Управление налоговыми рисками в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:26, реферат

Краткое описание

Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.
Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
1 Понятие налогового риска……………………………………………………….4
2 Группы рисков и способы осуществления процесса
управления налоговыми рисками………………………………………………….5
3 Управление налоговыми рисками……………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...14

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 

1 Понятие налогового риска……………………………………………………….4 

2 Группы рисков и способы осуществления процесса

управления  налоговыми рисками………………………………………………….5 

3 Управление налоговыми рисками……………………………………………….9 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….13 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...14

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Современный бизнес немыслим без риска, так как  успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской  деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

     Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических  новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя  является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

     Существует  большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве.

     Риском  можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в  определенной степени прогнозировать наступление рискового события  и принимать меры к снижению степени  риска.

     Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

 

     1 Понятие налогового риска 

     Налоговые риски рассматривают с двух позиций - предпринимателя и государства.

     Налоговый риск предпринимателя связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.

     Налоговый риск государства состоит в возможном  сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и/или величины налоговых ставок.

     Налоговые риски, как и все прочие, возникают  там, где есть неопределенность. Однако прочие предпринимательские риски  российские бизнесмены уже умеют  предвидеть, просчитать и либо от них  защититься, либо смягчить их последствия. К налоговым же рискам отношение в России еще очень часто бывает безалаберным. А потому нередко руководитель предприятия узнает, что та или иная сделка оказалась слишком обременительной с точки зрения налоговых платежей уже после ее совершения. (В лучшем случае узнает от своих специалистов, в худшем — от сотрудников налогового ведомства, в самом худшем — от представителей карательных органов). И тогда перед предпринимателем встают два извечных вопроса. Вопрос первый: «Кто виноват?» Список виновных напрашивается сам собой: бухгалтер, финансовый директор, рекомендовавший сделку налоговый консультант, не заметивший ошибку аудитор, проводивший проверку налоговый инспектор, неясный закон… Вопрос второй: «Что делать?» Для российских предпринимателей типичен такой набор ответов: разозлиться или расстроиться; уволить главного бухгалтера; уволить главного бухгалтера после того, как он решит все вопросы с налоговой инспекцией; продолжать действовать, как задумано изначально, надеясь, что пронесет. Но единственно правильным ответом является намерение налоговыми рисками управлять. А начинается управление с понимания природы и масштабности налоговых рисков, а также вероятности и причин их возникновения.

     Говоря  о рисках, предприниматели в 95% случаев  думают о недоплаченных налогах. Однако налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования. Невозможно проводить агрессивную рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисков до минимума.

     На  любом предприятии есть люди, которые  создают риски, а есть те, кто их гасит. Предприниматели, активно развивающие  бизнес, как правило, создают налоговые  риски, и обычно их меньше всего волнует, каково будет налоговое последствие того или иного действия. Поэтому те, кто развивает бизнес, должны постоянно контактировать с теми, кто занимается контролем налоговых рисков. На практике эти люди находятся на разных «полюсах» и предпочитают не контактировать. А потому в России зачастую главный бухгалтер узнает о сделке только тогда, когда решение о ней уже принято и налоговые последствия просчитывать поздно. Для разрешения этой проблемы многие средние и особенно крупные компании ввели у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, которые занимаются управлением налоговыми рисками. 

     2 Группы рисков и способы осуществления процесса управления налоговыми рисками 

     Налоговый риск – это любая опасность, которая  угрожает компании в процессе начисления и уплаты обязательных платежей. Налоговые риски можно условно разделить на четыре вида.

  1. Информационные риски.

      Возникают, когда в законодательстве нет  прямого указания на то, как действовать  в той или иной ситуации. Например, Ваша компания получила счет-фактуру, подписанный при помощи факсимиле. Можно ли по такому документу принять НДС к вычету? В Налоговом кодексе информации нет. Судебная практика показывает, что суды в этом вопросе имеют диаметрально разные позиции.

  1. Риски процесса.

      Эти риски возникают из-за неправильных действий самой компании. Так, предприятия чаще всего нарушают сроки представления в банк сведений об открытии или закрытии расчетного счета, сроки представления налоговой декларации, ошибаются при исчислении и уплате налогов.

  1. Риски окружения.

      Связаны с разным толкованием законодательства компаниями и налоговыми органами. Возьмем, к примеру, постановление  Конституционного суда РФ от 14.07.2005 №9-П, где указано, в каких случаях  налоговая инспекция может восстановить пропущенный срок давности, чтобы привлечь компанию к ответственности. Рекомендуют руководствоваться следующим правилом: если компания препятствует налоговой проверке, использует неясное положение законодательства о сроках давности в ущерб другим организациям и общественным интересам, то инспекция может штрафовать компанию, даже если установленный трехлетний срок прошел. На практике компании и налоговики по-разному понимают это положение, из-за чего и возникают споры о том, какие действия под него подпадают, а какие – нет.

  1. Репутационные риски.

      Компания, к которой есть претензии со стороны  налоговиков, будет менее интересна  контрагентам, клиентам и тем более  инвесторам. Причина происхождения  этих претензий (были ли это собственные  ошибки компании, непредвиденные изменения законодательства или трактовка неопределенности закона налоговым органом) значения не имеет.

