Лассификация информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:57, реферат

Краткое описание

Под информационной системой будем понимать автоматизированную систему коллективного пользования, состоящую из двух и более процессоров обработки данных или ЭВМ и обеспечивающую независимый и одновременный доступ к своим ресурсам многим пользователям и предназначенную для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. Анализ систем обработки данных и изучение их возможностей позволили классифицировать информационные системы.

Файлы: 1 файл

Классификация информационных систем.docx

— 47.10 Кб (Скачать)

По функциональному признаку информационные системы целесообразно разделить на две основные группы:

  • системы информационного обеспечения;
  • системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения.

Системы (или подсистемы) информационного  обеспечения входят в состав любой АСУ. Они являются важнейшими компонентами систем интегральной автоматизации производственных систем, систем автоматизированного проектирования (САПР), автоматизированных систем научных исследований, АСУП. К таким системам относятся:

    1. системы обработки данных (СОД);
    2. автоматизированные системы управления (АСУ).

Информационная система, дополненная  прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных – СОД. Для прикладных программ СОД характерно наличие математических соотношений, которые позволяют вычислять значения элементов выходной информации по известным значениям входной информации без применения методов оптимизации процессов управления экономическим объектом.

СОД производит информационное обслуживание специалистов органа управления объектом, принимающих управленческие решения. Решение, принятое на основе предоставляемой  информации, передается на управляемый  объект, минуя СОД.

Можно трактовать СОД как систему, которая  преобразует поток входной информации в поток выходной информации. Фактически используются следующие потоки информации:

    • входная информация, которая поступает от управляемого объекта и из внешнего окружения (от других предприятий);
    • необрабатываемая информация, т.е. часть входной информации, которая непосредственно передается органу управления, минуя обработку;
    • выходная информация, т.е. информация, обработанная системой и предоставляемая органу управления и внешнему окружению;
    • промежуточная информация, т.е. часть выходной информации, которая необходима СОД для выполнения расчетов в последующие периоды времени.

Если СОД способна выполнять  выбор управленческих решений (автономно  или с участием специалистов), то она становится автоматизированной системой управления – АСУ. Принятие решений системой может производиться на основе экономико-математических методов либо путем моделирования действий специалиста по принятию управленческого решения. Прикладные программы АСУ, формирующие управленческое решение, используют экономико-математические методы для выбора оптимальных решений. Исходные данные для оптимизационной задачи рассчитываются в режиме системы обработки данных. Моделирование принятия решений специалистом реализуется в так называемых экспертных системах, которые построены на принципах искусственного интеллекта и баз знаний.

К числу информационных систем, имеющих самостоятельное значение, относятся такие классы информационных систем, как:

      1. информационно-управляющие системы (ИУС);
      2. информационно-поисковые системы (ИПС);
      3. информационно-справочные системы (ИСС).

Информационно-управляющие системы – это совокупность средств, методов, исполнителей, обеспечивающих необходимой и достаточной информацией реализацию всех мероприятий процесса управления. ИУС является интегрированной отчетной системой, специально предназначенной для помощи руководителям в планировании, осуществлении и контроле деятельности своего учреждения.

Основными составляющими ИУС являются:

      1. персонал, участвующий в функционировании ИУС (т.е. сборе, обработке, анализе, своевременном информировании и т.д.);
      2. информационные ресурсы – конкретное содержание информации, которая используется в управленческой деятельности;
      3. материальные ресурсы – носители информации, технические средства сбора, обработки, хранения, передачи информации;
      4. каналы циркуляции информации – конкретные уровни коммуникации, предназначенные для постоянного пополнения и востребования информации.

В существующей практике управления используются два  основных вида ИУС:

    • MIS (Manager Infonnation System) системы – в нужный момент времени в наиболее удобной форме представляют руководителю необходимую информацию о прошлом, настоящем и будущем управляемой системы.
    • DSS(Decision Support System} системы – ориентированы на интеллектуальное обеспечение процесса принятия управленческого решения и ставят своей целью поддержку данного процесса.

Основными компонентами технологии проектирования ИУС в образовательных учреждениях  являются:

      1. выявление структуры существующих коммуникационных каналов;
      2. выявление сложившихся информационных потоков и узлов;
      3. выявление информационных потребностей руководителей и основных субъектов образовательного процесса;
      4. конгломерация информационных потребностей потоков и узлов с целью оптимизации и устранения дублирования;
      5. дополнение исследованной структуры новыми необходимыми информационными каналами;
      6. приведение в соответствие теоретически спроектированной системы с материально техническими возможностями образовательного учреждения.

Информационно-поисковые и информационно-справочные системы предназначены для хранения и представления пользователю информации (данных, фактографических записей, текстов, документов и т.п.) в соответствии с некоторыми формально задаваемыми характеристиками. Для ИПС и ИСС характерны два основных этапа функционирования: сбор и хранение информации; поиск и выдача информации пользователю. Движение информации в таких системах осуществляется по замкнутому контуру от источника к потребителю информации. При этом ИПС или ИСС выступают лишь как средство ускорения поиска необходимых данных.

Информационно-поисковые  системы (ИПС) предназначены для отыскания в каком-то множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения. Информационно-поисковые системы не предусматривают завершающей обработки информации.


 

 

 

 

 

 

  Под индексированием понимается  процесс, состоящий из двух  этапов:

    • определение тем, которые отражаются в данном документе;
    • выражение этих тем на языке, принятом в информационно-поисковой системе, и запись в виде поисковых образов, которые связываются с документом.

