Антиинфляционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 06:13, реферат

Краткое описание

Объектом исследования является финансовая сфера Российской Федерации, предметом - инфляционные процессы и антиинфляционная политика.
Целью работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практической реализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.

Оглавление

Введение……………………………………………..…………………………….2

Глава 1. Понятия цели и задачи антиинфляционной политики………………..4

Глава 2. Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России……………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

антиинфляционннаяч.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

     В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства  ставят перед собой цель сделать  ее умеренной, контролируемой, не допустить  разрушительных ее масштабов. 

     Антиинфляционная политика государства представляет собой комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг. Современные экономисты выделяют несколько способов антиинфляционной политики, к которым относятся: «шоковая терапия», градуирование денежной массы, а также политика цен и доходов, проводимых государством.  
Антиинфляционная политика России в 2011 году проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов.  
По мнению ведущих российских специалистов, российскую экономику в ближайшее время ожидает период стагнации, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, то в ближайшие несколько лет экономика России будет расти очень медленными темпами, что вызовет недовольство большинства россиян.  
Фактически, антиинфляционная политика России в 2011 году не разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздать инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 — 7 процентов, но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.  
Одной из основных причин является рост цен на продовольственные товары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны. Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается. Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - начале 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям.  
Одной из антиинфляционных мер, которая может быть предпринята правительством России в 2011 году, может стать некоторая девальвация рубля, которая позволит сделать российские товары конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.  
Основными приемами антиинфляционной политики России в 2011 году должны стать снижение ставки рефинансирования, снижение государственных расходов, льготные банковские кредиты предпринимателям, ограничение импорта некоторых продовольственных товаров, а также государственное регулирование цен на лекарства, продукты и услуги ЖКХ.
 
 

Глава 2 Состояние и перспективы антиинфляционной политики в современной России

Для антиинфляционного  регулирования используются 2 типа экономической политики:

1.      Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование (регулирование) темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВНП).

2.      Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост зарплаты с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен.

Регулирование доходов формируется и реализуется  в ходе сложного взаимодействия государственной  политики и интересов фирм. Непосредственное воздействие на рост зарплаты может  быть реализовано 2 методами:

1.      Законодательным контролем за ростом зарплаты и цен.

2.      Договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.

Законодательный контроль за ростом цен и зарплаты может осуществляться по нескольким каналам. Один из них – налоговая  система, которая может предусматривать наказания за повышение цен и зарплаты сверх установленного уровня.

При договорном регулировании уровней цен и  зарплаты правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение года рост зарплаты определенным уровнем (2%). Другой вариант – достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать значительно роста зарплаты  в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.

Индексация  подразумевает, что зарплата, налоги, долговые обязательства, % ставки становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация применяется, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции.

Милтон  Фридмен выдвинул предположение, что индексация может сдерживать инфляцию. Индексация позволяет вытеснить из инфляционных процессов, сопряженных со спадом, элементы, инспирированные спросом. Если устанавливать более высокие ставки зарплаты, цен, % ставок, то это будет повышать издержки производства и инфляционные ожидания экономических агентов. Если же движение зарплаты, цен и % ставок будет синхронизировано с изменением общего уровня цен, то темп инфляции быстрее будет реагировать на замедление роста совокупного спроса и также замедлится.

Но индексацию нельзя применять при инфляции издержек.

Конкретные  методы сдерживания инфляции зависят  от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз – значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов.

Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет метод денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного «перегрева экономики», чтобы не допустить галопирующей инфляции.

Представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства государства в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Они считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства.

Определенную  роль в денежно-кредитном регулировании  экономики, а также преодолении  инфляционных процессов играют:

§         дисконтная политика (политика регулирования учетного процента ЦБ);

§         операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг);

§         политика норм обязательных резервов, или кассовых резервов, или минимальных резервов, или коэффициентов казначейства (обязательство банков хранить в резервах ЦБ определенное привлеченных средств).

