Виды ответственности за налоговые правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

    Важный  момент: при несвоевременной уплате авансовых платежей по налогу также осуществляется начисление пеней (ст. 58 НК РФ).

    Пени  на сумму недоимки не начисляются  только в строго оговоренных Налоговым  кодексом случаях.

    Во-первых, если налоговым органом или судом  на имущество (в том числе денежные средства) налогоплательщика был наложен арест или были приостановлены операции по его банковским счетам, в результате чего налогоплательщик не смог погасить задолженность по недоимке. Причем пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

    Во-вторых, в случае, когда налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данными Минфином России или ФНС. И результате этого образовалась недоимка по налогу. Однако следует иметь в виду, что речь идет о разъяснениях, данных соответствующим органом либо непосредственно налогоплательщику на его запрос, либо неопределенному кругу лиц (так называемые массовые письма). Обратите внимание: в справочно-правовых системах можно найти огромное количество писем (например, Минфина России), разъясняющих позицию финансового ведомства по тому или иному вопросу. К сожалению, подавляющее большинство подобных разъяснений как раз и являются частными ответами на запросы конкретных налогоплательщиков. Если подобным разъяснением воспользовалась другая организация, и в результате налоговой проверки была выявлена недоимка, организации придется доплатить налог, штраф и пени.

    Таким образом, рекомендуется самостоятельно обращаться за письменными разъяснениями в налоговый орган или Минфин России по сложным вопросам налогообложения. При этом важно полно и достоверно описать спорную ситуацию. Никакие другие случаи (например, подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога) не приостанавливает начисления пени на сумму налога, подлежащую уплате.

    Порядок расчета пеней предусмотрен статьей 75 Налогового кодекса. Они начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Начинать начисление пеней следует со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после его уплаты в полном объеме.[11]

    Рассмотрим  пример. Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, перечисляются не позднее 25-го числа  первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Это установлено пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса. То есть крайний срок уплаты авансовых платежей за 9 месяцев 2010 года – 25 октября 2010 года. Предположим, организация ООО «Булат», применяющая УСН, по итогам 9 месяцев 2010 года исчислила к уплате авансовые платежи в размере 30 000 руб. Сумма была перечислена в бюджет 29 октября 2010 года. За четыре календарных дня просрочки необходимо начислить пени. Расчет пеней производится следующим образом: 30 000 руб. 7,75% ÷ 300 × 4 дня = 31 руб. При этом 7,75% – это ставка рефинансирования, действующая в данный период.

    ООО «Булат» перечислило пени одновременно с уплатой авансовых платежей, то есть 29 октября.

    Зачастую  задолженность перед бюджетом организация  погашает частями. В такой ситуации расчет пеней осуществляется от суммы просроченной задолженности при каждой уплате. Изменим условия примера. Допустим, ООО «Булат» погасило задолженность перед бюджетом в два этапа: первый платеж на сумму 15 000 руб. был осуществлен 27 октября 2010 года, второй – на сумму 15 000 руб. – 29 октября 2010 года. Расчет пеней будет следующим. При уплате первой части недоимки пени составят 30 000 руб. × 7,75% ÷ 300 × 2 дня = 15,5 руб.

    При окончательном погашении задолженности  перед бюджетом пени рассчитываются так: 15 000 руб. × 7,75% ÷ 300 × 2 дня = 7,75 руб. Общая сумма пеней в размере 15,5 руб. + 7,75 руб. = 23,25 руб. была уплачена организацией 29 октября. За время, пока налогоплательщик погашал недоимку, ставка рефинансирования может измениться. Это следует учитывать при расчете пеней.

    Проиллюстрируем сказанное. По итогам 1 квартала 2010 года ЗАО «Пламя», применяющему упрощенную систему налогообложения, необходимо уплатить авансовые платежи в размере 30 000 руб. Срок оплаты – 26 апреля 2010 года (25 апреля – выходной день). Организация полностью погасила задолженность 14 мая 2010 года. То есть просрочка платежа составила 18 календарных дней. В рассматриваемом периоде менялась ставка рефинансирования. До 29 апреля 2010 года включительно она составляла 8,25%, а с 30 апреля – 8%.

    Расчет  пеней в этом случае будет таким: за период с 27 по 29 апреля они исчисляются  исходя из ставки рефинансирования 8,25%, а с 30 апреля по 14 мая – исходя из 8%. Общая сумма составит 30 000 руб. × 8,25% ÷ 300 × 3 дней + 30 000 руб. × 8% ÷ 300 х 15 дней = 144,75 руб.

    Мы  рассмотрели ситуации, когда при  просрочке налоговых платежей в  бюджет налогоплательщик самостоятельно рассчитывает и уплачивает пени. Однако пени могут быть взысканы налоговым  органом принудительно за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Порядок такого взыскания предусмотрен статьями 46 – 48 НК РФ.

    Налоговым кодексом предусмотрены случаи, когда принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке (подп. 1 – 3 п. 2 ст. 45 и п. 6 ст. 75 НК РФ). Перечислим их.

    Во-первых, с организации, которой открыт лицевой  счет. Имеется в виду лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета (ст. 220.1. Бюджетного кодекса).

    Во-вторых, в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, признаваемых по действующему законодательству РФ  зависимыми (дочерними). Недоимка взимается в случае, когда выручка за реализуемые товары (работы, услуги) этих зависимых (дочерних) обществ (предприятий) поступает на счета основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий). В обратной ситуации (поступление на счета дочерних предприятий выручки за реализуемые товары (работы, услуги) основных предприятий) наличие более чем трехмесячной недоимки также служит основанием для ее взыскания в судебном порядке.

    В-третьих, с организации или индивидуального  предпринимателя, в случае, когда  их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

В заключение отметим, что все вышесказанное  распространяется на плательщиков сборов и налоговых агентов. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия  субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

     В обществе сейчас бытует мнение, что  налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это  не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений. Существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений.

    Таким образом, на современном этапе Налоговое  законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии  с законом.

    В связи с эти одним из самых   актуальных моментов, связанных  с законотворческой деятельностью, в части установления норм о налоговой ответственности, является формирование унифицированных и в то же время универсальных норм налогового права, позволяющих различать все вопросы в строгом соответствии с законодательством, не допуская при этом разночтения норм Налогового законодательства Российской Федерации.

    Список  используемой литературы

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (принят ГД ФС РФ 20.12.01), (редакция, действующая с 21 октября 2009 года) гл. 15
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая)/ Собрание законодательства РФ. Издательство «Юридическая литература», 05 января 2010, N 1, ст. 4
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации «Собрание законодательства РФ», 5.06.96, ст. 194, 198-199
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64
  5. Акчурина Е. В. Налоговая проверка и ее последствия: учеб. практич. пособие/ Е.В Ачкурина. М.: 2004.-258с
  6. Алехин, А.П. козлов Ю.М. «Административное право Российской Федерации» ч.1/ А.П. Алехин, Ю.М. Козлов.- М.: «Теис», 1995.- с.222
  7. Емельянов, А.С. Охранительная функция финансового права и механизм ее реализации/ А.С.Емельянов  Монография.- Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2005. -стр. 167
  8. Здравомыслова, Б.В. Уголовное право./Учебник под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога.-М.: «Юридическая литература», 1994.- стр.53
  9. Черник, Д.Г. Налоги в рыночной экономике./Д.Г. Черник. - М.: ЮНИТИ, 1997.-383с
  10. Интернет – ресурс,  бухгалтерский сервер http://saldo.ru
  11. Интернет - ресурс, журнал «Упрощенка» http://www.26-2.ru

Информация о работе Виды ответственности за налоговые правонарушения