Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 18:51, курс лекций
Компьтерные сети Компьтерные сети Компьтерные сети
1. Основные программные и аппаратные компоненты сети. Понятия «клиент», «сервер», «сетевая служба».
2. Логическая архитектура компьютерной сети.
3. Локальные и глобальные сети.
4. Сети операторов связи и корпоративные сети.
5. Основные характеристики современных компьютерных сетей.
6. Понятие «топология». Физическая и логическая топология. Базовые топологии.
7. Принципы именования и адресации в компьютерных сетях.
8. Многоуровневый подход к стандартизации в компьютерных сетях. Понятия «протокол», «интерфейс», «стек протоколов».
9. Эталонная модель взаимодействия открытых систем.
10. Коммуникационное оборудование. Физическая и логическая структуризация сети.
11. Типы кабелей.
12. Методы коммутации.
13. Технологии мультиплексирования.
14. Общая характеристика протоколов и стандартов локальных сетей. Модель IEEE 802.х.
15. Классификация методов доступа. Метод доступа CSMA/CD.
16. Технология Ethernet и ее развитие.
17. Технология Token Ring. Маркерный метод доступа.
18. Технология FDDI.
19. Функции, классификация, параметры настройки и совместимость сетевых адаптеров.
20. Мосты и коммутаторы локальных сетей.
21. Архитектура стека TCP /IP.
22. Адресная схема стека TCP/IP. Порядок назначения IP-адресов.
23. Классы IP-адресов.
24. Специальные IP-адреса.
25. Отображение IP-адресов на локальные адреса.
26. Организация доменов и доменных имен.
27. Понятие маршрутизации. Таблицы маршрутизации.
28. Транспортные протоколы стека TCP/IP.
29. Развитие стека TCP/IP. Протокол IPv6.
30. Глобальные компьютерные сети: архитектура, функции, типы.
Время владения разделяемой средой в сети Token Ring ограничивается временем удержания маркера (token holding time), после истечения которого станция обязана прекратить передачу собственных данных (текущий кадр разрешается завершить) и передать маркер далее по кольцу. Станция может успеть передать за время удержания маркера один или несколько кадров в зависимости от размера кадров и величины времени удержания маркера. Обычно время удержания маркера по умолчанию равно 10 мс, а максимальный размер кадра в стандарте 802.5 не определен. Для сетей 4 Мбит/с он обычно равен 4 Кбайт, а для сетей 16 Мбит/с - 16 Кбайт. Это связано с тем, что за время удержания маркера станция должна успеть передать хотя бы один кадр. При скорости 4 Мбит/с за время 10 мс можно передать 5000 байт, а при скорости 16 Мбит/с - соответственно 20 000 байт. Максимальные размеры кадра выбраны с некоторым запасом.
В сетях Token Ring 16 Мбит/с используется также несколько другой алгоритм доступа к кольцу, называемый алгоритмом раннего освобождения маркера (Early Token Release). В соответствии с ним станция передает маркер доступа следующей станции сразу же после окончания передачи последнего бита кадра, не дожидаясь возвращения по кольцу этого кадра с битом подтверждения приема. В этом случае пропускная способность кольца используется более эффективно, так как по кольцу одновременно продвигаются кадры нескольких станций. Тем не менее свои кадры в каждый момент времени может генерировать только одна станция - та, которая в данный момент владеет маркером доступа. Остальные станции в это время только повторяют чужие кадры.
Для различных видов сообщений, передаваемым кадрам, могут назначаться различные приоритеты: от 0 (низший) до 7 (высший). Решение о приоритете конкретного кадра принимает передающая станция (протокол Token Ring получает этот параметр через межуровневые интерфейсы от протоколов верхнего уровня, например прикладного). Маркер также всегда имеет некоторый уровень текущего приоритета. Станция имеет право захватить переданный ей маркер только в том случае, если приоритет кадра, который она хочет передать, выше (или равен) приоритета маркера. В противном случае станция обязана передать маркер следующей по кольцу станции.За наличие в сети маркера, причем единственной его копии, отвечает активный монитор. Если активный монитор не получает маркер в течение длительного времени (например, 2,6 с), то он порождает новый маркер.
В Token Ring существуют три различных формата кадров: - маркер; - кадр данных; - прерывающая последовательность.
