Периферийные устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования:
1. проанализировать научную, техническую, учебную литературу по данной теме;
2. разработать электронный учебник по теме "Периферийные устройства";

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 5
1.1. Этапы разработки программных продуктов 5
1.2. Методы программирования. Основные понятия 11
1.2.1. Структурное программирование 11
1.2.2. Объектно-ориентированное программирование 14
1.2.3. Визуальное программирование 15
1.3. Описание выбранного средства разработки 17
Глава II. СОЗДАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕМЕ "ПЕРИФЕРИЙНЫЕ УСТРОЙСТВА" 25
2.1. Постановка задачи 25
2.2. Разработка модели 27
2.3. Проектирование 27
2.4. Отладка и тестирование, дневник ошибок 30
2.5. Документирование 32
2.5.1. Руководство пользователя 32
2.5.2. Руководство программиста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

разработка обучающей программы.doc

— 454.00 Кб (Скачать)

 

 

2.2.           Разработка модели

2.3.           Проектирование

Программа выполнена в виде EXE–файла и работает с информационной базой, которая располагается в той же директории, в которой расположена программа. Информационная база представляет собой документ в виде HTML кода. В программе используется компонент WebBrowser, с помощью которого происходит обработка с HTML документов. Информационная база содержит электронный вариант учебника по "Периферийным устройствам", в ней присутствует содержание, предисловие, главы, темы, разделы, заключение. Каждой главе соответствует определенная тема, и разделы.

В программе применяется графический интерфейс, который состоит из:

                       главного меню

                       окна отображающего информацию

                       контекстного меню

Главное меню программы состоит из меню файл, документ, справка, тест. Меню файл включает в себя меню загрузить учебник и выход из программы, меню справка содержит меню о проекте, о программе; меню тест – начать тестирование.

В программе используется графическая оболочка, и необходимые компоненты для обеспечения работы программы. Для обеспечения интерфейса использовались следующие компоненты: Button, WebBrowser, Panel, TreeView, Image, Label.

Компоненты делятся на две категории – визуальные и невизуальные. Невизуальные компоненты характеризуются тем, что при работе программы они просто невидимы. С другой стороны, визуальные компоненты после запуска программы видимы, если их специально не скрывают. Как правило, внешний вид визуальных компонентов на этапе разработки и в процессе выполнения программы совпадает, хотя и может изменяться динамически в зависимости от различных условий. Визуальные компоненты называют элементами управления. Все компоненты Delphi являются потомками класса TComponent. Класс TControl является базовым классом для визуальных компонентов. У класса TControl есть два наследника, определяющие две группы компонентов – имеющие оконный ресурс (TWinControl и его потомки) и не имеющие этого ресурса (TGraphicControl и его потомки). Оконный ресурс представляет собой специальный ресурс Windows, используемый для создания окон, а также для получения и обработки сообщений Windows. Другими словами, только компоненты-потомки класса TWinControl могут получать и обрабатывать сообщения Windows. К компонентам с оконным ресурсом относятся однострочные и многострочные редакторы, кнопки, линейки скроллинга, переключатели и т. д., а также различные панели и группирующие элементы управления, в которых размещаются другие компоненты. Элементы графического типа не имеют оконного ресурса. К ним относятся метки, геометрические фигуры, рамки, изображения, панели для рисования и т. д.

 

Рис. 2.1. Окно заставки перед началом работы

Главное меню программы состоит из меню файл, документ, справка, тест.

Рис. 2.2. Главная страница учебника

 

Рис. 2.3. Окно "О программе"

 

Окно "О программе" содержит краткую информацию о программе.

 

 

Рис. 2.4. Окно "Об авторе"

Окно "Об авторе" содержит краткую информацию об авторе.

2.4.           Отладка и тестирование, дневник ошибок

Отладка – это исправление ошибок, когда факт их наличия установлен.

Ошибки, возникающие в процессе создания и работы приложений, можно условно разделить на три типа.

1)                       Синтаксические ошибки возникают при нарушении синтаксиса языка. Эти ошибки выявляются компилятором на этапе разработки программы. Компилятор указывает разработчику строку в тексте программы, где имеется ошибка, и выдает соответствующую информацию о ней.

2)                       Логические ошибки имеют место в случае неправильной реализации алгоритма. При этом программа продолжает работать, но выдает неправильные результаты.

3)                       Динамические ошибки, или ошибки выполнения, возникают при выполнении программы в результате неправильной работы операторов, процедур или функций программы, а также операционной системы. Типичный пример такой ошибки – это деление на нуль.

Тестирование – это установление факта наличия ошибок. Отладка и тестирование постоянно перекрещиваются в процессе разработки программ. В программе были допущены три типа ошибок: Синтаксические, логические и динамические. Ошибки, найденные во время тестирования, представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Дневник ошибок

Код ошибки

Сообщение

Место ошибки

Как исправить

94

[Error] Unit1.pas(94): Undeclared identifier: 'bf'

[Fatal Error] Project1.dpr(11): Could not compile used unit 'Unit1.pas'

Ошибка возникала при загрузки файла базы данных

заменить  на стандартную процедуру LoadFromFile

119

[Error] Unit1.pas(119): Missing operator or semicolon

Загрузка базы данных

Процедура была заменена на стандартный компонент OpenDialog

121

[Error] Unit1.pas(121): Incompatible types: 'Integer' and 'Real'

Загрузка базы данных

Использование соответствующих типов данных

27

[Fatal Error] Unit1.pas(27): File not found: 'HTML.dcu'

Работа с базой данных

Размещение базы данных вместе в директории с программой

 

2.5.           Документирование

2.5.1.     Руководство пользователя

Назначение программы: обучение по теме «Периферийные устройства».

