Представительством
кредитной организации является ее обособленное
подразделение, расположенное вне места
нахождения кредитной организации, представляющее
ее интересы и осуществляющее их защиту.
Представительство не имеет права осуществлять
банковские операции. Оно создается для
обеспечения представительских функций
банка, совершения сделок и иных правовых
действий. Оно не занимается расчетно-кассовым
и кредитным обслуживанием клиентов и
не имеет корреспондентского субсчета. [7,
с. 138]
Коммерческие
банки можно классифицировать
по следующим признакам
(таблица 2): [3, с. 27-30]
Таблица
2
№
п/п |
Признаки |
Виды
банков |
1 |
Правовой
статус (форма собственности) |
Государственные
Акционерные
(ЗАО, ОАО)
Муниципальные
Паевые
Совместные
Смешанные |
2 |
По
сроку выдаваемых
ссуд |
Долгосрочного
кредита
Среднесрочного
кредита
Краткосрочного
кредита |
3 |
География
распространения (территориальный
признак) |
Региональные (местные,
муниципальные)
Федеральные
Международные |
4 |
Степень
независимости |
Самостоятельные
Дочерние
Уполномоченные
Консорциальные
|
5 |
Характер
деятельности |
Универсальные
Специализированные |
6 |
Наличие
филиальной сети |
С филиальной сетью
Без филиалов |
7 |
Масштаб
деятельности |
Крупные
Средние
Мелкие |
Деление
коммерческой банковской системы России
на виды, позволяет государству, более
точно и целенаправленно вести государственную
денежную политику, контролировать процесс
движения денежной массы.
К активным
и пассивным банковским операциям
коммерческого банка относятся:
- привлечение
денежных средств физических и юридических
лиц во вклады (до востребования и на определенный
срок);
- размещение
привлеченных средств от своего имени
и за свой счет;
- открытие
и ведение банковских счетов физических
и юридических лиц;
- осуществление
расчетов по поручению физических и юридических
лиц, в том числе банков-корреспондентов,
по их банковским счетам;
- инкассация
денежных средств, векселей, платежных
и расчетных документов и кассовое обслуживание
физических и юридических лиц;
- купля-продажа
иностранной валюты в наличной и безналичной
формах;
- привлечение
во вклады и размещение драгоценных металлов;
- выдача банковских
гарантий;
- осуществление
переводов денежных средств по поручению
физических лиц без открытия банковских
счетов (за исключением почтовых переводов);
- выдачу поручительств
за третьих лиц, предусматривающих исполнение
обязательств в денежной форме;
- приобретение
права требования от третьих лиц исполнения
обязательств в денежной форме;
- доверительное
управление денежными средствами и иным
имуществом по договору с физическими
и юридическими лицами;
- осуществление
операций с драгоценными металлами и драгоценными
камнями в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
- предоставление
в аренду физическим и юридическим лицам
специальных помещений или находящихся
в них сейфов для хранения документов
и ценностей;
- лизинговые
операции;
- оказание
консультационных и информационных услуг;
- осуществление
других операций в соответствии с лицензией
ЦБ РФ. [1]
Подводя
итог сказанному, можно определенно
сделать вывод о том, что коммерческие
банки сегодня – основная составная часть
кредитно-финансовой системы любой страны.
Они занимают господствующее положение
на рынке ссудных капиталов. Масштабы
их деятельности в экономике развитой
страны поистине огромны. Представление
об этом дает статистика денежных потоков,
проходящих через коммерческие банки.
Высокие
и устойчивые темпы экономического
роста и достигнутая макроэкономическая
стабильность требуют от Правительства
РФ и Центрального Банка РФ выработки
новых решений, направленных на обеспечение
поступательного развития банковского
сектора на основе укрепления его устойчивости,
повышения конкурентоспособности российских
кредитных организаций, совершенствования
банковского регулирования и надзора,
усиления защиты интересов и укрепления
доверия вкладчиков и других кредиторов
банков. Для достижения указанной цели
Правительством РФ и ЦБ РФ принята Стратегия
развития банковского
сектора РФ на период
до 2008 года, которой предусматриваются
совершенствование нормативного правового
обеспечения банковской деятельности,
завершение перехода кредитных организаций
на использование международных стандартов
финансовой отчетности, создание условий
для предотвращения использования кредитных
организаций в противоправных целях (прежде
всего таких, как финансирование терроризма
и легализация доходов, полученных преступным
путем), повышение качества предоставляемых
кредитными организациями услуг. [8,
с. 17]
Основной
целью развития банковского сектора
на среднесрочную перспективу является
повышение устойчивости банковской системы
и эффективности функционирования банковского
сектора. Реформирование банковского
сектора будет способствовать реализации
программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2007—2010 годы), прежде всего
преодолению сырьевой направленности
российской экономики за счет ее ускоренной
диверсификации и реализации конкурентных
преимуществ. [8, с. 18]
Основными
задачами развития банковского
сектора являются:
- усиление
защиты интересов вкладчиков и других
кредиторов банков;
- повышение
эффективности осуществляемой банковским
сектором деятельности по аккумулированию
денежных средств населения и организаций
и их трансформации в кредиты и инвестиции;
- повышение
конкурентоспособности российских кредитных
организаций;
- предотвращение
использования кредитных организаций
для осуществления недобросовестной коммерческой
деятельности и в противоправных целях
(прежде всего таких, как финансирование
терроризма и легализация доходов, полученных
преступным путем);
- развитие
конкурентной среды и обеспечение транспарентности
в деятельности кредитных организаций;
- укрепление
доверия к российскому банковскому сектору
со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. [8,
с. 18-19]
После
достижения стратегических целей, предусмотренных
настоящим документом, на следующем
этапе (2009—2015 годы) Правительство Российской
Федерации и Банк России будут считать
приоритетной задачу эффективного позиционирования
российского банковского сектора на международных
финансовых рынках.