Управление доступом (Access Control) состоит из четырех подполей: РРР, Т, М и RRR, где РРР - биты приоритета, Т - бит маркера, М - бит монитора, RRR -резервные биты приоритета. Бит Т, установленный в 1, указывает на то, что данный кадр является маркером доступа. Бит монитора устанавливается в 1 активным монитором и в 0 любой другой станцией, передающей маркер или кадр. Если активный монитор видит маркер или кадр, содержащий бит монитора со значением 1, то активный монитор знает, что этот кадр или маркер уже однажды обошел кольцо и не был обработан станциями. Если это кадр, то он удаляется из кольца. Если это маркер, то активный монитор передает его дальше по кольцу.
Конечный ограничитель (End Delimeter, ED) - последнее поле маркера. Так же как и поле начального ограничителя, это поле содержит уникальную последовательность манчестерских кодов JK1JK1, а также два однобитовых признака: I и Е. Признак I (Intermediate) показывает, является ли кадр последним в серии кадров (1-0) или промежуточным (1-1). Признак Е (Error) - это признак ошибки. Он устанавливается в 0 станцией-отправителем, и любая станция кольца, через которую проходит кадр, должна установить этот признак в 1, если она обнаружит ошибку по контрольной сумме или другую некорректность кадра.
Кадр данных включает те же три поля, что и маркер, и имеет кроме них еще несколько дополнительных полей. Таким образом, кадр данных состоит из следующих полей: начальный ограничитель (Start Delimiter, SD); управление кадром (Frame Control, PC); адрес назначения (Destination Address, DA); адрес источника (Source Address, SA); данные (INFO); контрольная сумма (Frame Check Sequence, PCS); конечный ограничитель (End Delimeter, ED); статус кадра (Frame Status, FS).
Кадр данных может переносить либо служебные данные для управления кольцом (данные МАС-уровня), либо пользовательские данные (LLC-уровня). Стандарт Token Ring определяет 6 типов управляющих кадров МАС- уровня. Поле FC определяет тип кадра (MAC или LLC), и если он определен как MAC, то поле также указывает, какой из шести типов кадров представлен данным кадром. Адреса назначения и источника могут иметь длину либо 2, либо 6 байт. Первый бит адреса назначения определяет групповой или индивидуальный адрес как для 2-байтовых, так и для 6-байтовых адресов. Второй бит в 6-байтовых адресах говорит о том, назначен адрес локально или глобально. Адрес, состоящий из всех единиц, является широковещательным.
Адрес источника имеет тот же размер и формат, что и адрес назначения. Однако признак группового адреса используется в нем особым способом. Так как адрес источника не может быть групповым, то наличие единицы в этом разряде говорит о том, что в кадре имеется специальное поле маршрутной информации (Routing Information Field, RIF). Поле данных INFO кадра может содержать данные одного из описанных управляющих кадров уровня MAC или пользовательские данные, упакованные в кадр уровня LLC. Это поле не имеет определенной стандартом максимальной длины, хотя существуют практические ограничения на его размер, основанные на временных соотношениях между временем удержания маркера и временем передачи кадра. Поле статуса FS имеет длину 1 байт и содержит 4 резервных бита и 2 подполя: бит распознавания адреса А и бит копирования кадра С. Так как это поле не сопровождается вычисляемой суммой CRC, то используемые биты для надежности дублируются: поле статуса FS имеет вид АСххАСхх. Если бит распознавания адреса не установлен во время получения кадра, это означает, что станция назначения больше не присутствует в сети (возможно, вследствие неполадок, а возможно, станция находится в другом кольце, связанном с данным с помощью моста). Если оба бита опознавания адреса и копирования кадра установлены и бит обнаружения ошибки также установлен, то исходная станция знает, что ошибка случилась после того, как этот кадр был корректно получен.
Прерывающая последовательность состоит из двух байтов, содержащих начальный и конечный ограничители. Прерывающая последовательность может появиться в любом месте потока битов и сигнализирует о том, что текущая передача кадра или маркера отменяется.
FDDI (Fiber Distributed Data Interface - оптоволоконный интерфейс распределенных данных) - это первая технология ЛВС, в которой средой передачи является волоконно-оптический кабель. Технология FDDI во многом основывается на технологии Token Ring, развивая и совершенствуя ее основные идеи. Разработчики технологии FDDI ставили перед собой в качестве наиболее приоритетных следующие цели:
FDDI унаследовала от Token Ring кольцевую топологию и маркерный метод доступа.
