Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 22:27, реферат

Краткое описание

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Оглавление

Введение
1. Правовые основы БЖД
1.1.Законы и подзаконные акты
1.2. Нормативно-техническая документация
2. Управление ЧС
3. Международное сотрудничество
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

литвиняша рефер.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Основные цели комплекса:

– повышение эффективности мероприятий  по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС; предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

– эффективное использование и  экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задача комплекса – установление:

терминологии в области обеспечения  безопасности в ЧС, номенклатуры и  классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

способов обеспечения безопасности населения и объектов народного  хозяйства, а также требований к  средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта  в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС–22), номера (шифра) группы (табл. 9.2), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01–94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Стандарты группы 0 устанавливают:

основные положения (назначение, структуру, классификацию) комплекса стандартов;

основные термины и определения  в области обеспечения безопасности в ЧС;

классификацию ЧС;

 

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов БЧС

 

Номер группы

Группа стандартов

Кодовое наименование

0

Основополагающие стандарты

Основные положения

1

Стандарты в области мониторинга  и прогнозирования

Мониторинг и прогнозирование

2

Стандарты в области обеспечения  безопасности объектов народного хозяйства

Безопасность объектов народного хозяйства

3

Стандарты в области обеспечения  безопасности населения

Безопасность населения

4

Стандарты в области обеспечения  безопасности продовольствия, пищевого сырья и кормов

Безопасность продовольствия

5

Стандарты в области обеспечения безопасности сельскохозяйственных животных и растений

Безопасность животных и растений

6

Стандарты в области обеспечения  безопасности водоисточников и систем водоснабжения

Безопасность воды

7

Стандарты на средства и способы  управления, связи и оповещения

Управление, связь, оповещение

8

Стандарты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайных ситуаций

9

Стандарты в области технического оснащения аварийно-спасательных формирований, средств специальной защиты и  экипировки спасателей

Аварийно-спасательные средства

10,11

Резерв

 

 

классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства  по степени их опасности;

номенклатуру и классификацию  поражающих факторов и воздействий  источников ЧС;

предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

основные положения и правила  метрологического контроля состояния  технических систем в ЧС.

Содержание остальных групп  стандартов определяется их кодовым  наименованием.

 

2. Управление ЧС

Управление ЧС обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), принятой Правительством РФ 21.11.95 г. РСЧС объединяет органы государственного управления РФ всех уровйей, различные общественные организации, в "компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением; безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. РСЧС обеспечивает координацию сил и средств этих органов управления и организаций по предупреждению ЧС, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает территориальные  и функциональные подсистемы и имеет  пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный.

Территориальные подсистемы (республик  в составе Российской Федерации, краев и областей) состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению бедствий и ликвидации последствий ЧС.

Координирующими органами РСЧС являются межведомственные и ведомственные  комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС, региональные центры аналогичного назначения, комиссии по ЧС органов  исполнительной власти субъектов РФ, комиссия по ЧС органов местного самоуправления и объектные комиссии по ЧС. Силы и средства РСЧС в рамках ее подсистем подразделяются на силы и средства:

— наблюдения и контроля;

— ликвидации ЧС.

Первые из них состоят из сил  следующих органов:

— контрольно-инспекционной службы Минприроды РФ;

— служб и ведомств РФ, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой  на потенциально опасных объектах и  прилегающих к ним территориях, а также проводящих анализ их воздействия  на уровне населения;

— службы мониторинга опасных процессов  Минстроя РФ;

— сети наблюдения и лабораторного  контроля гражданской обороны (ГО);

— службы предупреждения о стихийных  бедствиях Минприрод-ресурсов и  АН РФ;

— космических средств наблюдения.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

— военизированные и невоенизированные  противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств, организаций РФ;

— учреждений и формирований экстренной медицинской помощи Минздрава РФ;

— частей и подразделений служб  противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ;

— соединений и воинских частей, территориальных  и объектовых формирований ГО РФ;

— соединений и воинских частей химических и инженерных войск вооруженных сил;

— сил и средств поискового и  аварийно-спасательного обеспечения Минтранса РФ;

— отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований, а также служб некоторых других ведомств.

