В пределах своих полномочий,
предоставленных ему Конституцией РФ
и федеральными законами, Банк России
независим в своей деятельности. Федеральные
органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов РФ
и органы местного самоуправления не имеют
права вмешиваться в деятельность Банка
России по реализации его законодательно
закрепленных функций и полномочий, принимать
решения, противоречащие Федеральному
закону.
Уставный капитал и имущество
Банка России являются федеральной собственностью.
Однако Банк России является только титульным
владельцем принадлежащей ему собственности;
специфической особенностью является
его обязанность осуществлять правомочия
владения, пользования и распоряжения
указанным имуществом не в своих интересах,
а в интересах государства или, точнее,
общества в целом. Свои расходы Банк России
осуществляет за счет собственных доходов,
т.е. государство не финансирует его деятельность.
Банку России предоставлены определенные
льготы, которые выражаются в том, что
он не регистрируется в налоговых органах
(следовательно, он освобожден от уплаты
налогов). В то же время на деятельность
ЦБ РФ налагается ряд ограничений. Так,
Банк России не вправе участвовать в формировании
капитала российских кредитных организаций.
Государство не отвечает по обязательствам
Банка России, а Банк России — по обязательствам
государства. Центральный банк, имеющий
независимый статус (разумеется, в четко
определенных законом пределах), жизненно
необходим экономике рыночного типа. Действуя
в интересах государства и всего общества,
Банк России не имеет частноправовых целей.
Основными целями Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости
российского рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к
иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской
системы РФ, т.е. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; ЦБ координирует,
регулирует и лицензирует организацию
расчетных, в том числе клиринговых, систем
в РФ.
Как видно, получение прибыли
не является целью функционирования Центрального
банка РФ.
Поставленные перед ЦБ РФ цели
определяют его функции, которые сформулированы
в ст. 4 Федерального закона. Центральный
банк РФ3:
взаимодействует с Правительством
РФ, разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля;
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, что закреплено
в ст. 29 Закона о ЦБ РФ. Ее проведение —
исключительная функция Центрального банка РФ.
Эмиссия — главный источник ресурсов
Банка России;
является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему
рефинансирования;
устанавливает правила осуществления
расчетов в РФ;
устанавливает правила проведения
банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
Осуществляет государственную регистрацию кредитных
организаций, выдает и отзывает
лицензии на проведение банковской и аудиторской
деятельности;
осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями;
осуществляет в соответствии
с законодательством РФ валютное регулирование
и валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки;
принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса РФ и организует
составление платежного баланса РФ;
в целях осуществления названных
выше функций Центральный банк РФ проводит
анализ и прогнозирование состояния экономики
РФ в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические
данные;
осуществляет иные функции
в соответствии с федеральными законами.
Все перечисленные функции
Центрального банка РФ тесно взаимосвязаны.
Их реализация позволяет создать необходимые
предпосылки для выполнения ЦБ РФ функций
регулирования всей денежно-кредитной
системы страны и, следовательно, регулирования
экономики. На современном этапе все большее
значение приобретает надзорная функция
ЦБ РФ.
Таким образом, Центральный
банк РФ, являясь федеральным органом
власти, не входит в систему федеральных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти и осуществляет свои
функции независимо от них. Для регулирования
денежно-кредитной сферы по вопросам,
отнесенным к его компетенции, Банк России
издает нормативные акты, обязательные
для исполнения федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, всеми
юридическими и физическими лицами. В
то же время нормативные акты Банка России
не должны противоречить федеральным
законам и вступают в силу со дня их официального
опубликования.
Центральный банк — основной
проводник денежно-кредитного регулирования
экономики, являющегося составной частью
экономической политики правительства,
главными целями которой служат достижение
стабильного экономического роста, снижение
безработицы и инфляции, выравнивание
платежного баланса. Общее состояние экономики
в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной
сферы. Поэтому государственное регулирование
денежно-кредитной сферы может быть успешным
лишь в том случае, если государство через
центральный банк способно воздействовать
на масштабы и характер операций коммерческих
банков.
Основными инструментами и
методами денежно-кредитной политики
Банка России являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов;
операции на открытом рынке с государственными ценными
бумагами.
В целях организации наличного
денежного обращения на территории РФ
на Банк России возложены следующие обязанности:
1) прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение
банкнот и монет, а также создание их резервных
фондов;
2) установление правил
хранения, перевозки и инкассации
наличных денег для кредитных
организаций;
3) определение признаков
платежеспособности денежных знаков
и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а также их
уничтожения;
4) разработка порядка
ведения кассовых операций для
кредитных организаций.