Для того чтобы при помощи ИПС можно  было отыскать документы, соответствующие  некоторому информационному запросу, сам запрос также должен быть заиндексирован. Процесс поиска осуществляется путем  сопоставления поисковых образов  документов с поисковым образом  запроса. При полном или частичном  совпадении образов документ считается  соответствующим запросу и выдается пользователю.

Соответствие  текста (документа, фактографической записи) фактической информационной потребности  называется пертинентностью, а соответствие одного текста другому – релевантностью. При поиске различают смысловую и формальную релевантность.

Смысловая релевантность определяется смысловым  соответствием текстов, формальная – соответствием поисковых признаков. В связи с этим различают критерий смыслового соответствия и критерий формального соответствия. Первый устанавливает смысловое соответствие между сведениями, содержащимися в документе и запросе, второй определяет совокупность признаков, согласно которым ИПС осуществляет формальный отбор документов в результате сравнения поисковых образов документов и запросов.

Информационно-поисковые  системы различаются между собой  по многим признакам, но при решении  задач сбора, хранения и выдачи информации все они должны выполнять следующие  операции:

    • анализ важности документов и их отбор;
    • создание поискового образа документов (ПОД);
    • запись документов и поисковых образов документов на принятые в ИПС носители;
    • хранение документов и их поисковых образов;
    • выдачу документов потребителям.

Информационно-поисковые  системы с известной степенью условности можно классифицировать по следующим основным аспектам:

    • роду выполняемых функций;
    • режиму поиска;
    • типу информационно-поискового языка (ИПЯ);
    • типу критерия соответствия (КрС);
    • степени автоматизации.


 

 

По  роду выполняемых функций ИПС делятся на:

      • документальные;
      • фактографические;
      • логические;
      • комплексные.

Документальными ИПС называют информационно-поисковые системы, в которых реализуется поиск в информационном фонде ИПС документов или текстов в соответствии с полученным запросом с последующим предоставлением пользователю этих документов или их копий. Вся обработка полученной информации в документальных ИПС осуществляется самим пользователем. В зависимости от того, по каким хранимым документам или по их описаниям (вторичным документам) осуществляется поиск, документальные ИПС часто делят на:

    • системы с библиотечным поиском;
    • системы с библиографическим поиском.

В первом случае поиск ведется в информационном фонде, содержащем первичные документы, во втором – в информационном фонде вторичных документов. Заметим, что наибольшее практическое значение имеют документальные ИПС, поиск в которых организован по двум контурам:

    • библиографическому, с определением основных характеристик первичного документа и предоставлением пользователю возможности оценить, может ли данный документ удовлетворить его информационные потребности;
    • библиотечному, когда в информационном фонде осуществляется нахождение требуемого документа с последующей его (или копии) выдачей пользователю.

Под описанием документа или  вторичным документом понимается некоторая совокупность данных, представленных в некоторой заданной форме, позволяющая охарактеризовать первичный (исходный) документ с точки зрения его содержания, местонахождения и т. п. Например, реферат статьи, опубликованный в реферативном сборнике, является вторичным документом, позволяющим найти эту статью.

Фактографические ИПС реализуют поиск и выдачу фактов, текстов, документов, содержащих сведения, которые могут удовлетворить поступивший запрос пользователя. В этом случае осуществляется поиск не какого-то конкретного документа, а всей совокупности сведений по данному запросу, хранящихся в информационном фонде ИПС или ИСС. Отметим, что основным отличием фактографических информационно-поисковых систем от документальных является то, что эти системы выдают пользователю не какой-либо ранее введенный документ, а уже в той или иной степени обработанную информацию.

В зависимости от того, как в  фактографической ИПС реализована подобная обработка информации, различают три поколения таких систем.

  1. ИС первого поколения обеспечивают накопление и поиск информации по одному типу объектов и реализуют один тип запросов при использовании для фактографического описания данных фиксированного формата.
  2. В фактографических системах второго поколения возможен уже выбор типа запроса из представленного набора. Отображаемые объекты могут принадлежать к различным классам, формат фактографического описания задается для класса объектов.
  3. В фактографических ИПС третьего поколения, которые являются, по сути дела, разновидностью интеллектуальных диалоговых систем, реализуется поиск информации по нерегламентированному перечню запросов, поисковый образ задается пользователем в произвольной форме, предусматриваются операции синтеза информации для удовлетворения запросов пользователей, имеется специальный аппарат анализа вновь вводимой информации на смысловую и формальную релевантности хранящимся в информационном фонде данным.

Достигнутые в течение последнего десятилетия  результаты развития средств вычислительной техники, методов проектирования программного и информационного обеспечения систем автоматизации различного уровня и назначения способствовали существенному пересмотру принятых ранее подходов к созданию информационных систем, и, прежде всего, к созданию новой информационной технологии, основными принципами которой являются:

      1. Обеспечение общения конечного пользователя (исследователя, проектировщика, конструктора, технолога, оператора ИПК и ГАП, плановика) с системой автоматизации на профессионально-ограниченном естественном языке, представление входной и результирующей информации в привычной и удобной пользователю форме.
      2. Обеспечение возможности решения задач планирования, управления, проектирования, подготовки производства и научных исследований по их постановкам и  исходным данным независимо от сложности и наличия формальных математических моделей этих задач.
      3. Создание конечному пользователю таких условий работы, при которых он осуществляет процессы управления, планирования, проектирования и поиска новых решений в режиме активного, расширяющегося диалога с ЭВМ, оперируя понятиями своей предметной области, используя профессиональный опыт и навыки и принимая решения одновременно по множеству критериев, часть из которых не описана формально и не имеет количественного выражения.

Информация о работе Лассификация информационных систем