Основными
направлениями деятельности
Правительства Российской
Федерации и Банка
России являются:
- совершенствование
правового обеспечения банковской деятельности;
- формирование
благоприятных условий для участия банков
в финансовом посредничестве;
- повышение
эффективности банковского регулирования
и банковского надзора;
- развитие
конкурентной среды и обеспечение транспарентности
в деятельности кредитных организаций;
- укрепление
рыночной дисциплины в банковской сфере
и обеспечение равных условий конкуренции
для всех кредитных организаций, включая
банки, контролируемые государством;
- повышение
требований к качеству корпоративного
управления в кредитных организациях;
- развитие
инфраструктуры банковского бизнеса. [8,
с. 19]
В
сфере правового
обеспечения банковской
деятельности необходимо
в первую очередь
создать правовые
условия функционирования
кредитных организаций
в соответствии с
международными нормами,
определенными, в
частности, в документе
Базельского комитета
по банковскому надзору "Основополагающие
принципы эффективного
банковского надзора",
в том числе:
- укрепить
права кредиторов, в первую очередь их
права требования, обеспеченные залогом;
- обеспечить
совершенствование правовых механизмов
ликвидации кредитных организаций, у которых
отозваны лицензии на совершение банковских
операций;
- укрепить
правовые механизмы конкуренции и предотвращения
действий по ограничению свободы коммерческой
деятельности в банковской сфере;
- упростить
процедуры слияния и присоединения кредитных
организаций;
- создать условия
для формирования эффективной системы
хранения и использования кредитных историй;
- создать правовые
условия для более широкого применения
в банковском деле современных электронных
технологий;
- создать правовые
механизмы противодействия установлению
недобросовестными лицами контроля над
кредитными организациями;
- продолжить
работу по совершенствованию системы
налогообложения банковской деятельности.
В
сфере укрепления
роли банков в системе
финансового посредничества
необходимо обеспечить:
- открытость
деятельности хозяйствующих субъектов
на основе раскрытия информации о финансовом
состоянии и показателях хозяйственной
деятельности в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности;
- совершенствование
механизмов рефинансирования и управления
ликвидностью банков;
- равные возможности
для кредитных организаций при совершении
операций и сделок, проводимых на финансовых
рынках, на базе современных информационных
и банковских технологий.
В
сфере банковского
регулирования и надзора
важнейшими направлениями
являются:
- определение
режима банковского надзора и применение
при необходимости мер надзорного реагирования
исходя прежде всего из характера рисков,
принятых кредитной организацией, и качества
управления рисками;
- обеспечение
функционирования системы раннего реагирования
и применения комплексной оценки деятельности
кредитных организаций, включающей оценку
качества управления и внутреннего контроля;
- повышение
оперативности и эффективности решений,
принимаемых в рамках банковского надзора.
Предстоит
рассмотреть вопросы
сближения правил
регулирования деятельности
кредитных организаций
и иных участников
финансового рынка. [8, с. 20]
В
сфере развития конкурентной среды
и укрепления рыночной дисциплины необходимо:
- создать более
благоприятные условия для развития инфраструктуры
рынка банковских услуг, прежде всего
в регионах;
- обеспечить
открытость деятельности кредитных организаций,
в том числе прозрачность структуры собственников
(акционеров, участников);
- повысить
эффективность и качество аудиторской
деятельности путем внедрения федеральных
стандартов аудиторской деятельности,
разработанных на основе международных
стандартов аудита.
В
сфере корпоративного
управления в кредитных
организациях особое
внимание необходимо
уделить:
- повышению
эффективности управления рисками, возникающими
при осуществлении банками своей деятельности,
в том числе в части операций со связанными
лицами, а также группой технологических
рисков и рисков безопасности;
- повышению
эффективности систем внутреннего контроля;
- достижению
уровня прозрачности системы корпоративного
управления, который обеспечит всем категориям
заинтересованных лиц, включая акционеров
(участников), своевременное и точное раскрытие
предусмотренной законодательством информации
по вопросам деятельности кредитной организации,
включая данные о ее финансовом положении,
структуре собственников и управления;
- обеспечению
прав собственников, в том числе миноритарных. [8,
с. 20]