Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:47, дипломная работа
Без прошлого нет будущего. Поэтому прежде чем приступить к созданию красивой причёски, стоит заглянуть в историю парикмахерского искусства, которая подскажет проверенные временем эксклюзивные эскизы. Они помогут и в третьем тысячелетии выглядеть неотразимо, ведь всё новое – это хорошо забытое и преобразованное старое. Что ж, рассмотрим эволюцию красивых причёсок, которые подчёркивали характер и происхождение человека.
51
Введение.
Без прошлого нет будущего. Поэтому прежде чем приступить к созданию красивой причёски, стоит заглянуть в историю парикмахерского искусства, которая подскажет проверенные временем эксклюзивные эскизы. Они помогут и в третьем тысячелетии выглядеть неотразимо, ведь всё новое – это хорошо забытое и преобразованное старое. Что ж, рассмотрим эволюцию красивых причёсок, которые подчёркивали характер и происхождение человека.
Истоки парикмахерского искусства уходят в глубокую древность. Известно, что уже за 2-3 тысячи лет до новой эры нашим предкам было свойственно украшать свою внешность прической. Проходили века, постепенно человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе в прическу, свое представление о красоте, которое отражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий конкретной эпохе. Но одежда и прическа оказываются также утилитарными и социальными. У разных народов сформировался свой стиль и определенные традиции, связанные с природными условиями страны и положением человека в обществе.
Изучение истории парикмахерского искусства представляет не только познавательный интерес, но и практическую ценность, так как некоторые детали можно использовать и в настоящее время.
Скульптурные изображения и наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что уже в Древнем Египте волосам и прическе придавали большое значение, прическа была не только украшением, но и говорила о социальном положении и происхождении человека.
Уже в этот период времени были известны различные способы укрепления, мытья и лечения волос при помощи различных жиров и масел.
В современном мире можно только поражаться, сколько всего интересных и разнообразных форм стрижки мы позаимствовали у Древних Египтян. Прародительница большинства на сегодняшний день модных стрижек - каре.
Каре - одна из древнейших причесок. Все мы прекрасно помним египетские наскальные рисунки, свидетельствующие о том, что в Египте, где парикмахерскому искусству уделялось значительное внимание, носили каре, причем не только царствующие особы, но и простолюдины. Египетское каре было простым - волосы остригались по одной линии чуть ниже уха, и выстригалась прямая густая челка. Такая стрижка дала жизнь своему остро модному детищу - стрижке «боб». Отличие классического каре от боба именно в том, что каре - стрижка с челкой. Естественно, на сегодняшний день и у той и у другой стрижки имеются разные вариации с челкой и без.
Стрижка «каре» может быть разной длины - от совсем короткого «на ножке», когда волосам придается объем в затылочной части, до длинного каре, где кончики практически лежат на плечах. Последний вариант был моден среди мужчин во времена Средневековья(Рис.№1).
Кому подходит каре? Вообще стрижка эта универсальная с множеством техник исполнения, поэтому для любого возраста и лица найдется свое каре. Каре сочетает в себе удобство короткой стрижки и преимущества, которые есть у длинных волос.
Молодые женщины с тонкими чертами лица могут позволить себе короткое каре с открытой шеей - оно придаст объем голове и, если это необходимо, уравновесит верхнюю и нижнюю части туловища. Если лицо длинное и вытянутое, а лоб высокий, идеальным вариантом станет каре подстриженное чуть ниже подбородка с густой тяжелой челкой, которая лицо как бы «отрезает». Длинную шею легко спрятать под стрижкой до плеч. Лицо круглое с крупными чертами требует градуированного каре: рваные кончики будут обрамлять его и сглаживать. Если лицо с широкими скулами и острым подбородком, напоминающее ромб, но черты его мягкие, можно сделать каре типа «шар». В этом случае стрижка будет обрамлять лицо, как бы обтекая его, подчеркивая красоту лица и волос. Кончики такого каре мягко подвернуты вовнутрь и спускаются чуть ниже линии подбородка. Если лицо широкое с тяжелой челюстью, лучшим вариантом станет удлиненное градуированное каре с прядками, закрывающими угловатые скулы, с косой челкой и боковым пробором. Короткое каре, которое начинается от линии подбородка и выше для такого лица не подходит. Для зрелых женщин рекомендуется отказаться от длинных волос и остановиться на варианте градуированного каре, которое будет оживлять, и освежать лицо(Рис.№2).
