Анализ и оценка постановки внутреннего контроля аудиторскими фирмами

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Система внутреннего контроля является инструментом реализации стратегических планов развития банковского контроля над текущим состоянием кредитной организации и выступает одним из основных элементов банковского менеджмента. Система внутреннего контроля - это совокупность системы органов и направлений внутреннего контроля. Внутренний контроль определяется специалистами как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка. Однако сущность внутреннего контроля банка глубже и не ограничивается комплексом проверок и измерений, но представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы.

Оглавление

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТА БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
1.1.1 ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
1.2 СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ЗА РИСКАМИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.3.1 СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ НА УРОВНЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
1.3.3 ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ЗА БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ НА МАКРОУРОВНЕ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ
2.2 НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ
2.3 КОНТРОЛЬ БАНКА РОССИИ ЗА СОСТОЯНИЕМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ (НА ПРИМЕРЕ РОСБАНКА)
3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОСТАНОВКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ АУДИТОРСКИМИ ФИРМАМИ
3.1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Файлы: 1 файл

внутренний контроль.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

По мнению практиков и ученых, служба внутреннего контроля должна в большей мере выполнять консультативные  функции, осуществлять последующие  проверки и ревизии, вести профилактическую работу по снижению рисков банковской деятельности.

Для этого не требуется создавать целый штат контролеров, дублирующих функции ответственных исполнителей, и отождествлять систему внутреннего контроля со службой внутреннего контроля.

Кроме того, реальное развитие внутреннего  контроля осуществляется медленными темпами в силу ряда причин:

Организация внутреннего контроля рассматривается как процесс, связанный  только с издержками и поэтому  приводящий к уменьшению чистого  дохода банка;

Менеджмент во вновь возникающих  банках не видит пользы от деятельности внутреннего контроля, поскольку уверен в возможности избежать ошибок на основе простого наблюдения за совершением ежедневных операций.

Во многих зарубежных банках внутренний контроль рассматривается как необходимая  составная часть деятельности, краеугольный камень управления рисками. Так, в большинстве французских банков существуют отдельные службы внутреннего контроля, главной задачей которых является анализ действия механизмов текущего контроля на рабочих местах при проведении банковских операций. При этом службы внутреннего контроля выявляют риски для каждого типа банковских продуктов или операций, определяют способы контроля за рисками. Службы внутреннего контроля регулярно выпускают отчеты по рискам в разрезе подразделений, приносящих доходы. Отчеты используются менеджментом для определения наиболее рисковых зон и операций в банке и управления рисками.

Для крупных американских банков характерным  является создание отдельных организационных единиц для контроля. Отдел или департамент внутреннего контроля выполняет преимущественно надзорную функцию, работая с отдельными операционными подразделениями над созданием соответствующих контрольных систем. В мелких банках специальные подразделения по внутреннему контролю могут не создаваться. Однако во всех случаях независимо от организационной структуры внутренний контроль организуется по следующим направлениям:

Создание контрольных процедур и техники, приложимых к конкретным видам сделок (например, валютный трейдинг);

Проверка сделок на предмет того, были ли они правильно проведены по учету (например, формирование обеспечения под ссуды);

Создание систем и процедур финансового  планирования и отчетности, обеспечение  их соответствия целям менеджмента  и требованиям Центрального банка;

Подготовка отчетов о финансовом состоянии банка, включающих сопоставления и объяснения несоответствий между фактическими и планируемыми результатами в части доходов и расходов.

В зарубежных банках существует значительная гибкость в структурировании управленческих аспектов, связанных с выполнением  контрольной функции. Главным является обеспечение эффективности структуры, ее независимость от операционных менеджеров, а также ее соответствие размеру и организационной структуре банка.

В крупных банках контролеры могут  находиться в структуре крупных  департаментов, отделений. В такой структуре контролеры имеют двойную подотчетность - руководителю департамента, отделения (с точки зрения ежедневного ведения бизнеса) и руководителю департамента внутреннего контроля (с точки зрения политики и оценки состояния дел). При этом поддерживается независимый характер функции контролера.

В небольших банках функция внутреннего  контроля централизуется, и контролеры проверяют различные подразделения в зависимости от возникающих потребностей.

 

2. Организация внутреннего контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках (на примере Росбанка)

2.1 Содержание комплаенс-контроля

 

Частью системы внутреннего  контроля кредитной организации является комплаенс-контроль. Он организуется в целях защиты интересов банка и его клиентов в сфере оперативной деятельности банка на финансовых рынках, а также в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Комплаенс-контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

Управление информационными потоками;

Предотвращение манипулирования  ценами на рынке ценных бумаг;

Взаимоотношения с клиентами;

Предотвращение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных незаконным путем.

Управление информационными потоками предполагает установление общих правил передачи и использования служебной информации служащими кредитной организации при осуществлении ими операций (сделок) на финансовых рынках с целью предотвращения конфликтов интересов. В рамках этих правил сотрудники, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок. За нарушение данного требования сотрудники кредитной организации, а также сама кредитная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Кредитная организация обеспечивает защиту от несанкционированного распространения  между своими внутренними подразделениями служебной информации. В этих целях устанавливаются правила ограничения передачи служебной информации между подразделениями.

Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг может привести к изменениям курсовой цены финансового инструмента  и дестабилизации рынка. Поэтому кредитные организации не вправе манипулировать ценами, понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышлено искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на них, включая информацию, представленную в рекламе.

При осуществлении сделок на финансовых рынках кредитная организация строит отношения с клиентами на принципах раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента в его интересах. Сотрудники кредитной организации при проведении сделок для клиента на финансовых рынках до начала их совершения обязаны проинформировать клиента о возможности возникновения любого связанного со сделкой риска.

