Виды и формы бухгалтерского учета. Особенности их применения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 15:56, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет является важным звеном в формировании экономической политики организации и одним из главным механизмом управления и планирования финансово – хозяйственной деятельности. Бухгалтерская учетная и отчетная информация содержит сведения, необходимые для реализации таких функций управления организацией, как планирование, прогнозирование и контроль.

Оглавление

Введение .3
1. Возникновение бухгалтерского учета……………………….……4
2. Понятие, виды и сущность хозяйственного учета……….………6
3. Виды бухгалтерского учета…………………………………..…..10
4. Формы бухгалтерского учета…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………..16
Список используемой литературы……………………………………...17

Файлы: 1 файл

ВИДЫ И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 

 

  1. Виды бухгалтерского учета

В условиях рыночной экономики, исходя из требований, к объему и содержанию информации со стороны внешних и внутренних пользователей бухгалтерский учет выделяют как: финансовый, управленческий (производственный) и сравнительно новый налоговый.

Под управленческим учетом понимается система сбора, обработки и предоставления учетной информации для нужд управления, а целью управленческого учета является создание и поддержание информационной системы в организации. Следовательно, основная задача управленческого учета - подготовка необходимой информации для принятия оптимальных управленческих решений по совершенствованию процесса производства и тем самым оптимизация самого процесса управления.

Существенную часть  управленческого учета составляет учет и анализ затрат (себестоимости). Управленческий учет связан с подготовкой информации для руководства предприятия (совершенствование производства, снижение затрат и т.п.), которая может быть использована при принятии решений при планировании и прогнозировании. Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Информация управленческого учета должна быть более подробной, регулярной, четкой и ориентированной на будущее, чем данные финансового учета.

Финансовый  учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и т.п. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом.

Финансовый отчет обычно включает: 1) бухгалтерский баланс, 2) счет прибылей и убытков, 3) счет движения денежных средств. Каждый элемент по-разному  отражает функционирование и финансовое состояние организации. Изучение их в комплексе и с учетом примечаний, которые обычно сопровождают отчеты и дополняют представленную в них информацию, позволяет извлечь сведения, помогающие заинтересованным лицам оценить финансовое положение и результаты работы предприятия. Для облегчения сопоставлений наряду с информацией текущего года в отчетах должны быть представлены данные за прошлый год. Открытые акционерные компании обязаны представлять счета прибылей и убытков и счет движения средств за текущий и два предшествующих года и баланс за текущий и предшествующий годы.

Баланс содержит информацию об объеме и структуре активов, пассивов и капитала компании на определенный момент времени. Как правило, активы упорядочиваются по степени их ликвидности  и разбиваются на две категории - текущие (оборотные) и основные. К текущим активам относятся те ресурсы, которые должны быть обращены в деньги или полностью потреблены в течение следующего отчетного периода. Пассивы (обязательства) обычно группируются по срокам их оплаты и также делятся на две категории - текущие и долгосрочные. Предполагается, что текущие обязательства будут оплачены до окончания предстоящего отчетного периода.

Счет прибылей и убытков  подытоживает результаты основной хозяйственной  деятельности организации за определенный период времени. В нем приводятся данные о доходах, расходах, прибылях и убытках, на основе которых рассчитывается чистая прибыль (или убыток) за отчетный период. К доходам относят увеличение стоимости активов или снижение стоимости обязательств в результате осуществления поставок или производства товаров, предоставления услуг либо иных действий, которые входят в основную хозяйственную деятельность организации. Под расходами соответственно понимают снижение стоимости активов или рост стоимости обязательств в результате этой деятельности. Прибылями и убытками называют изменения в стоимости активов и обязательств, вызванные операциями и событиями, выходящими за рамки основной хозяйственной деятельности организации. Представленная в счете прибылей и убытков информация предназначена не только для оценки прошлой деятельности предприятия, но и для прогнозирования будущих ее результатов.

Счет движения денежных средств призван служить двум целям. Главная задача заключается  в объяснении причин увеличения или  уменьшения суммы денежных средств предприятия за определенный период времени. Для решения этой задачи указываются основные источники поступления средств и статьи их расходования с указанием соответствующих сумм за отчетный период. Конкретные поступления и платежи отнесены к различным категориям, в зависимости от того, связаны ли они с основной хозяйственной, инвестиционной или финансовой деятельностью, и благодаря этому счет служит своей второй цели - он дает возможность судить о воздействии каждого из направлений деятельности на движение денежных средств предприятия. Соответственно, счет позволяет оценить ликвидность и платежеспособность предприятия, а также его способность покрывать непредвиденные расходы и использовать неожиданно представившиеся возможности.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Необходимость ведения налогового учета объясняется необходимостью исполнения доходной части бюджета вех уровней, которые более чем на 80% формируются за чет налоговых поступлений. Налоговые платежи являются основным объектом налогового учета. Отличительной особенностью это вида учета является то, что он ведется как налогоплательщиком, так и налоговыми органами.

