Учёт производственных запасов на складах и бухгалтерии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта. Предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Понятие МПЗ.
1.1. Классификация МПЗ. 6
1.2. Оценка МПЗ. 9
Глава II. Учёт МПЗ.
2.1. Синтетический учёт МПЗ. 13
2.2. Документальное оформление
поступления и расходов ПЗ. 17
2.3. Аналитический учёт МПЗ. 22
2.4. Учёт МПЗ на складах и в бухгалтерии. 25
Глава III. Контроль за состоянием и рациональным использованием ПЗ и основные направления совершенствования их учёта.
3.1. Инвентаризация ТМЦ. 29
3.2. Пути совершенствования учёта ПЗ. 31
Заключение. 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

      Первичные документы по движению материалов могут  передаваться сразу на ВУ, минуя  бухгалтерию, – в этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.

      Существует  несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

      При втором варианте все приходные и  расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в  конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и  расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

      Этот  вариант значительно уменьшает  трудоемкость учета, поскольку отпадает, необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а, иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

      Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

      Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в  неделю) работник бухгалтерии проверяет  правильность произведенных кладовщиком  записей в карточках учета  материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

      После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки  материалов таксируют по твердым  учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

      При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные  документы по движению материалов после  их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

      Сальдовый метод учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в  условиях ручной обработки учетных  данных и малой механизации учета.

      При использовании ЭВМ все необходимые  регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-счислительные ведомости) составляют на машинах.

      Аналитический учет материалов в бухгалтерии с  применением ЭВМ можно осуществлять также посредством составления  сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-счислительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

      Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-счислительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

      При составлении сортовых оборотных  ведомостей на ЭВМ ослабляется контроль за ведением складского хозяйства.

      В связи с этим целесообразно использовать комбинированный метод аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность  сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном  методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом и составляются сортовые оборотные (оборотно-счислительные) ведомости Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

3. Контроль за состоянием  и рациональным использованием ПЗ и основные направления совершенствования их учёта. 

3.1. Инвентаризация товарно-материальных  ценностей 

      Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая  продукция, товары, прочие запасы) заносятся  в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

      Инвентаризация  товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке  расположения ценностей в данном помещении.

      При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

      Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимают материально  ответственные лица

      в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру  или товарному отчету после инвентаризации.

      Эти ценности заносят в отдельную  опись. В ней указывают дату поступления, наименование поставщика, дату и номер  приходного документа, наименование товара, количество, цену и сумму. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

      При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

      Эти ценности заносят в отдельную  опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена комиссии.

      В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указывают наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

      ИХП, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются  по местам их нахождения и материально  ответственным лицам, на хранении у  которых они находятся.

      Инвентаризацию проводят путем осмотра каждого предмета. В описи ИХП заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

      При инвентаризации ИХП, выданных в индивидуальное пользование работникам, допускается  составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

      Предметы  спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

      ИХП, пришедшие в негодность и несписанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием  времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

      Тару  заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая  ремонта и др.).

      На  тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

      Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной  инвентаризации, отражаются в бухгалтерском  учете как внереализационные  доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют  счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

      При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая  себестоимость или ее часть (при  порче материалов) списывается с  кредита счета 10 «Материалы» в  дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

      Со  счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом).

      Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредиты счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99

3.2. Пути совершенствования учёта ПЗ 

      Производственные  запасы составляют значительную часть  стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят  до 90% и более в себестоимости  продукции Именно поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывает существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.

      Основным  направлением повышения эффективности  использования производственных запасов  является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий

      Рациональное  использование запасов зависит  также от полноты сбора и использования  отходов и обоснованной их оценки

      Существенное  значение для сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции

      и складской учет.

      Важное  условие повышения эффективности  использования материальных ресурсов — усиление личной и коллективной ответственности и материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов структурных подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.

      Одно  из условий рационального использования  производственных ресурсов – нормирование складских запасов и материальных затрат. Под нормой производственного запаса понимают средний в течение года запас каждого вида материалов, принимаемый как переходящий запас на конец планируемого года. Эта норма измеряется в днях среднесуточного потребления каждого вида материалов.

Информация о работе Учёт производственных запасов на складах и бухгалтерии