уровню себестоимости, и история повторяется. В результате образуется дутый товарооборот. По данным Института проблем инвестирования банка "Менатеп", к началу 1998 года объем фиктивного ВВП составил 38 процентов. С учетом этого дефицит денежной массы в российской экономике может оказаться не так велик, как это говорилось ранее.

Другой существенной причиной, влияющей на завышение себестоимости продукции российских производителей, является действующий порядок начисления амортизации. В результате ежегодно проводившихся переоценок основных фондов балансовая стоимость производственных фондов предприятий оказалась сильно завышена относительно реальной рыночной стоимости. Завышенная балансовая стоимость мешает избавляться от них по реальным ценам.

В результате всего этого, как только в нашей экономике проявляются инфляционные тенденции, цены начинают расти. Но при обратной ситуации их снижению препятствует слишком много обстоятельств.

Заключение

 

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.

В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны являться: установление минимальных резервных требований; определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного — под залог ценных бумаг — кредита); операции на открытом рынке. 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ»
  3. Балабанов .Банки и банковская деятельность. - М., 2005
  4. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2006
  5. Денежное обращение и банки под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.-изд. «Финансы и статистика». М. 2006 г.
  6. Колесников В.И. Банковское дело:Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2008
  7. Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2001
  8. Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005. - п.11
  9. Орлов А. Необходимо реформирование банковской системы // Экономист.- 2006. -№3 РЭО Вестник №183.25.11.2005
  10. Скворцов Д. Парадоксы денежного обращения // Нижегородский бизнес-еженедельник "Монитор" за 17.08 – 23.08.98г.
  11. Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
  12. Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов. - М., 2005 

Приложения

 

 

Схема 1. Банковский мультипликатор

 

Схема 2. Административные методы регулирования денежного обращения

 

 

 

 

 

 

6

 

7

 

1 Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ»

 

2 Колесников В.И. Банковское дело:Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2008

 

3 Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ»

 

4 Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. - М.: Финансы и статистика, 2001

 

5 Семенюта О.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

 

6 Скворцов Д. Парадоксы денежного обращения // Нижегородский бизнес-еженедельник "Монитор" за 17.08 – 23.08.98г.

 

7 Скворцов Д. Парадоксы денежного обращения // Нижегородский бизнес-еженедельник "Монитор" за 17.08 – 23.08.98г.

 

8 Тагирбеков К.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов. - М., 2005

 

9 Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005. - п.11

 

10 Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2005. - п.11

 

11 Колесников В.И. Банковское дело:Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2008

 

 

12 Скворцов Д. Парадоксы денежного обращения // Нижегородский бизнес-еженедельник "Монитор" за 17.08 – 23.08.98г.

 

13 Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин,А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2006

 


Информация о работе Центральный банк и его место в регулировании денежного обращения. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