Координация планов и мероприятий  гражданской обороны и по ликвидации ЧС в целом с экономическими планами производится в рамках бюджетов РФ, субъектов федерации, а также федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС производится также за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, страховых фондов и других источников.

Важным элементом систем управления в области защиты от ЧС является учет инженерных сооружений ГО и паспортизация  их состояния. К такого рода объектам относятся убежища, противорадиационные укрытия,' специализированные складские помещения, станции обеззараживания одежды и транспорта и некоторые другие объекты. В их паспортах кроме ведомственной принадлежности и месторасположения указывается тип сооружения, степень его защиты, площадь, кубатура, вместимость, количество выходов, тип воздухозаборов, наличие и состояние систем канализации, вентиляции, энергоснабжения и аварийного освещения и некоторые другие данные. Паспорт составляется владельцем сооружений. Контроль за паспортизацией осуществляют инженерные подразделения территориальных органов МЧС.

Другим направлением контроля в  РСЧС являются целевые и комплексные  проверки готовности к действиям  в ЧС. Они осуществляются по линии департамента инспекций и контроля МинЧС. В рамках целевых проверок осуществляется либо контроль документации (например, штабов ГО), либо состояния убежищ или других инженерных сооружений, либо обученное™ формирований постоянной готовности. При комплексной проверке контролируется общая готовность организации (производственного объекта) к действиям в ЧС.

 

3. Международное сотрудничество

 

Россия участвует и в международном  сотрудничестве, проводимом по линии  ООН, ЮНЕСКО и других организаций. С 1973 г. действует специализированное учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЭП).

Ученые и  специалисты России принимают участие  в осуществлении специальной  международной программы «Человек и биосфера», Международном совете охраны птиц (СПО), Международной федерации  молодежи по исследованию и охране окружающей среды Научного комитета по проблемам окружающей среды, Международного совета научных союзов (СКОПЕ). Примером плодотворного межгосударственного сотрудничества в области охраны природы служит деятельность Международного союза охраны природы (МСОП).

В области охраны окружающей среды двустороннее сотрудничество осуществляется между нашей страной и США и включает 11 научно-исследовательских программ и 30 проектов. Оно ведется по следующим направлениям: предотвращение загрязнения воздуха, охрана вод и морской среды от загрязнения; предотвращение загрязнения окружающей среды, связанного с сельскохозяйственным производством; организация заповедников, изучение биологических и генетических последствий загрязнения окружающей среды и др. Сотрудничество с США ведется путем обмена учеными и специалистами, научно-технической информацией, результатами исследований, проведения двусторонних конференций, симпозиумов и совещаний, совместной разработки проектов, программ и др. Аналогичная работа ведется Германией, Англией, Францией, Финляндией, Канадой, Швецией и некоторыми другими странами.

Международное сотрудничество по охране труда осуществляется в рамках Международной организации  труда (МОТ), Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), Федерации специалистов по охране труда и промышленной гигиене (ИФАС), а также международной организации по безопасности и охране труда (МОРБОТ). МОТ в частности разрабатывает рекомендации по нормализации условий труда, ВОЗ–нормативов качества производственной среды. ИФАС координирует разработки по всему комплексу вопросов, связанных с безопасностью труда, МОРБОТ – по вопросам прогнозирования риска и создания средств защиты.

В последние  годы успешно развивается сотрудничество и взаимодействие сил гражданской  обороны (ГО) стран-членов НАТО и особенно стран-членов Европейского экономического сообщества. В НАТО для координации этой деятельности создан специальный Главный комитет. Комиссией европейских сообществ принята совместная программа стран-участниц по взаимодействию в области гражданской защиты.

В соответствии с достигнутым рядом европейских стран «Открытым частичным соглашением по предотвращению стихийных и технологических бедствий, защите от них и оказанию помощи пострадавшим» в Греции создан Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений (ЕЦПП).

Международной организацией ГО (МОГО) постоянно повсеместно  проводится всесторонняя и целенаправленная подготовка руководящего состава организаций, сил ГО и населения к ведению  спасательных работ.

 

Заключение

 

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности  составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Нормативно-техническая  документация по охране окружающей среды  включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила  Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Санитарные  нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе  и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду.

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.


Информация о работе Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях