Новые технологии в экономических информационных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:13, реферат

Краткое описание

Понятие информационной системы (ИС) на протяжении своего существования претерпело значительные изменения. Первоначально ИС считалась любая система, позволяющая собирать, хранить и обрабатывать информацию, например - система каталогов в библиотеке, телефонный справочник и т.п. С появлением ЭВМ к ИС стали относить программы, которые выполняют перечисленные функции и имеют дело с большими объемами информации.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления

Оглавление

Введение 3

1 История и основные направления развития ЭИС 4

2 Новые технологии в ЭИС 7

2.1 Информационные технологии, используемые в ЭИС 7

2.2 Применение интеллектуальных технологий в экономических системах 8

2.3 Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах 9

Заключение 18

Файлы: 1 файл

реферат по тэис.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

       Имеют место три типа диалога:

       1. Меню (перечень возможных альтернативных  режимов);

       2. "Вопрос - ответ";

       3. Шаблон.

       ЭИС диалогового режима используются в  сетях, СТОДах (системах телеобработки данных), в реальном времени. 

       2.2 Применение интеллектуальных  технологий в экономических  системах 

       Экспертные  системы – это прогрессирующее  направление в области искусственного интеллекта. Причиной повышенного интереса, который экспертные системы вызывают к себе на протяжении всего своего существования, является возможность их применения для решения задач из самых различных областей человеческой деятельности. Пожалуй, не найдется такой предметной области, в которой не было бы создано ни одной ЭС или, по крайней мере, такие попытки не предпринимались бы.

       Основные  типы задач, решаемых с помощью ЭС:

       1) интерпретация, определение смыслового  содержания входных данных;

       2) предсказание последствий наблюдаемых  ситуаций;

       3) диагностика неисправностей (заболеваний) по симптомам;

       4) конструирование объекта с заданными  свойствами при соблюдении установленных ограничений;

       5) планирование последовательности  действий, приводящих к желаемому состоянию объекта;

       6) слежение (наблюдение) за изменяющимся состоянием объекта и сравнение его параметров с установленными или желаемыми;

       7) управление объектом с целью  достижения желаемого поведения;

       8) поиск неисправностей;

       9) обучение. 

       В экономических информационных системах с помощью ЭС возможно решение следующих задач:

       1.   Анализ финансового состояния  предприятия.

       2.   Оценка кредитоспособности предприятия.

       3.   Планирование финансовых ресурсов  предприятия.

       4.   Формирование портфеля инвестиций.

       5.   Страхование коммерческих кредитов.

       6.   Выбор стратегии производства.

       7.   Оценка конкурентоспособности продукции.

       8.   Выбор стратегии ценообразования.

       9.   Выбор поставщика продукции.

       10.    Подбор кадров.

       Применение  нейронных сетей. Нейронные сети особенно эффективны в случаях, когда  нужно проанализировать большое количество данных для оценивания ситуации. Например, при принятии решения о выдаче кредита нужно просмотреть случаи из прошлого опыта с ответами да/нет.

       Области применения нейронных сетей в  сфере экономической деятельности:

       1)  обнаружение нарушений при уплате налогов;

       2)  анализ рынка ценных бумаг, предсказание курсов валют;

       3)  выдача кредитов;

       4)  предсказание последствий того или иного решения;

       5)  предсказание результатов продвижения на рынке новых товаров;

       6)  управление аэролиниями: заполнение мест и составление расписания;

       7)  оценивание кандидатов на должность;

       8)  оптимальное распределение ресурсов;

       9)  установление подлинности подписи и др. 

       2.3 Телекоммуникационные  технологии в экономических  информационных системах 

       2.3.1 Сетевые информационные технологии 

       С появлением микроЭВМ и персональных компьютеров возникли локальные вычислительные сети (ЛВС). Они позволили поднять на качественно новую ступень управление производственными объектами, повысить эффективность использования ЭВМ, поднять качество обрабатываемой информации, реализовать безбумажную технологию, создать новые технологии. Объединение ЛВС и глобальных сетей позволило получить доступ к мировым информационным ресурсам.

       При использовании сетевых информационных технологий становится возможной реализация территориального распределения производства. Для администрации фирмы становится безразлично, где именно находится производство: в этом здании, за 100 м или за 10 000 км. Появляются совсем другие проблемы, такие как межконтинентальное снабжение, поясное время и т.д.,  

    поскольку становится возможным планетарное  распределение промышленного производства. Могут создаваться транснациональные компании, реализующие мировой товарный экспорт внутри фирмы. При этом метрополия, вложив 5–7% от суммы оборота в экономику другой страны, получает возможность контролировать 50–60% ее экономики. Объясняется это тем, что за счет вложения наукоемких технологий страна-метрополия получает возможность оказывать влияние и даже осуществлять контроль за экономическим и политическим развитием другой страны.

       Одной из важнейших сетевых технологий является распределенная обработка данных. Персональные компьютеры стоят на рабочих местах, т.е. на местах возникновения и использования информации. Они соединены каналами связи. Это дало возможность распределить их ресурсы по отдельным функциональным сферам деятельности и изменить технологию обработки данных в направлении децентрализации. Распределенная обработка данных позволила повысить эффективность удовлетворения изменяющейся информационной потребности информационного работника и тем самым обеспечить гибкость принимаемых им решений. Преимущества распределенной обработки данных: большое число взаимодействующих пользователей, выполняющих функции сбора, регистрации, хранения, передачи и выдачи информации; снятие пиковых нагрузок с централизованной базы путем распределения обработки и хранения локальных баз данных на разных ЭВМ; обеспечение доступа информационному работнику к вычислительным ресурсам сети ЭВМ; обеспечение симметричного обмена данными между удаленными пользователями.

