Банковские системы мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Банковские системы зарубежных стран.
1.1 Банковская система Англии.
1.2 Федеральная резервная система.
1.3. Принципы функционирования банков в исламских странах.
2. Банковская система России.
2.1 Центральный Банк Российской Федерации
2.2 Комерческие банки.
2.3 Проблемы и перспективы развития банковской системы в России
Заключение ...……………………………………….……………………………………41
Список используемых источников…………………….……………………………….42

Файлы: 1 файл

Банковские системы мира.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и о валютном контроле.


1.3. Принципы функционирования банков в исламских странах.

Деятельность исламских банков основана на совершенно другой философии, чуждой среднему европейцу и американцу. Выполняя те же функции, она делает это совершенно по-другому. Приведу два примера:

Ливанский беженец воз­вращается на родину. Его скудных сбережений не хватит, чтобы восстановить раз­рушенный отчий дом и начать собственное дело. У него нет имущества, которое он мог бы предложить в качестве залога под кредит, но есть нечто более цен­ное — репутация честного, рабо­тящего и набожного человека. После долгих бесед с банкиром и поручительства имама местной мечети вчерашний беженец по­лучает взаймы деньги, чтобы ку­пить грузовик и заняться пере­возкой фруктов.

Крупный коммерсант из Ма­лайзии понес большие потери из-за недавнего экономического кризиса и валютного краха, но банк, финансировавший его внешнеторговые сделки, взял на себя убытки, рассудив, что в них нет вины клиента. При этом вкладчики банка скрепя сердце смирились с тем, что в кризис­ный год не смогут получить до­ход по своим вкладам.

В развитых странах Запада по­добные ситуации были бы прос­то невозможны. Банк, кредито­вавший погоревшего коммер­санта, скорее всего, сделал бы его банкротом либо выдал новый безнадежный кредит для выпла­ты процентов по старому. Бед­няк, не имеющий залога, скорее всего, вообще не получил бы зай­ма. Ведь даже в такой развитой стране, как Италия, десятки ты­сяч мелких предпринимателей из-за недоступности банковско­го кредита вынуждены обра­щаться к связанным с мафией ростовщикам, чтобы получить заем под кабальные проценты.

«Человечные» финансисты, не требующие от клиентов залога и способные простить ему долги, работают в так называемых ис­ламских банках — финансовых институтах, действующих на ос­нове принципов мусульманской религиозной этики, в корне от­личающейся от устоев западной банковской системы.

В настоящее время только в трех государствах — Пакистане, Иране и Судане – банковская система целиком функциониру­ет на основе принципов шариа­та. Однако сообщество ислам­ских банков является наиболее быстро растущим сегментом фи­нансового сектора всего Ближ­него Востока. По данным Меж­дународной ассоциации ислам­ских банков, сегодня в 35 стра­нах (включая Россию) функцио­нируют приблизительно 200 та­ких кредитных учреждений. В последние два года наблюдает­ся стремительный рост ислам­ских банков в странах Персид­ского залива, стабильное разви­тие этого сектора продолжается и в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Малайзии.

В настоящее время общая сум­ма активов, управляемых на ос­нове принципов шариата, сос­тавляет, по разным оценкам, от 100 до 160 млрд долларов. По ми­ровым меркам это немного — значительно меньше, чем акти­вы одного крупного японского или американского банка. Одна­ко динамика развития исламских банков, особенно в последние годы, свидетельствует о том, что у них большое будущее: ежегод­ные темпы роста в этом секторе составляют 10—15 процентов. Уже сейчас в Кувейте в ислам­ских банках размещено от чет­верти до трети всех сбережений населения. Ненамного отстает в этом отношении Малайзия.

 

Исламская модель

Главной особенностью ислам­ских финансов является отказ от того, на чем основана общепри­нятая, западная финансовая сис­тема, — ссудного процента. Это не означает превращение ком­мерческих займов в благотвори­тельные. Вознаграждение соб­ственнику капитала не должно принимать форму выплаты зара­нее установленной суммы, га­рантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взима­ния процента. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником кото­рого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наслед­ство или дар. Кроме того, при­быль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Исламские экономисты дают различные рациональные обос­нования запрета ссудного про­цента, делая акцент на его эк­сплуататорском характере и под­черкивая роль банковской сис­темы в провоцировании эконо­мических кризисов. Однако в ко­нечном счете отказ от процента, как и выполнение заповеди, яв­ляется актом веры. Как и любую сферу жизни мусульманина, фи­нансовую деятельность регла­ментирует священное писание мусульман — Коран, а также свод правовых и религиозных норм — шариат.

Основными понятиями Кора­на, описывающими то, чего в своей финансовой практике дол­жен избегать мусульманин, явля­ются риба и гарар. Риба(дослов­но «излишек») — любое неоп­равданное приращение капита­ла при займе или в торговой сделке. Это такой же тяжкий грех, как и гарар — намеренный риск, выходящий за рамки неиз­бежной случайности. Большин­ство исламских ученых считает, что понятие «риба» означает не только высокий, ростовщичес­кий, но и любой ссудный про­цент, в то время как под опреде­ление «гарар» попадает любая спекулятивная операция.