Никакая стрижка не обходиться без окраски волос, ведь цвет волос это огранка всей прически. И даже в этом Древние Египтяне нам не уступают. Исследователи выяснили, что технология окраски волос в Древнем Египте была сопоставимой по техническому уровню с современными передовыми образцами. Оказалось, что древним косметологам удавалось добиться измельчения окрашивающих частиц до размеров в 5 нанометров и равномерного проникновения их в ткань волоса по всей его толщине. Современные технологии обеспечивают гораздо худший результат. Таким образом, мастера Древнего Египта, сами того не зная, пользовались тем, что сейчас принято называть нанотехнологиями.
Прически в Египте изготавливали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно "модными" а те времена, особенно в период Нового царства. Но со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, и по высыханию отваливалась, а пряди, таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.
Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки надо лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами.
Но для создания целостного образа не достаточно постричь и покрасить волосы, необходимо так же грамотно нанести макияж и подобрать подходящею одежду.
Что касается макияжа, тут мы тоже много чего переняли у Египтян. Для древних египтян красота, магия и медицина были вещами неразделимыми, о чем ярко свидетельствует древнеегипетский макияж глаз. Хотя косметику иногда наносили и на губы, трудно представить себе образ египтянки без характерной подводки для глаз. Конечно, все знают, что стрелки в макияже глаз имитируют глаз кошки. Для древних египтян кошки были священными животными, они считали их бесконечно красивыми и грациозными животными. Скорее всего, поэтому древние египтянки старались, чтобы их глаза были похожи на кошачьи. Черной подводкой они прорисовывали линию от внутреннего уголка глаза и почти до виска.(Рис№3)
С тех давних времен стрелки в макияже глаз периодически воскресали в моде, а уж с подиумов не сходили и подавно – ведь именно дизайнеры обожают дополнять свою уникальную одежду необычным макияжем и потрясающими прическами. Древнеегипетские красавицы выводили стрелки в макияже глаз грифелями из малахита. Многие косметические препараты Древнего Египта были не только декоративные, но и имели лечебные свойства. Например, краска для век служила также и как средство для отпугивания насекомых (репеллент). Малахитовая зелень была также лекарством от глазных болезней.
Египетская царица Клеопатра даже написала книгу по косметике «О лекарствах для лица». Древним Египтянкам были известны средства для ухода за кожей лица, тела, которые приготовлялись по специальным рецептам. Знатные дамы Древнего Египта любили использовать для притираний растительные масла с добавлением сока водяных лилий, лотоса. Мази использовались для питания кожи, защиты ее от палящих лучей солнца. В их состав входили оливковое, касторовое, подсолнечное, миндальное, кунжутное масла. Добавляли овечий и воловий жир, амбру. На парики прикрепляли ароматические башенки.
В костюме Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды — драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.
В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника — расширенная книзу или овальная.(Рис№4).
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. (Рис.№5)
Для дополнения образа так же необходимы украшения. В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.
Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.
Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.(Рис№6)
I. Теоретическая часть.
1. Разработка стрижки и прически древнего мира Древнего Египта.
Уже за 3000 до нашей эры, Египтяне, окрашивали волосы хной и активно украшали их декоративными элементами. Прически были достаточно сложными и для их создания использовали рабов-парикмахеров, специально обученных этому делу.
Египтяне были чрезвычайно консервативным народом и даже не смотря на то, что основной частью прически был парик, она не отличалась разнообразием форм, особенно это видно на примере мужчин. Женские прически, с течением времени, стали отличаться большим разнообразием, что в общем-то вполне естественно, но в целом также повторяли традиционную для Египта форму "трапеции".
Парики носило всё свободное население Египта. По сути это был не только и не столько "декоративный" элемент, но и своеобразная "визитная карточка" владельца, указывающая на его социальное положение.
Фараон например и его приближенные носили самые большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.
Их делали из волос или шерсти, шелка или веревок окрашенных в темные тона, которые были особенно "модными" а те времена, особенно в период Нового царства. (Рис№7).
