Анализ эффективности денежно-кредитной политики Банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема выбрана, потому что она является в настоящее время наиболее актуальной. Мировой финансовый кризис повлиял на экономику всех стран, в том числе и нашу. Регулирование денежно-кредитной политики является основанием для стабилизации экономики государства после кризиса.
Денежно-кредитная политика – это важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические Аспекты
Денежно-Кредитной политики
1.1. Сущность денежно-кредитной политики 6
1.2. Цели и эффективность денежно-кредитной политики 7
1.3. Инструменты денежно-кредитной политики 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1. Инструменты денежно-кредитной политики в РФ
в 2009-2011 гг. 18
2.2. Анализ денежно-кредитной политики России в 2009 г. 20
2.3. Сценарии макроэкономического развития на 2010-2012 г. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

курсовая ОДЦБ.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

      Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

      2. Рефинансирование коммерческих  банков.

      Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

      Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

      Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный Банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. [9 с. 40]

      В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

      Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

      Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой  денежно-кредитной политике, что  заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность. [11 с. 51]

      Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

      Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования Центральный  Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения.

      Центральный Банк проводит политику учетной ставки (которую еще называют иногда дисконтной политикой), выступая в роли "заимодателя в последней инстанции". Он представляет ссуды наиболее устойчивым в финансовом отношении банкам, испытывающим временные трудности. Иногда осуществляет долгосрочное кредитование на особых условиях. Это могут быть ссуды мелким банкам для удовлетворения их сезонных потребностей в денежных средствах. Иногда также ссуды предоставляются банкам, оказавшимся в сложном финансовом положении и нуждающимся в помощи для приведения в порядок своего баланса.

      Когда банк берет ссуду, он переводит Центральному банку выписанное на себя долговое обязательство, обычно обеспеченное государственными ценными бумагами. При возвращении  ссуды Центральный Банк взыскивает процентные платежи, размер которых  определяется процентной ставкой.

      Если  Центральный Банк уменьшает учетную  ставку, то это поощряет банки к  приобретению дополнительных резервов путем заимствования у Центрального банка. В этом случае можно ожидать  увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.

      Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать  соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике Центральный Банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке Центральный Банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, Центральный Банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки. И все же по эффективности применения политика учетной ставки стоит после операций на открытом рынке. [5 с. 34] 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Инструменты денежно-кредитной политики в РФ в 2009-2011 гг.

 

      В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно - кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

      По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

      В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование  всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

      При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

      При формировании избыточного денежного  предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного "связывания" свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

      В 2010 - 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

      Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

      Банк  России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование  обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования  ликвидности банковского сектора.

      В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

2.2 Анализ денежно-кредитной  политики России в 2009 году

 

      Условия развития российской экономики в 2009 года были значительно хуже, чем  в предыдущем году. Под влиянием кризисных явлений в мировой  экономике и снижения спроса на продукцию  российского экспорта в условиях более низких, чем в предыдущем году, мировых цен на нефть и чистого оттока частного капитала объем ВВП в 2009 года сократился на 10,4%. Среди основных видов экономической деятельности наибольшее снижение выпуска продукции отмечалось в обрабатывающих производствах и в строительстве.

      Сокращение  объемов производства сопровождалось уменьшением численности занятых  в экономике и ростом числа  безработных. На конец сентября численность  безработных составила 7,6% экономически активного населения по сравнению  с 6,2% годом ранее.

      Реальные располагаемые денежные доходы населения 2009 года по сравнению с 2008 года сократились на 1,1%. Расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении уменьшились в этот период, по оценке, на 5,8%. Снижение производства и ухудшение условий заимствований сказались на объемах инвестиций в основной капитал, которые сократились на 18,9%. Таким образом, происходило заметное сокращение внутреннего спроса.

      Проводимая  государственная политика, направленная на реализацию мероприятий по поддержанию  внутреннего спроса, отразилась на увеличении расходов на конечное потребление органов государственного управления. В целом расходы федерального бюджета в январе - сентябре были выше аналогичного показателя в 2008 году и превышали его доходы. Дефицит федерального бюджета составил, по оценке, 4,7% ВВП.

      Произошедшая  под влиянием финансово-экономического кризиса девальвация рубля и возобновившийся в начале 2009 года рост цен на мировых товарных рынках оказывали повышательное воздействие на динамику цен. В то же время сокращение спроса сдерживало их рост. Отмечавшееся с конца I квартала укрепление рубля также ограничивало рост цен на потребительском рынке. 

Таблица 2.1 - Динамика инфляции на потребительском рынке  и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %) 

  2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфляция Базовая инфляция Инфля

ция

Январь 0,8 2,4 0,6 1,7 1,1 2,3 1,3 2,4
Февраль 2 4,1 1,1 2,8 2,1 3,5 2,9 4,1
Март 2,8 5 1,7 3,4 3,2 4,8 4,3 5,4
Апрель 3,2 5,4 2,2 4 4,5 6,3 5,2 6,2
Май 3,6 5,9 2,5 4,7 5,7 7,7 5,7 6,8
Июнь 3,9 6,2 3 5,7 6,7 8,7 6 7,4
Июль 4,5 6,9 3,9 6,6 7,6 9,3 6,3 8,1
Август 5,1 7,1 5 6,7 8,6 9,7 6,8 8,1
Сентябрь 5,9 7,2 6,7 7,5 10,1 10,6 7,3 8,1
Октябрь 6,5 7,5 8,9 9,3 11,5 11,6 7,6 8,1
Ноябрь 7,1 8,2 10,1 10,6 12,7 12,5 8,1 9,4
Декабрь 7,8 9 11 11,9 13,6 13,3 9,2 10,6

Информация о работе Анализ эффективности денежно-кредитной политики Банка России