2.2 Направления комплаенс-контроля

 

В ходе компланс-контроля проверяется и оценивается деятельность сотрудника, осуществляющего операции (сделки) на финансовых рынках от имени кредитной организации. Исходным при оценке качества работы является выполнение следующих обязанностей:

Ведение операции (сделки) в интересах своих клиентов с требуемым профессионализмом и выполнение поручений клиентов в короткие сроки и по наилучшей возможной цене;

Доведение до сведения клиента требуемой  информации о финансовых рынках в пределах, установленных законодательством и договором с клиентом. При этом клиенту должна раскрываться информация о возможных изменениях условий совершения сделки в связи с изменением конъюнктуры финансовых рынков.

Договоры о всех заключенных  сделках на финансовых рынках хранятся в течение пяти лет с момента  их исполнения и по первому требованию предъявляются компланс-контролеру.

При проведении сделок на финансовых рынках банки принимают меры по предотвращению легализации денежных средств, другого имущества, полученных незаконным путем.

Сотрудники кредитной организации  обязаны информировать компланс-контролера об отклонениях от стандартной практики проведения операций (сделок), в частности:

О нестандартных или необычно сложных  инструкциях по расчетам и инвестициям, которые отличаются от обычной рыночной практики;

Безосновательной поспешности  в проведении сделки;

Предложении необычно высокой комиссии;

Заметном увеличении объемов или  частоты операций (сделок) клиента и др.

Кредитные организации разрабатывают  и утверждают внутренние правила  по противодействию легализации  денежных средств, полученных незаконным путем, в том числе порядок  направления сообщений об отклонениях  от стандартной практики проведения сделок. Внутренние правила разрабатываются на основании соответствующих федеральных законов, положений, указаний и писем Банка России, нормативных документов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Однако основополагающими документами являются Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и письмо Банка России от 13 июля 2005г. №99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В методических указаниях Банка России по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации рекомендуется обращать особое внимание и своевременно информировать компланс-контролера о следующих сделках:

Купле-продаже ценных бумаг с  оплатой наличными деньгами в  больших суммах;

Одновременном выставлении поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим отклонение от текущих рыночных цен;

Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

Иные обстоятельства, дающие основание  полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Информация о подозрительных операциях  клиентов фиксируется и передается в уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.

Для организации компланс-контроля кредитная организация обязана иметь особого штатного сотрудника - компланс-контролера, который должен удовлетворять квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов кредитной организации Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", и иметь аттестат Банка России.

Компланс-контролер назначается уполномоченным органом кредитной организации в установленном порядке и является заместителем руководителя кредитной организации. В крупных кредитных организациях могут формироваться структурные подразделения под руководством комплаенс-контролера. Не реже одного раза в год отчет о состоянии комплаенс-контролера представляется высшему органу управления кредитной организации.

В функции компланс-контролера входит контроль за соответствием деятельности кредитной организации и ее сотрудников на финансовых рынках законодательству, правилам и стандартам деятельности, которые установлены внутрибанковскими документами. В его функции входит расследование фактов нарушений сотрудниками законодательства и стандартов профессиональной деятельности, претензий клиентов и контрагентов по сделкам, а также информирование руководства о выявленных случаях нарушений и принятых мерах.

При осуществлении своих функций компланс-контролер обязан:

Обеспечивать полное документирование каждого факта проверок и оформлять заключения и рекомендации по устранению выявленных недостатков и нарушений;

Обеспечивать сохранность и  возврат полученных от соответствующих  подразделений документов;

Соблюдать конфиденциальность полученной информации;

Представлять руководству кредитной организации заключения по итогам проверок для целей анализа деятельности отдельных сотрудников и для принятия мер по устранению нарушений.

Для выполнения своих функций и конкретных обязанностей компланс-контролер наделен определенными правами: получать необходимые для проведения проверки документы, привлекать для проверок других специалистов, выдавать временные предписания о недопущении или прекращении действий, результатом которых может стать нарушение законодательства о финансовых рынках и стандартов профессиональной деятельности на финансовых рынках.

Сотрудники кредитной организации  должны оказывать содействие компланс-контролеру в осуществлении им своих функций. Руководство банка определяет перечень операций (сделок) на финансовых рынках, проведение которых требует согласования с компланс-контролером.

В случае неудовлетворительной работы компланс-контролера, когда его действия или бездействие привели к нарушению законодательства о финансовых рынках, стандартов профессиональной деятельности либо ущемлению интересов (нанесению ущерба) банка или клиентов, аттестат, выданный Банком России, может быть аннулирован.

2.3 Контроль банка России за состоянием внутреннего контроля в банках (на примере Росбанка)

 

Банк России осуществляет постоянный мониторинг за состоянием внутреннего контроля в коммерческих банках. В составе годового отчета банк обязан представить по отдельной форме полную информацию о службе внутреннего контроля и показателях оценки ее деятельности.

Деятельность службы внутреннего контроля оценивается по набору показателей, характеризующих организацию работы в банке, и наличию регулирующих внутрибанковских документов. К ним относятся документы, определяющие:

Процедуры принятия решений;

Распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками банка;

Политику банка при проведении операций по привлечению и размещению средств;

Требования по регламентации операций на финансовых рынках;

Деятельность службы внутреннего  контроля.

В годовой отчетности банк должен также сообщать о наличии внутрибанковских положений о порядке открытия и обслуживания счетов клиентов, распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах.

Банк России получает также регулярную информацию о наличии должностных инструкций для всех штатных должностей в банке, организации внутрибанковского контроля за состоянием информационной системы банка и ее безопасностью.

Информация о работе Анализ и оценка постановки внутреннего контроля аудиторскими фирмами