Мусульманин не должен забы­вать, что все земные блага — это дар Аллаха, который является их истинным собственником. Вве­ренные человеку производитель­ные ресурсы должны работать на благо всего общества. Согласно шариату, деньги, не вложенные в дело, подлежат обложению благотворительным налогом в пользу бедных и немощных. В случае, если человек сам не способен пустить деньги в обо­рот, он должен вложить их в чу­жое предприятие, получив долю в его доходах. Известно, что сам пророк Мухаммед был удачли­вым купцом, в его торговые опе­рации вложила средства богатая вдова Хаджия, которая впослед­ствии стала его женой. Финансо­вые операции, которые совершал более полутора тысяч лет назад основатель ислама, носят те же названия и основаны на тех же принципах, что и виды финан­совых услуг, которые предлагают современные исламские банки в Манаме, Куала-Лумпуре и лон­донском Сити.

Инвестиционный счет

Вместо процента исламские банки могут предложить вклад­чику право на участие в доходах предприятия, в которое вложены его деньги. При одном обязатель­ном условии — вкладчик должен разделить и возможные убытки.

Исламские банки открывают для клиентов три вида счетов. Во-первых, это текущий счет, ус­ловия которого практически не отличаются от условий открытия таких счетов в западных банках. Проценты по нему не выплачи­ваются, клиенту гарантируется возвращение суммы вклада в лю­бой момент.

Второй тип счета — сберега­тельный. Его владелец не имеет права на участие в прибылях, од­нако администрация с целью привлечения вкладчиков может по своему усмотрению выплачи­вать им премии в зависимости от прибыльности банка. Сберега­тельный вклад не является сроч­ным, его номинальный размер также гарантирован. Средства, привлеченные по сберегатель­ным вкладам, банк старается вкладывать в малорискованные операции, как правило, в финан­сирование торговых сделок.

И наконец, третий вид сче­та — инвестиционный. Его вла­делец имеет право разделить с банком его прибыль или убытки по схеме profit and loss shar­ing (PLS). Вкладчики получают доход по своим вкладам, кото­рый, как правило, сопоставим с процентом в обычных банках. Однако доход этот не гарантиру­ется, не гарантирован и сам ка­питал, так как убытки банк ком­пенсирует за счет средств на ин­вестиционных вкладах. В случае, если банк распорядился сред­ствами клиента не вполне про­фессионально, тот в судебном порядке может потребовать ком­пенсации.

Таким образом, рекомендован­ным исламской доктриной мето­дом мобилизации денежных ре­сурсов, в том числе и для банков, является долевое финансирова­ние (equity finance) — привлече­ние средств за счет участия ин­вестора в акционерном капитале. Приращение капитала не может происходить в сфере денежного оборота, в его основе должны ле­жать сделки, касающиеся реаль­но существующих товаров и ус­луг. Деньги сами по себе не могут приносить новые деньги, капи­тал должен использоваться в про­изводительных целях.

Многие экономисты указыва­ют, что в долевом финансирова­нии кроются значительные пре­имущества. В западной экономи­ке размер ссудного процента, за­висящего в свою очередь от уста­новленной Центробанком учет­ной ставки, диктует условия для развития реального сектора. В исламской финансовой систе­ме доход по вкладам зависит от прибыльности акций компаний, в которые банк вложил капитал вкладчиков. Таким образом, ди­намика развития реального сек­тора способствует установлению благоприятного инвестиционно­го климата и эффективному рас­пределению финансовых ресур­сов в пользу наиболее успешных отраслей экономики.

Финансирование по исламской модели может покончить с зависимостью ре­ального сектора от интересов банковского капитала, характер­ной для системы, основанной на ссудном проценте. Денежные активы создаются как ответ на инвестиционные возможности в реальном секторе, поэтому именно реальный сектор опре­деляет ставку дохода в финансо­вом секторе, а не наоборот. Таким образом, уже не банки будут за­давать реальной экономике темп развития, а производительный сектор начнет создавать для се­бя благоприятный инвестицион­ный климат.

 

В исламской системе многие перспективные проекты, кото­рые обычные банки отвергли бы из-за отсутствия залога, могут получить финансирование на ос­нове участия в прибылях. Одна­ко в реальности мелкие и сред­ние предприниматели, создаю­щие основную часть ВВП араб­ских стран и составляющие боль­шую часть клиентской базы бан­ков, испытывают трудности в по­лучении кредитов на основе раз­деления прибыли из-за слишком сложного и трудоемкого меха­низма оценки проекта. Исламский банкир принима­ет решение о предоставлении займа на основе изучения пер­спектив проекта, предложенно­го для реализации, а также дело­вых качеств клиента. В большин­стве случаев от него не требуют предоставления залога. Это соз­дает опасность махинаций как со стороны клиента, так и со сторо­ны администрации банка. При операции на основе участия в прибылях клиент может попы­таться сфальсифицировать от­четность и скрыть от банка ре­альные доходы проекта. При фи­нансировании торговой опера­ции по схеме мурабаха (выплата в рассрочку основной суммы займа и наценки «за обслужива­ние») клиент может испытать ис­кушение нажиться за счет задер­жки платежей.

