Баланс международных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:56, реферат

Краткое описание

Органы государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную испытывают постоянную необходимость в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей.

Оглавление

1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления – с. 5
2. Структура платежного баланса. – с. 13
3. Подходы к определению сальдо платежного баланса – с. 15
4. Идеи Дж.М.Кейнса и анализ платежного баланса – с. 21
5. Современные методы анализа платежного баланса: монетаристский подход – с. 26
6. Список Литературы – с. 30

Файлы: 1 файл

meo_dron.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЛОМОНОВ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ:

«БАЛАНС МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ» 
 
 
 
 

Я намутил это из Диплома по такой  самой теме путем жестокого обрезания всех выступающих частей тела вируса… тьфу! Блин! Заучился один.. Удачи!

Не  пишите мне сюда: corrupter@mail.ru

Amen.. God Damn! Q2 rulezz(z)! 
 
 
 
 

Преподаватель:

Профессор Клочко В.П. 
 
 
 
 
 
 

КИЕВ 2000

 

Содержание: 

1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления – с. 5

2. Структура платежного баланса. – с. 13

3. Подходы к определению  сальдо платежного  баланса – с. 15

4. Идеи Дж.М.Кейнса  и анализ платежного  баланса – с. 21

5. Современные методы анализа платежного баланса: монетаристский подход – с. 26

6. Список Литературы  – с. 30

 

Введение:

 

     Органы  государственной власти, определяющие экономическую, финансовую и денежно-кредитную  испытывают постоянную необходимость  в информации о взаимоотношениях государства как субъекта международных экономических отношений с экономическими агентами внешнего мира. Такого рода информация также необходима самим экономическим агентам для принятия решений относительно будущих действий на финансовых, валютных и денежных рынках, в области инвестиционной и ценовой политики. Традиционно важное значение имеет информация о состоянии внешнеэкономической деятельности страны и для экономистов-исследователей, занимающихся анализом и прогнозом экономической ситуации в стране, а также исследованием места страны в системе мировых хозяйственных связей.

     Основные  потребности в подобной информации удовлетворяют балансы международных  расчетов, а чаще основная их часть  — платежный баланс государства, который отражает товарные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром. Подготовка многих политических и экономических решений нуждается в такого рода данных. Можно отметить три случая, когда информация, содержащаяся в платежном балансе, особенно необходима;

     1) С помощью анализа результатов обмена между странами легче судить о стабильности системы плавающих валютных курсов: платежный баланс помогает выявить масштабы аккумулирования иностранных валют у тех экономических агентов, которые больше заинтересованы в их владении, и тех, кто более склонен избавиться от этих валют.

     2) В условиях фиксированных валютных  курсов платежный баланс помогает  определить объем притока иностранной  валюты в страну, степень давления  на курс национальной валюты, а также позволяет решить вопрос о целесообразности поддержки фиксированного курса валюты, если ей угрожает кризис.

     3) Счета платежного баланса в  части расчетного баланса предоставляют  информацию о накоплении внешней  задолженности, выплате процентов  и платежей по основной сумме  долга и возможностях страны аккумулировать валюту для будущих платежей. Эта информация необходима для оценки того, насколько стране-должнику стало обходиться дешевле или дороже погашать долги иностранным кредиторам.

     Вместе  с тем, для того, чтобы на основе платежного баланса можно было делать правильные выводы о состоянии внешнеэкономических связей государства, необходим анализ механизмов влияния тех или иных экономических явлений на счета баланса, так как сами по себе они не могут дать нам позитивных или негативных оценок тех или иных явлений.

 

1. Сущность платежного баланса и основные принципы его составления

     Платежный баланс страны представляет собой статистическую систему, в которой отражаются все  экономические операции между резидентами  данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые имели место в течение определенного периода времени. В настоящее время платежные балансы в большинстве стран мира составляются в соответствии с рекомендациями, разработанными специалистами Международного валютного фонда, которые выпускаются в виде издания "Balance of Payments Manual" или "Рекомендации по составлению платежного баланса". Всего за время существования МВФ было выпущено пять редакций "Рекомендаций...", последняя из которых датирована 1993 годом.

     Экономические операции, совершающиеся между резидентами и нерезидентами, охватывают сделки, объектом которых являются товары, услуги и доход, требования и обязательства по отношению к остальному миру, а также трансферты (которые с учетной точки зрения можно классифицировать как односторонние операции по счетам). Сама по себе экономическая сделка определена МВФ как экономический поток, отражающий создание, трансформацию, обмен, передачу некоторой стоимости и сопровождающий изменение собственности на товары и/или финансовые активы, оказание услуг, а также предоставление труда или капитала за плату.

     Кроме платежного баланса, основанного на отражении финансовых потоков (flow-oriented), в системе балансов международных расчетов используется расчетный баланс, или позиция страны по международным инвестициям, составляемый по состоянию на определенную дату — как правило, конец года (stock-oriented). Международная инвестиционная позиция показывает объем и структуру иностранных активов резидентов, то есть требований резидентов к нерезидентам, а также объем и структуру иностранных обязательств резидентов. Иногда, путем сопоставления активов и обязательств, возможно получить чистую международную инвестиционную позицию страны, которая эквивалентна доле национального богатства, предоставленного или взятого взаймы у внешнего мира (нерезидентов). Изменения в инвестиционной позиции по сравнению с предыдущим периодом могут быть вызваны экономическими операциями с активами и обязательствами, переоценкой активов и обязательств в результате изменения обменных курсов, цен и т.д., а также в результате иных действий (например, безвозмездных передач финансовых ресурсов). В отличие от инвестиционной позиции, платежный баланс отражает изменения, произошедшие только в результате экономических операций.