Ежемесячные темпы инфляции:

  • январь: 2,4%;
  • февраль: 0,8% (или на 3.2% с начала года);
  • март: 0,6% (или 9,4% годовых или 3.8% с начала года);
  • апрель: 0,4% (или 4.2% с начала года);
  • май: 0,5% (или 4.8% с начала года);
  • июнь: 0,2% (или 5% с начала года);

Ежеквартальные  темпы инфляции в 2011 году:

  1. квартал: 3.8%;
  2. квартал: 1.2% (или 5% с начала года);
  3. квартал: 0,5%*;
  4. квартал: 1,1%*.

Причины инфляции в 2011 году

  1. рост тарифов на услуги ЖКХ (в 2011 году повышение цен на теплоэнергию в среднем по стране составило 12%-14%, на водоснабжение и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);
  2. рост цен на сахар (на мировом рынке);
  3. рост цен на говядину и свинину;
  4. рост цен на продукты (гречка, картофель);
  5. рост ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%);
  6. увеличение бюджетных расходов;
  7. рост цен на бензин (апрель, май 2011 года);
  8. низкий уровень конкуренции в основных отраслях экономики (высокий уровень монополизации экономики, большое число картельных соглашений среди крупных предприятий отрасли);
  9. высокие таможенные барьеры для продовольственных товаров (пошлины на импорт)

 
Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых  цен крупнейшие сети питания и  производители повышают отпускные  цены в рознице, что ведет к  увеличению темпов инфляции.

В начале 2011 года лидерами роста стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное масло, маргарин, говядина, хлеб и мука подорожали на 0,6-1,1%. В среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).

В марте  на фоне других продуктов особенно заметно подорожало пшено (+9%), на гречневую  крупу-ядрицу - на 8,7%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем  по России в конце марта 2011г. составила 2845,1 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла на 0,7%, а с начала года - на 8,4%. В то же время снизились цены на лимоны (-4,8%), виноград (-4,6%), груши (-1,7%), картофель (-1,1%) и сахар-песок (-2,2%). Цены на бензин, благодаря вмешательству государства, снизились на 0,8%. Среди других товаров, подешевевших (по данным Росстата) в марте - компьютеры и сотовые телефоны, зимняя обувь и одежда для взрослых и детей, аппараты для измерения артериального давления, стиральные машины, фотоаппараты, бытовые плиты и проигрыватели. 
В апреле среди продуктов одним из лидеров по темпам увеличения цен стали куриные яйца - они подорожали в среднем по стране на 6,2%. по-прежнему зарегистрирован заметный прирост цен на пшено и гречневую крупу - 7,2 и 5,8% соответственно. Цены на столовую свеклу увеличились на 13,4%, свежую белокочанную капусту - на 2,1%. За апрель подешевели картошка, груши, лимоны, виноград (на 3-5%), бананы (на 10%). Из непродовольственных товаров дешевле стали дрова, свежесрезанные цветы, зимние куртки, пальто и сапоги, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи (на фоне дорожающих мыла, сигарет и бензина). 
В мае продовольственные товары без плодоовощной продукции подорожали на 0,2% и 10,9% соответственно. Непродовольственные товары стали дороже на 0,8% и 5,9%. Цены на услуги выросли за май на 0,7%, а за январь-май - на 8,2%. 
По итогам пяти месяцев цены на продовольственные товары выросли на 14%. 
В июне среди непродовольственных товаров больше остальных подорожали нефтепродукты - на 1,7%..

Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт.

Причины снижения инфляции в 2011 году

  1. низкий потребительский спрос;
  2. укрепление курса рубля (усиление курса рубля способствует понижению инфляционного давления);
  3. стабилизация цен на глобальных продовольственных рынках (III квартал);
  4. снижение монетарного давления.

Антиинфляционная  политика государства в 2011 году

  1. регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах
  2. продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);
  3. ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;
  4. повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;
  5. ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
  6. регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
  7. снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
  8. заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
  9. расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);
  10. прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;
  11. повышение ставки рефинансирования
  12. сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
  13. сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам)

Информация о работе Антиинфляционная политика РФ