Условия применения программы: Компьютер совместимый с Pentium(R) 4 CPU 2.80 GHz, объем ОЗУ не менее 64 Mb; 6,34 Мб свободное дисковое пространство. Наличие ОС Windows 95/98/NT/XP.

Выполнение программы: запустить на выполнение исполняемый файл программ Учебник.exe. Использовать главное меню для доступа ко всем функциям программы.

2.5.2.     Руководство программиста

Назначение и условия применения программы: программа выполняет обучение по теме «Периферийные устройства».

Для корректного использования программы необходимо сохранять структуру файлов и каталогов программы.

Для установки программы необходимо скопировать каталог Учебник на жесткий диск ПК. На диске должно быть не менее 2 МБ свободного дискового пространства.

Обращение к программе: для обращения к программе необходимо запустить на выполнение исполняемый файл программы Учебник.exe.

Входные данные:

1) Набор HTML-файлов электронного учебника, сгруппированных в папке Учебник. Папка должна находиться в том же каталоге, где размещен исполняемый файл программы Учебник.exe.

2) Файл Test.txt содержащий список вопросов, предъявляемых пользователю при тестировании. Для каждого вопроса приводится ровно четыре варианта ответа (каждый вариант с новой строки). Далее с новой строки указывается порядковый номер правильного ответа. Следующий вопрос отделяется одной пустой строкой. Структура записей файла Test.txt приведена на рисунке 2.5. Файл должен находиться в том же каталоге, где размещен исполняемый файл программы Учебник.exe.

Рис. 2.5. Файл Test.txt


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе курсового проектирования были получены следующие основ­ные результаты:

1.      Изучены основные принципы проектирования программного обеспечения. Были выделены такие этапы разработки программы как:

      Формулирование требований к программе.

      Разработка информационной модели.

      Проектирование

      Отладка

      Тестирование

      Документирование.

2.      Рассмотрены преимущества объектно-ориентированной модели проектирования программного обеспечения. Они заключаются в возможности повторного использования и расширяемости, т.е. объектно-ориентированные системы могут быть легко собраны из ранее написанных компонентов. В ООП можно работать с объектами, не вдаваясь в особенности их реализации. В каждом конкретном случае применяется тот или иной подход: инкапсуляция, полиморфизм или наследование.

Также были изучены возможности разработки программ в среде объектно-ориентированного программирования Delphi 7. Для разработки обучающей программы была выбрана именно эта среда, т.к. в настоящее время она: одна из самых популярных сред быстрой разработки приложений; позволяет создавать программы различной сложности; не предъявляет особых требований к ресурсам компьютера; имеет достаточно понятный интерфейс с набором основных элементов, присутствующих на экране по умолчанию.

3.      В среде объектно-ориентированного программирования Delphi 7 разработан новый программный продукт – обучающая программа по теме «Правила работы на персональном компьютере», позволяющая начинающему пользователю изучить теоретический материал по теме и проверить полученные знания в ходе тестирования. Программа имеет простой интерфейс, ориентированный на неподготовленного пользователя, может применяться в образовательных учреждения в рамках дисциплины «Информатика». Все функции программы доступны из главного меню программы, где идет четкое разграничение на теоретический материал и поверку знаний по теме.

4.      Выполнено описание  (документирование) разработанного программного продукта, который также можно просмотреть в главном меню обучающей программы во вкладке «О программе».

В дальнейшем можно усовершенствовать программу, дополнив теоретическую часть, тестирующий материал, также можно изменить интерфейс программы, сделать его более красочным и привлекательным.

В силу всего вышеизложенного цели курсового проекта можно признать достигнутыми, а задачи – выполненными.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  http://www.interface.ru

2.                  Архангельский А. Я. Delphi 7. Справочное пособие. - М.: ЗАО "Издательство БИНОМ", 2004 г.

3.                  Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на С++, 2-е изд. - М.: Бином, 1998. - 560 с

4.                  Ван Тассел   "Стиль разработки и эффективность программ" - М: "Мир", 1985г.

5.                  Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.

6.                  Гуннерсон Э. Введение в С#. Библиотека программиста. – СПб: Питер, 2001. – 304 с.

7.                  Камаев В.А. Технологии программирования: Учебник/В.А. Камаев, В.В. Костерин. – М.: Высш. шк., 2005. – 359 с.

8.                  Карпова Т. С. Базы данных: модели, разработка, реализация. - СПб.: Питер, 2001. – 304 с.: ил.

9.                  Макконел С. Совершенный код. Мастер класс /пер. с англ. –М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2005. -896с.:ил.

10.             Могилёв А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед.вузов. – М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 848 с.

11.             Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования /Александр Викторович Рудаков. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 208 с.

12.             Симонович С.В. Информатика. Базовый курс. – СПб: Издательство "Питер", 2000. – 640 с.

13.             Фаронов В. В. Delphi 4: учебный курс.- М.: "Нолидж", 1999.- 464с., ил.

14.             Фаронов В. В. Delphi 6: учебный курс (+ дискета).- СПб.: Питер, 2002.- 512с.: ил.

2

 



Информация о работе Периферийные устройства