Таким образом, ведение всех видов учета позволяет снижать издержки производства, выявлять и устранять источники непроизводительных затрат, обеспечивая тем самым предпосылки для развития предприятия и укрепления его положения на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы бухгалтерского учета

Формы бухгалтерского учета  определяются следующими признаками: количество, структура и внешний вид учетных регистров, последовательность связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, т. е. использование тех или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

Форма бухгалтерского учета  выбирается организацией самостоятельно и в течение отчетного года остается неизменной.

Наиболее распространенными формами бухгалтерского учета являются: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная (для малых предприятий).

Мемориально-ордерная форма:

  • основным регистром являются мемориальные ордера1, записи в них осуществляются на основании первичных документов;
  • мемориальные ордера должны быть зарегистрированы в хронологическом порядке в специальном журнале;
  • данные мемориальных ордеров заносятся в регистр синтетического учета – Главную книгу;
  • аналитический учет осуществляется в карточках, книгах, записи в которые делаются на основании первичных и водных документов.

Журнально-ордерная форма:

  • основным регистром является журнал-ордер, построенный по кредитовому признаку, записи в него осуществляются на основании первичных и сводных документов;
  • совмещение в журналах ордерах систематической и хронологической записи;
  • возможность совмещения в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
  • данные журналов-ордеров заносятся в Главную книгу, показатели которой необходимы для контроля и составления бухгалтерской отчетности.

Автоматизированная  форма учета может применяться на базе использования программного обеспечения для персональных компьютеров (ПК) с созданием автоматизированного рабочего места. Программные продукты для ПК, несмотря на все их разнообразие, в целом обеспечивают:

  • автоматизированную выписку первичных документов и одновременное ведение книги регистрации хозяйственных операций;
  • формирование регистров по синтетическим и аналитическим счетам;
  • составление Главной книги, оборотного и бухгалтерского балансов;
  • формирование прочих выходных документов.

При упрощенной форме бухгалтерского учета малые предприятия могут как использовать учетные регистры, предлагаемые Типовыми рекомендациями, так и не применять их (книгу учета хозяйственных операций, ведомости учета по соответствующим объектам).

Организация при выборе формы бухгалтерского учета должна учитывать организационно-правовые и хозяйственно-производственные особенности  своей деятельности, при этом у  нее есть право вносить изменения в рекомендуемые учетные регистры и способы их ведения при соблюдении методологических принципов учета, разрабатывать систему управленческого (внутрипроизводственного) учета, отчетности и контроля.

 

 

 

 

 

 

Заключение

          Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа ее деятельности.

          Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, изменять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.

          В заключении можно отметить, что к настоящему времени практически  на всех предприятиях введен  автоматизированный учет хозяйственных операций, что существенно облегчает труд бухгалтеров, уменьшает трудозатраты при разнесении операций по счетам, сокращает влияние человеческого фактора при совершении ошибок в ведении учета. Кроме того, система автоматизированного учета ведет к высвобождению времени для более глубокого анализа деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Кондраков Н.П, Бухгалтерский учет: учебное пособие, издание 4-е, переработанное и дополненное, М: ИНФА-М, 2003.
  2. Бухгалтерский учет, под редакцией профессора П.С. Безруких издание 3-е, переработанное и дополненное, М: «Бухгалтерский учет», 2003
  3. Бухгалтерский учет: учебник для студентов вузов / Ю.А. Бабаева, проф. И.П. Комиссаровой, М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
  4. Бухгалтерский учет: учебное пособие / С.П. Суворова, М.Е. Ханенко, М: КНОРУС, 2007
  5. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета, М: МарТ, 2002
  6. Молчанов С.В. Бухгалтерский и управленческий учет: учебное пособие, М: Эскмо, 2008
  7. Гусева Т.М. Основы бухгалтерского учета: теория, практика, тесты / Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина, М: Финансы и статистика, 2004

1 Мемориáльный ордер — это учётный документ, который указывает корреспонденцию счетов бухгалтерского учёта, в которые должна быть записана операция.

 


Информация о работе Виды и формы бухгалтерского учета. Особенности их применения