Основные технические характеристики:
Особенностью технологии FDDI является наибольшая отказоустойчивость по сравнению с другими технологиями ЛВС. Она позволяет определить наличие отказа в сети и произвести необходимую реконфигурацию. Сеть FDDI может полностью восстанавливать свою работоспособность в случае единичных отказов ее элементов. При множественных отказах сеть распадается на несколько работоспособных подсетей.
Сеть FDDI строится на основе двух оптоволоконных колец, которые образуют основной и резервный пути передачи данных между узлами сети. В нормальном режиме работы сети данные проходят через все узлы и все участки кабеля первичного (Primary) кольца, поэтому этот режим назван режимом Thru - "сквозным" или " транзитным". Вторичное кольцо (Secondary) в этом режиме не используется.
В случае какого-либо вида отказа, когда часть первичного кольца не может передавать данные (например, обрыв кабеля или отказ узла), первичное кольцо объединяется со вторичным (рис. 1), образуя вновь единое кольцо. Этот режим работы сети называется Wrap, то есть " свертывание" или "сворачивание" колец. Операция свертывания производится силами концентраторов и/или сетевых адаптеров FDDI. Для упрощения этой процедуры данные по первичному кольцу всегда передаются против часовой стрелки, а по вторичному - по часовой. Поэтому при образовании общего кольца из двух колец передатчики станций по-прежнему остаются подключенными к приемникам соседних станций, что позволяет правильно передавать и принимать информацию соседними станциями.
Кольца в сетях FDDI рассматриваются как общая разделяемая среда передачи данных, поэтому для нее определен специальный метод доступа. Этот метод очень близок к методу доступа сетей Token Ring и также называется маркерным. В FDDI используется алгоритм раннего освобождения маркера (как в Token Ring на 16 Мбит/с):
В сети FDDI нет выделенного активного монитора - все станции и концентраторы равноправны. При обнаружении отклонений начинается процесс повторной инициализации кольца.
Стандарт FDDI не предусматривает возможности установки приоритетов кадров. Однако, разработчики разделили весь трафик на два класса: асинхронный и синхронный. В стандарте определен алгоритм для обслуживания разных типов трафика. Для передачи синхронных кадров станция всегда имеет право захватить маркер при его поступлении. Время удержания маркера имеет заранее заданную фиксированную величину.
При передаче асинхронного кадра (для выяснения возможна передача или нет) станция должна измерить интервал времени с момента предыдущего прихода маркера: TRT (Token Rotation Time) - время оборота маркера. При инициализации кольца выбирается Tmax (максимально-допустимое время оборота маркера по кольцу). Если кольцо не перегружено, то TRT < Tmax и станции разрешается захватить маркер и передать свой кадр. Причем время удержания Tуд = Тmax - TRT. Если кольцо перегружено, то TRT > Tmax - станция не имеет права захватить маркер для асинхронного кадра. Таким образом, предпочтение отдается синхронному трафику.
Стек протоколов. Физический уровень FDDI
Соответствие структуры протоколов технологии FDDI семиуровневой модели OSI:
Рис. Связь стека FDDI и стека OSI.
FDDI поддерживает два варианта PMD:
К сети FDDI через мосты и маршрутизаторы могут подключаться сети с другими сетевыми технологиями (Token Ring, Ethernet). Для подключения к сети FDDI персональных компьютеров применяются специальные сетевые адаптеры. Но это дорого. Поэтому непосредственное подключение используется, как правило, для подключения к сети FDDI серверов.
Топология
FDDI обладает многими преимуществами,
по сравнению с другими
Сетевой адаптер (Network Interface Card, NIC) - это устройство, выполняющее роль физического интерфейса между компьютером и средой передачи.
Сетевой адаптер вместе со своим драйвером выполняют функции физического уровня и МАС-подуровня канального уровня модели OSI. Поэтому сетевые адаптеры классифицируются в зависимости от поддерживаемого протокола (адаптеры Ethernet, Token Ring, FDDI и т.д.). Основная задача сетевого адаптера - формирование, передача и прием кадра. Распределение обязанностей между сетевым адаптером и его драйвером стандартами не определяется, поэтому каждый производитель решает этот вопрос самостоятельно.