Со временем прическа усложнилась. Теперь волосы стали заплетать в многочисленные косички, располагая их плотными рядами, или делать завивку при помощи холодной укладки: волосяные пряди наматывали на деревянные палочки и обмазывали грязью, которая по высыханию отваливалась, а пряди таким образом, завивались красивыми, легкими волнами или крутыми завитками.
Длинна волос теперь опустилась до плеч. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка просто заменялась рядами плотно уложенных косичек.
Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, эссенциями и клейкими составами. Все мужчины в обязательном порядке брили бороду, так как борода (правда искусственная, привязываемая к подбородку) была одним из символов власти фараона, олицетворявшим владение землей.
Её так изготовляли так же как парики, однако форма тут была не так важна. В дополнение, бороду часто украшали золоченой змейкой — Уреем, которая также считалась символом власти.
Жрецы обычно брили голову и лицо, надевали парики или маски, изображавшие священных животных, а знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Многочисленные рабы, населявшие Египет того времени, носили привычные им прически, однако из-за жаркого климата, многие в целях гигиены полностью сбривали волосы.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и конечно же куда более замысловаты, особенно это касалось цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они и получили название "геометрических".
Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и надевали парики. Самыми типичными прическами на париках были две: все волосы разделялись продольным пробором, плотно облегая лицо с обеих сторон, и ровно подстригались на концах. Верх парика при этом был плоским.
Вторая прическа имела форму шара. Обе они были "геометрическими".
С развитием египетского общества женские прически удлинились, появился "трехчастный" парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн.
Форма такого парика была необычной, "каплевидной". Волосы в нем разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоскими металлическими лентами. При этом уши оставались открытыми. Концы прядей, спадавших на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Прядь волос, спадающая на спину, плоская, состояла из прямых волос или мелких косичек. Парики окрашивали в разные цвета — голубой, оранжевый, желтый.
Прически делали и из собственных волос, свободно распуская их по спине, концы украшали кистями. Иногда волосы завивали мелкими волнами — такая завивка получалась после расчесывания мелких, тонких косичек. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу. Концы волос перехватывали заколкой или цветной тесемкой. Применялись накладные косы из шелковых цветных нитей, лент или полосок кожи, шерсти животных..
-Головные уборы
Простейшими из них были шнурки из кожи и шелковых нитей - египтяне носили их в качестве лобных повязок. Так же широко представлены обручи из металла или материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.
Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая волосы, но оставляли уши открытыми. Древнейший из них - пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо.
Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные платки или чепцы.
Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра — сешнем.
Все сословия носили платок — клафт, плотно облегавший голову и оставляющий уши открытыми; два конца спадали на грудь, третий — на спину, иногда этот конец перехватывали лентой или обручем. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных и иероглифами носившими декоративный характер.
Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали головные повязки, диадемы, ленты.
Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус. Его изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона.
Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы в виде войлочных шляп; служители культа - шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.
Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей. Были головные уборы и других форм, например как тот, что изображен на голове царицы Нефертити.
Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Обнаруженная в гробнице фараона XVIII династии Тутанхамона золотая диадема инкрустирована опалом, сердоликом, в центре помещен золотой шарик. Круглый диск и цветы лотоса расположены на месте прикрепления лент, инкрустированы малахитом, кораллами, а также стеклом.
В головных уборах XVIII династии очень популярен мотив лотоса. Повязки, обручи не только знатных женщин, но и музыкантш, рабынь украшены цветами лотоса. Низшие слои населения носили платки из ткани, тростниковые, кожаные, соломенные шляпы и шапки.(Рис№8)
-Украшения
В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Египтяне любили бирюзовые тона и потому, самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который ценился очень высоко.
Целый ряд разнообразных украшений был связан с религиозными представлениями египтян. Амулеты должны были отгонять злых духов и предохранять от опасностей. Обычно они имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.
Украшали головные уборы изображениями птиц, стрекоз, лягушек, оправленными в золото и серебро, платину. Обилие и сравнительно легкая добыча золота сделали его одним из распространенных металлов, известных египтянам издревле.
Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.
-Основные виды и формы костюма
В костюме Древнего Египта наиболее распространенный вид одежды — драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.
В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника — расширенная книзу или овальная
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.
Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.
В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Силуэт расширяется книзу, приобретая пирамидальные очертания, широко используются плиссировки.
Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.
Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь тончайшую красивую ткань, с круглым накладным воротником — оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.