     Основной  принцип, лежащий в основе построения платежного баланса — принцип  двойной записи, т.е. любая экономическая  сделка находит двойное отражение  в балансе путем записи по кредиту  одной статьи и по дебету другой. Это правило имеет очень простую экономическую интерпретацию: большинство экономических операций заключается в обмене экономическими ценностями. Из этого следует, что сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо — равняться нулю, однако на практике баланс никогда не достигается. Это происходит потому, что данные, характеризующие разные стороны одних и тех же операций, берутся из разных источников. Например, данные об экспорте товаров содержатся в таможенной статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на счета предприятий за поставки по экспорту обычно берутся из банковской статистики. Расхождение между суммами кредитовых и дебетовых проводок называется "чистыми ошибками и пропусками". При этом, даже если показатель "чистых ошибок и пропусков" составляет относительно небольшую величину, это не означает, что сумма абсолютных величин ошибок и пропусков мала, так как противоположные по знаку ошибки и пропуски могут погашать друг друга. С другой стороны, при наличии заметных устойчивых отрицательных или положительных значений указанного показателя в течение достаточно долгого периода времени, по величине статьи «чистые ошибки и пропуски» можно судить о систематической недо- или переоценке того или иного показателя платежного баланса.

     В том случае, если происходит безвозмездное  предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить эту операцию дважды, в системе платежного баланса  вводится особая статья, которая называется "трансферты".

     Согласно  принципам составления платежного баланса, записи по кредиту производятся в случаях, касающиеся:

  1. Движения реальных (товарных) потоков, сопровождающих экспорт.
  2. Движения финансовых потоков, отражающее уменьшение зарубежных активов страны либо увеличение зарубежных обязательств.

     С другой стороны, запись, произведенная  по дебету, отражает:

  1. Движение реальных потоков, сопровождающих импорт.
  2. Изменение финансовых потоков, отражающее увеличение активов и уменьшение обязательств.

     Другими словами, для активов (реальных либо финансовых) положительная запись (кредит) означает отток стоимостей, за которым должен последовать компенсирующий приток стоимостей (платежи) в данную страну,  а отрицательная запись (по дебету) — приток стоимостей, за который резиденты должны платить. В систематизированном виде правила отражения операций в платежном балансе по дебету и по кредиту приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Правила отражения операций в платежном балансе  по дебету и по кредиту

Операция Кредит, плюс (+) Дебет, минус (-)
А. Товары и нефакторные  услуги Экспорт товаров  и экспорт услуг (оказание услуг  нерезидентам) Импорт товаров  и импорт услуг (оказание услуг нерезидентами)
Б. Услуги труда и  капитала (оплата труда  и доходы от инвестиций) оказанные нерезидентам резидентами оказанные резидентам нерезидентами
В. Трансферты (текущие  и капитальные) получение средств передача средств
Г. Операции с финансовыми  активами или обязательствами увеличение  обязательств по отношению к нерезидентам (например, приобретение нерезидентами наличной национальной валюты) или уменьшение требований к нерезидентам (например, снижение остатков по счетам резидентов в банках-нерезидентах) увеличение  требований к нерезидентам (например, предоставление кредитов нерезидентам) или уменьшение обязательств по отношению к нерезидентам (например, погашение резидентами ценных бумаг, приобретенных нерезидентами)
 

     Основу  концепции платежного баланса составляют также несколько принципов, которые  приводятся ниже в кратком изложении.

     Концепции экономической территории, резидентности и центра экономических интересов. Эти концепции используются как при построении платежного баланса, так и в системе национальных счетов. Смысл их состоит в том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и потоки считать внешнеэкономическими.

     Руководство по составлению платежного баланса  МВФ в абзаце 21 определяет экономическую  территорию страны как территорию, находящуюся под юрисдикцией  правительства страны, в пределах которой возможна свободное перемещение людей, товаров и финансовых ресурсов. При этом можно отметить, что эта территория не всегда совпадает с географической границей государства, так как в пределы экономической территории включаются территориальные анклавы вне основной государственной границы: посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные или благотворительные агентства, расположенные на территории других государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое владеет или арендует эти объекты.

     Согласно  пятому изданию "Руководства...", экономический субъект имеет центр экономических интересов на территории данного государства, если в каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот экономический субъект использует и намеревается использовать в течение определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом масштабе. Из приведенного определения центра экономических интересов видно, что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для определения центра экономических интересов достаточно признака ведения экономической деятельности и операций в течение годичного срока.

     Оба предыдущих понятия — экономической  территории и центра экономических  интересов субъекта — необходимы для определения ключевого понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса не основывается на критериях национальной принадлежности экономического субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или иного государства.    

Информация о работе Баланс международных расчетов