       Формализация  концептуальной схемы данных повлекла за собой возможность к классификации моделей представления данных на иерархические, сетевые и реляционные. Это отразилось в понятии архитектуры систем управления базами данных и технологии обработки. Архитектура СУБД описывает ее функционирование как взаимодействие процессов двух типов клиента и сервера.

       Распределенная  обработка и распределенная база данных не является синонимами. Если при распределенной обработке производится работа с базой, то подразумевается, что представление данных, их содержательная обработка, работа с базой на логическом уровне выполняются на персональном компьютере клиента, а поддержание базы в актуальном состоянии – на файл-сервере. Если речь идет о распределенной базе данных, она размещается на нескольких серверах. Работа с ней осуществляется на тех же персональных компьютерах или на других, и для доступа к удаленным данным надо использовать сетевую СУБД.

       В системе распределенной обработки клиент может послать запрос к собственной локальной базе или удаленной. Удаленный запрос – это единичный запрос к одному серверу. Несколько удаленных запросов к одному серверу объединяются в удаленную транзакцию. Если отдельные запросы транзакции обрабатываются различными серверами, то транзакция называется распределенной. При этом один запрос транзакции обрабатывается одним сервером. Распределенная СУБД позволяет обрабатывать один запрос несколькими сер 
     

    верами. Такой запрос называется распределенным. Только обработка распределенного запроса поддерживает концепцию распределенной базы данных.

       База  данных – это автоматизированные хранилища оперативно обновляемой информации. Созданы базы данных по всем направлениям человеческой деятельности: финансовой, экономической, научно-технической, электронной документации, кредитной, статистической, маркетинга, газетных сообщений, правительственных распоряжений, патентной информации, библиографической и т.д. При этом базы делятся на коммерческие и общественные.

       Организация обработки данных зависит от способа  распределения. Существуют следующие методы распределения: централизованный, расчлененный, дублирования, смешанный.

       Централизованный, или метод извлечения данных вручную, является самым простым для реализации способом. На одном сервере находится единственная копия базы данных. Все операции с базой данных обеспечиваются этим сервером. Доступ к данным выполняется с помощью удаленного запроса или удаленной транзакции. Достоинством такого способа является легкая поддержка базы данных в актуальном состоянии. Недостатком является то, что размер базы ограничен размером внешней памяти, все запросы направляются к единственному серверу с соответствующими затратами на стоимость связи и временную задержку. Отсюда – ограничение на параллельную обработку. База может быть недоступной для удаленных пользователей при появлении ошибок связи и полностью выходит из строя при отказе центрального сервера.

       При распределении данных на основе расчленения  база данных размещается на нескольких серверах. Существование копий отдельных частей недопустимо. Достоинства: увеличивается объем базы данных; большинство запросов удовлетворяется локальными базами; что сокращает время ответа; увеличивается доступность и надежность; стоимость запросов на выборку и обновление снижается по сравнению с централизованным распределением: если выйдет из строя один сервер, система останется частично работоспособной. Недостатки: часть удаленных запросов или транзакций могут потребовать доступ ко всем серверам, что увеличивает время ожидания и цену; необходимо иметь сведения о размещении данных в БД. Однако доступность и надежность увеличиваются. Расчлененные базы данных наиболее подходят к случаю совместного использования локальных и глобальных сетей ЭВМ.

       При использовании метода дублирования в каждом сервере сети ЭВМ размещается полная база данных. Этот метод дает наиболее надежный способ хранения данных. Недостатки: повышенные требования к объему внешней памяти; усложнение корректировки баз, т.к. требуется синхронизация с целью согласования копий. Достоинства: все запросы выполняются локально, что обеспечивает быстрый доступ. Данный метод используется, когда фактор надежности является критическим, база и интенсивность обновления небольшими. 
     

       В методе смешанного распределения объединены два способа распределения данных: дублирование и расчленение. При этом приобретены как преимущества, так и недостатки обоих способов. Появилась необходимость хранить информацию о том, где находятся данные в сети. Главное преимущество – гибкость этой системы, так как можно установить компромисс между объемом памяти под базу в целом и под базу в каждом сервере, чтобы обеспечить надежность и эффективность работы. В этой стратегии легко реализуется параллельная обработка, т.е. обслуживание распределенного запроса или транзакции. Недостатки: остается проблема взаимозависимости факторов, влияющих на производительность системы, ее надежность, повышаются требования к памяти. Смешанную стратегию используют при наличии сетевой СУБД, которая обеспечивает реализацию распределенной базы данных. Первые три метода поддерживают распределенную обработку данных.

       Технология  «клиент-сервер», заменившая технологию «файл-сервер», является более мощной, так как позволила совместить достоинства однопользовательских систем (высокий уровень диалоговой поддержки, дружественный интерфейс, низкая цена) с достоинствами более крупных компьютерных систем (поддержка целостности, защита данных, многозадачность). Она за счет распределения обработки сообщения между многими ПК повышает производительность, позволяет пользователям электронной почты распределять работу над документами, обеспечивает доступ к более совершенным доскам объявлений и конференциям. 

       2.3.2 Интернет-технологии 

       Услуги, предоставляемые Интернетом, можно разделить на две основные категории:

       1. Отложенные (off-line) – основным признаком  этой группы является наличие временного перерыва между запросом и получением информации.

       2. Прямые (on-line) – отличаются тем,  что информация по запросу возвращается немедленно. Если от получателя информации требуется немедленная реакция на нее, то такая услуга носит интерактивный характер.

Информация о работе Новые технологии в экономических информационных системах