Регулирование денежного обращения,
возлагаемое на Банк России, осуществляется
в соответствии с основными направлениями
денежно-кредитной политики, которая устанавливается
и разрабатывается согласно банковскому
законодательству. Банк России наделен
исключительным правом эмиссии денег
и особо ответствен за поддержание равновесия
в сфере денежного обращения. Он должен
создавать определенные ограничения,
сдерживающие эмиссию денег при бумажно-кредитном
обращении. Как средство регулирования
экономики. Центральный банк использует
денежно-кредитную политику, используя
разнообразные методы и привлекая следующие
инструменты:
1) ставки учетного процента
(дисконтную политику);
2) операции на открытом
рынке;
3) учетную политику;
4) валютное регулирование;
5) установление ориентиров
роста денежной массы;
6) нормативы обязательных
резервов, регламентацию экономических
нормативов для кредитных учреждений,
и др.
III.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
3.1 Основные проблемы банковской системы
России
Перспективы развития российской
банковской системы в связи с предстоящим
вступлением России во Всемирную торговую
организацию зависят, прежде всего, от
того, насколько точно будут определены
основные проблемы в банковской сфере
и установлены реальные объективные и
субъективные причины существования этих
проблем. Вступление России в ВТО делает
названную задачу чрезвычайно актуальной.
Самыми острыми проблемами
в банковской сфере следующие:
Банковская система России
развивается как ведомая, второстепенная,
а не ведущая, системообразующая отрасль
российской экономики.
Причины:
- экономический рост, исполнение
бюджета, платежноспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются, главным образом, за счет энерго-сырьевого экспорта;
- экспортные отрасли не требуют
от Правительства развития национального
банковского сектора;
- Банк России также не ставит
перед собой задачи создания банковской
системы как самостоятельной рыночной
отрасли экономики.
Банковская сфера России не
является рыночно структурированной системой
и поэтому не обладает внутренним потенциалом
эффективного саморазвития.
Причины:
- первые двенадцать лет современная
российская банковская система строилась
совершенно хаотично, в отсутствие какой-либо
внятной политики или стратегии денежных
властей;
- государство до сих пор не сформулировало
четкую, строго структурированную модель
построения необходимой банковской системы;
- точно не определены место и
роль банковского сектора в стратегии
экономического развития страны;
- не созданы условия развития
банковской системы на рыночной основе
- в банковской сфере преобладают монополизм
и внеэкономические способы «конкуренции»;
- не сформирована комплексная
правовая база, обеспечивающая построение
современной цивилизованной и эффективной
банковской системы.
Капитализация банковской системы
находится на недопустимо низком уровне.
Причины:
- низкий общий уровень в России
преобразования сбережений в инвестиции;
- запредельно большой объем
функционирования нелегального (теневого)
капитала, дающего очень высокий доход,
не обремененный налогообложением;
- банковские вклады вследствие
отсутствия налогообложения в два раза
выгоднее вложений в капитал кредитных
организаций;
- высокие накладные расходы
банковской деятельности из-за завышенных
требований к ее организации, приводящие
к относительно низкой рентабельности банковского
бизнеса;
- бесплатное использование государством
банков для выполнения его контрольных
функций.
Недопустимо низкий уровень
монетизации экономики и банковской системы,
не обеспечивающий ускоренного экономического
роста.
Причины:
- архаичность денежной базы:
сегодня объем наличных денег в обращении
почти в два раза превышает сумму всех
денежных средств кредитных организаций;
- стремление денежных властей
к сбережениям в ущерб инвестициям;
- предельно высокий уровень
обязательного резервирования, лишающий
банки самых стабильных долгосрочных
пассивов и снижающий возможность кредитной
эмиссии;
- высокий уровень монополизации
экономики и банковской сферы, что препятствует
свободному и эффективному межотраслевому
и межбанковскому переливу капитала;
- необоснованное размещение
Банком России всех валютных резервов
лишь в банках – нерезидентах;
- отсутствие развитой и эффективной
системы институционных инвесторов, аккумулирующей
и преобразующей сбережения в инвестиции;
- неразвитость системы ипотечного (прежде всего – жилищного) кредитования населения, позволяющей включить значительную часть наличных сбережений населения в цивилизованный финансовый оборот;
- неразвитость сферы и инфраструктуры
безналичных расчетов.
Остается недостаточно развитой
система и инфраструктура оказания банковских
услуг.
Причины:
- высокая стоимость создания
банковской инфраструктуры;
- большие накладные расходы
банковской деятельности, формирующие
высокие тарифные ставки за услуги;
- недостаточная экономическая
эффективность банковской деятельности
во многих регионах страны;
- работа некоторых коммерческих
банков сводится в основном к сбору денежных
средств в регионе, а не к расширению кредитования
местной экономики;
- значительная зависимость банков
от местных администраций, принуждающих
кредитные организации к необоснованной
«благотворительности»;
- повсеместное широкое распространение
депозитно-кредитных и расчетных операций,
осуществляемых некредитными организациями по демпинговым ценам и без соответствующего обеспечения.