Бюджет и бюджетная система Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:14, реферат

Краткое описание

Характерной чертой бюджетного дела этого периода являлась раздробленность, соответствующая характеру приказного строя управления. В эпоху Петра I предпринимаются попытки централизации бюджетной отчетности, в этот период теоретически оформилась идея ежегодного составления бюджета. В царствование Екатерины II были созданы условия для составления бюджета. Именно с Екатерининской эпохой связано появление ежегодных государственных росписей. В эпоху Павла I начинается утверждение проектов бюджетов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 29.00 Кб (Скачать)

2.Бюджет и бюджетная система Российской Империи. 

Характерной чертой бюджетного дела этого периода являлась раздробленность, соответствующая  характеру приказного строя управления. В эпоху Петра I предпринимаются попытки централизации бюджетной отчетности, в этот период теоретически оформилась идея ежегодного составления бюджета. В царствование Екатерины II были созданы условия для составления бюджета. Именно с Екатерининской эпохой связано появление ежегодных государственных росписей. В эпоху Павла I начинается утверждение проектов бюджетов. К этому же времени относится упрощение и улучшение бюджетной системы. Составление ежегодных сметных исчислений, первый опыт нормирования, составления, утверждения и исполнения бюджета относятся к эпохе Александра I. Манифестом 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств на министров была возложена обязанность ежегодно в начале октября каждого года представлять министру финансов План или Табель расходов по их ведомству на предстоящий год, а на министра финансов - обязанность составлять ежегодно на основании этих Табелей подробный Штат общих государственных расходов, готовить Генеральную ведомость о доходах на будущий год и представлять их в ноябре на рассмотрение и утверждение императора через Комитет Министров. Меры по нормативному упорядочению бюджетного дела сопровождались не улучшением, а ухудшением финансового положения России в Александровскую эпоху. В этих условиях развернулась реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Идеи бюджетного законодательства были им развиты в «Плане финансов» (1810) «Планом Финансов» было предусмотрено, что бюджетные и сверхбюджетные предположения должны поступать на утверждение Императора после предварительного обсуждения их в Государственном Совете. В соответствии с «Планом финансов» 1 января 1810 г. был образован Государственный Совет. Правила о составлении, установлении и исполнении Государственной Росписи вошли в Наказ Министру финансов 25 июня 1811 г. Правила Наказа, в основу которых были заложены положения «Плана Финансов», составляли юридическую основу российского бюджетного дела вплоть до реформы 1862 г. Подводя итоги Александровской эпохи, нужно обозначить определенную веху в деле становления в России бюджетного законодательства. «Основным финансовым законом» М.М. Сперанского в России впервые формально была создана система русского бюджетного права, хотя реально в бюджетном деле преобразований не произошло. Значение Государственного Совета и Государственного Контроля было формализовано, и всё бюджетное дело фактически сосредоточилось в руках комитетов финансов и министра финансов. В царствование Николая I обсуждение сметных проектов происходило в комитетах финансов, после чего проект бюджета предварительно одобрялся Императором, а затем вносился в Государственный Совет, после чего поступал на окончательное утверждение Императора с 1851 г. Государственный Совет был привлечен к действительному участию в обсуждении проекта бюджета. С 1854 г. был введен следующий порядок установления бюджета: ведомства вносили свои сметы в Департамент Государственной Экономии Государственного Совета, где они обсуждались и согласовывались при участии министров. Заключения Департамента поступали на утверждение, после чего министр финансов составлял проект Государственной Росписи и вносил его в комитет финансов. Журнал Комитета и проект представляли Императору, а затем проект вносился в Государственный Совет, после чего проект утверждался Императором. Эта процедура рассмотрения и утверждения бюджета действовала до реформы 1862 г Вопрос о реформе бюджетного устройства был поставлен в первые годы царствования Императора Александра II в связи с необходимостью совершенствования отчетности и контроля. 22 мая 1862 г. «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной Росписи и Финансовых Смет министерств Роспись государственных доходов и расходов на 1863 г. была составлена по новым правилам. В общем государственном бюджете были объединены все государственные ресурсы. Все министерства вошли в подчинение единого независимого Государственного Контроля. Бюджетные акты 1862 г. ликвидировали дореформенную эпоху и стали исходным пунктом для развития Российского бюджетного законодательства. Политически Россия оставалась дореформенной. Опубликование Манифеста 17 октября 1905 г. и учреждение Государственной Думы внесли новые начала в бюджетную законодательную практику. Государственная Дума наряду с реформированным Государственным Советом была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С установлением бюджетных Правил 8 марта 1906 года о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России возникло настоящее бюджетное право. Первая государственная роспись, одобренная Думой, была принята на 1908 финансовый год.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система Российской Империи