     Остановимся на некоторых способах осуществления  процесса управления налоговыми рисками. Так, необходимо установить, в результате чего были вызваны те или иные риски. Одним из наиболее распространенных случаев, при которых возникают налоговые риски, является риск неоднозначного толкования закона налогоплательщиком и/или налоговым органом. При осуществлении предварительного юридического и налогового анализа планируемых сделок, как правило, можно выявить так называемые налоговые риски, т.е. ситуации, когда даже специалисту сложно однозначно ответить на вопрос, возникнут ли налоговые обязательства или нет. Для предупреждения возможных негативных последствий степень риска можно оценить на основе сложившейся судебной практики, а при ее отсутствии необходимо самостоятельно инициировать судебный спор, чтобы создать нужный прецедент.

     При этом несовершенство и постоянные изменения  налогового законодательства обусловливают существование неодинаковой практики решения судами разных инстанций дел по искам налогоплательщиков, ведь при рассмотрении дел указанной категории суды руководствуются нормами Закона, который с момента вступления в силу около 130 раз подвергался изменениям и дополнениям.

     Интересной  в этом контексте представляется возможность получения налогоплательщиком информации о том, как налоговые  органы расценят те или иные его  действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств. Подобная возможность  может быть реализована посредством введения в законодательство института "предварительного решения".

     На  сегодняшний день нередки случаи, когда у налоговых органов  при проведении выездных проверок мнения по одному и тому же вопросу диаметрально расходятся.

     Кроме того, стоит указать на группу рисков, связанных с неверным исполнением налоговых обязательств, а также ошибками в налоговом учете или налоговом планировании, которые в практике называют "риски процесса".

     В этой группе можно выделить риски, связанные  с проведением конкретной сделки, где опасность выражается и в том, что каждый отдельный риск может быть незначителен, но в сумме такие риски могут создать ситуацию, серьезно угрожающую осуществлению бизнеса. Такие риски принято называть портфельными, т.е. присущими нескольким финансовым инструментам, выполняющим однотипные функции. В данном случае необходимо пересмотреть настройку системы документооборота, обеспечить внутренний контроль, а также регулярно осуществлять аудиторскую проверку внешними аудиторами.

     Также в данную группу рисков следует отнести  ненадлежаще осуществленное документирование сделки, поскольку одной из наиболее распространенных причин возникновения  негативных налоговых последствий  является недостаточное документальное подтверждение того, какую сделку осуществил субъект хозяйствования. Недаром фискальные органы часто требуют предоставления полной документации, чтобы удостовериться, что сделка действительно задекларирована.

     Также укажем на такие риски, которые возникают  в результате применения норм налогового законодательства судебными и налоговыми органами. К данной группе относятся риски, которые возникают вследствие неоднозначного применения законов в различных ситуациях, и риски возможного изменения налогового законодательства или практики. Сюда же можно отнести и судебные решения, изменение политической ситуации в стране и, как следствие, изменение руководства. В некоторых ситуациях даже кадровые перестановки на локальном уровне, включая начальника районного управления налоговой службы и даже налогового инспектора.

     Важно отметить, что государство при  этом играет главную роль. Так, в  частности, те налоговые риски, которые  связаны с возможным пересмотром  ставок налогов и введения новых  налогов или платежей или отмены старых, создаются непосредственно  государственными органами. Безусловно, степень рисков зависит от стабильности налогового законодательства.

     В этой связи укажем на ту ситуацию, которая  существует на сегодня в сфере  администрирования НДС. Эта проблема ныне лежит в законодательной  плоскости и налоговом судопроизводстве. Экономическая ситуация в стране дает все основания к развитию бизнеса, но, к сожалению, этим не пользуются налогоплательщики, а многие из них прибегают к масштабной оптимизации и уклонению от уплаты налогов, даже путем мошеннических действий.

     В заключение необходимо отметить роль информации при оценке налоговых  рисков. Очевидно, что, обладая полной информацией, прогноз о возможных  последствиях тех или иных действий можно сделать более точным.

     В налоговой сфере такой информацией  могут выступать консультации специалистов в области налогообложения, включая налоговых юристов, запросы в уполномоченные государственные органы, сбор информации о контрагентах, анализ судебной практики и т.д. Кроме того, для обеспечения безопасности бизнеса и минимизации налоговых рисков можно использовать ряд инструментов, таких как установление лимита, т.е. предельных сумм сделок, которые являются рискованными в сфере налогообложения, самострахование компании, а не покупка страховки в страховой компании, тем самым экономя на затратах капитала по страхованию, и другие. Данные инструменты являются общими с точки зрения финансового менеджмента.

     Специальными  же можно признать следующие: совершенствование  организационной структуры компании (настройка системы документооборота, внутреннего контроля, тщательная аудиторская проверка, максимальная вовлеченность налоговой службы компании в процесс принятия управленческих решений), акцент на подтверждение экономической обоснованности сделок при совершенствовании системы документирования хозяйственных операций компании или инициация судебного спора (в отсутствие сложившейся практики). 

      3 Управление налоговыми рисками 

     Поиск решений проблем налогового, как  и любого другого вида риска, может  быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.

Информация о работе Управление налоговыми рисками в организациях