Для нейтрализации подобных рисков разработаны специаль­ные процедуры, во многом сходные с практикой западных банков, которые тоже нередко страдают от злоупотреблений. Главным методом борьбы с ма­хинаторами является тщатель­ный аудит всех операций пред­приятия-клиента. Ни один из членов руководства исламского банка не имеет права единолич­но признать убытки, показан­ные в отчетности предприятия, финансируемого банком. Для этого необходимо коллегиаль­ное решение всего состава прав­ления банка. Если проект не достиг запланированной при­быльности, специальный неза­висимый комитет изучает ба­ланс предприятия. Если же сок­рытие доходов установлено, клиент выплачивает недостаю­щую сумму в принудительном порядке. Банк может использо­вать свои права акционера для замены недобросовестных ме­неджеров предприятия. В особо тяжелых случаях банк отзываесвои средства, и компания-на­рушитель вносится в «черный список». В случае просрочки платежей дело передается в суд, который обязывает клиента выплатить необходимую сумму плюс оговоренный в первона­чальном контракте штраф.

Серьезные проблемы возник­ли при переходе к исламской системе в связи с финансирова­нием государственных расходов за счет внутреннего долга, так как выпуск процентных облига­ций стал невозможен, В Иране, например, даже после перехода к беспроцентной банковской системе финансирование гос­долга по-прежнему продолжа­лось за счет кредитов, которые центральный банк предоставлял национализированным коммер­ческим банкам на основе фикси­рованной ставки процента. Ком­мерческие банки, в свою оче­редь, на льготных условиях пре­доставляли займы предприяти­ям госсектора.

Положение изменилось после того, как администрация прези­дента Хатами приступила к эко-номическим реформам. В 1995 году иранское государство начало выпуск специальных ис­ламских облигаций, основанных на принципе PLS: в ходе плани­руемой приватизации облигации будут обращены в акции бывших государственных предприятий. Мобилизованные в результате займа средства будут использова­ны для их реформирования и мо­дернизации, а доходность обли­гаций будет определяться прибы­лями компаний, включенных в фонд, служащий для обеспече­ния госзайма. При выпуске обли­гаций бьш использован опыт Ма­лайзии, где подобные ценные бу­маги появились еще раньше.

Привлекательная идея

Несмотря на то что в теории наиболее желательным видом операций для исламских банков является долевое финансирова­ние проектов, в реальности большая часть портфеля акти­вов приходится на краткосроч­ное финансирование торговых сделок, при котором банк полу­чает прибыль за счет наценки за обслуживание (мурабаха). Кон­центрация на краткосрочных активах нежелательна не толь­ко потому, что не создает доста­точных стимулов долгосрочно­го экономического развития, но и потому, что подозрительна с религиозной точки зрения: опе­рация мурабаха во многом на­поминает процентную ссуду

По мнению экспертов, причина кроется в недостаточном развитии вторич­ного финансового рынка. Активный рост в послед­ние годы исламского рынка ак­ций, бурное развитие исламских инвестиционных фондов и появ­ление новых финансовых ин­струментов создают предпосыл­ки для перемен.

Сейчас исламские банки предлагают краткосрочные ин­струменты с доходностью пять-шесть процентов. В перспективе же осуществить „квантовый ска­чок", перейдя к средне- и дол­госрочным продуктам с доход­ностью в пятнадцать, двадцать и даже тридцать процентов в сфе­ре проектного финансирования и  рискового  капитала.

По мнению многих специа­листов, из опыта исламских банков западная финансовая система может извлечь для се­бя важный урок: эгоистические интересы банковского сообщес­тва не должны становиться удавкой на горле реального сек­тора, а решения о финансирова­нии проектов должны прини­маться не на основе предвкуше­ния призрачной спекулятивной сверхприбыли, а на основании ответственной оценки перспек­тив его прибыльности. Автори­тетный орган западных деловых кругов журнал Economist писал по поводу исламской финансо­вой операции мушарака (учас­тие банка в прибылях и убытках предприятия): «Некоторые лю­ди на Западе находят эту идею привлекательной. Она дает то­му, кто предоставляет деньги, сильный стимул удостоверить­ся, что при помощи своих денег он создает действительно неч­то ощутимое. Как жаль, что за­падные банки не имели такого стимула, когда принимали мно­гие из своих решений об инвес­тициях на протяжении 70-х и 80-х годов. Мушарака также подчеркивает разделение ответ­ственности между всеми поль­зователями денег.

Информация о работе Банковские системы мира