Банк России, его правовое положение и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 17:08, реферат

Краткое описание

Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства или парламент.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Правовой статус Банка России 4
1.2. Организационная структура Банка России 6
1.3. Функции Центрального Банка 8
1.4. Инструменты денежно-кредитного регулирования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
ЛИТЕРАТУРА 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБ.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

    Центральный Банк является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны, и  осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном  регулировании  и валютном контроле" и федеральными законами.

    От  имени правительства Центральный  Банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.

    Для  осуществления  своих  функций  Банк  России  может открывать  представительства в иностранных государствах.

Рефинансирование  коммерческих банков

    Рефинансирование  коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков.

    Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В этом реферате была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

     Главной особенностью правового положения  Банка России в настоящее время  является то, что осуществление его  административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи – управлению кредитной системой.

     Административные  функции можно условно разделить  на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

     В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

     Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

     Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной  системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

     Учитывая  вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования  денежно-кредитной системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.

 

    

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабичева Ю.Н. Банковское дело. –  М.: Экономика, 2004.
  2. Ефимова Л.Г. Банковское право. – М.: БЕК, 2004.
  3. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  4. Московкина Л.А., Поляков В.П. Основы денежного обращения и кредита. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Информация о работе Банк России, его правовое положение и функции