Аудит в системе финансового контроля. Цели и основополагающие принципы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение правового института обязательного аудита в Российской Федерации, определение содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление и теоретическое осмысление проблем финансово-правового и гражданско-правового регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 18.48 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Институт  независимого аудита в условиях рыночной экономики является одной из необходимых  составляющих финансового контроля за деятельностью экономических  субъектов, осуществляемого в любом государстве.

     С помощью аудита формируются выводы о результатах финансово-хозяйственной  деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, который  позволяет подтвердить достоверность  информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым  лицом, позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это  как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления  транснациональных корпораций. Сегодня  крупный бизнес интернационален, а  процесс изменений и его влияние  распространяются с большой скоростью. Операции крупного бизнеса по своим  масштабам глобальны, так же как  спрос на финансовые ресурсы и  их предложение. Поэтому именно независимый  аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц  в обеспечении достоверности  финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной  экономики.

     Целью контрольной работы является изучение правового института обязательного аудита в Российской Федерации, определение содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление и теоретическое осмысление проблем финансово-правового и гражданско-правового регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

     МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 

     Аудит - форма финансового контроля; ст. 1 Закона об аудите определяет его место в системе государственного контроля. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

     Государственный финансовый контроль за хозяйственной  и финансовой деятельностью экономических  субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. К таким  органам относятся Счетная палата, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации Федеральная  налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная  служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, входящая в структуру Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  Федеральная таможенная служба, а  также Банк России и иные органы и их территориальные подразделения.

     Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом  государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и подотчетным  ему. В рамках задач, определенных действующим  законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

     В соответствии с Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1 и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»2, утвердившими новую структуру федеральных органов исполнительной власти, функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности возлагаются на соответствующие федеральные службы.

     Для осуществления функций банковского  регулирования и банковского  надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и  применяет предусмотренные Законом  о Банке России санкции по отношению  к нарушителям.

     Счетная палата, федеральные службы, находящиеся  в ведении Минфина России, Банк России защищают прежде всего интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов  местного самоуправления.

     Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические  субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также  ведомственной принадлежности.

     Цели  аудита и других видов финансового  контроля схожи. Так, целью налоговой  проверки хозяйствующих субъектов  является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и  своевременность внесения налогов  и других обязательных платежей в  соответствующие бюджеты и государственные  внебюджетные фонды. Основная цель банковского  регулирования и надзора, осуществляемого  Банком России, - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

     Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и  клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством  об аудите, носит возмездный характер. Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

     Деятельность  субъектов по проведению аудиторских  проверок является предпринимательской  и осуществляется в частном интересе. При этом пользователи аудиторского заключения - широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов. Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской, она осуществляется в публичном интересе.

     Как было сказано выше, одним из принципов  аудита является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора при формировании его  мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также  в отсутствии зависимости от третьих  лиц. Действующее законодательство устанавливает ряд мер, обеспечивающих независимость аудиторской проверки. Так, аудиторская организация самостоятельна в выборе методов и процедур при  проведении проверки.

     Известно, что основным методом финансового  контроля является ревизия, позволяющая  глубоко и полно обследовать  финансово-хозяйственную деятельность организаций, и в зависимости  от полноты охвата подконтрольного  объекта бывает сплошной, охватывающей деятельность предприятия за определенный период, выборочной, когда проверяются  отдельные стороны финансово-хозяйственной  деятельности, документальной, в ходе которой проверяются денежные документы, и фактической, заключающейся в  сверке документов с наличием денег, материальных ценностей. Аудиторская  проверка имеет много общего с  ревизией; при проведении аудита применяются  специальные приемы документального  и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот - при проведении ревизионной проверки составления финансовых (бухгалтерских) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. В отличие от аудита ревизия проводится с целью выявления недостатков, их устранения, наказания виновных, направлена на сохранность активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Практическими же задачами аудита являются оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиентов.

     Таким образом, можно говорить, что аудит  как форма финансового контроля относится к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством  об аудите на коммерческой основе. При  аудиторской проверке применяются  специфические формы и методы планирования, проведения, документального  оформления, общие требования к которым  установлены правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Информация о работе Аудит в системе финансового контроля. Цели и основополагающие принципы аудита