Учёт поступления и выбытия основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Полное и рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, экономии капитальных вложений и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика предприятия
Направления хозяйственной деятельности, производственная структура и структура управления
Краткое описание основных технологических процессов и применяемого оборудования
1.3 Основные технико-экономические показатели
2 Основные средства и их роль в процессе производства
2.1 Экономическая сущность основных средств их классификация и оценка. Задачи учёта основных средств
2.2 Нормативно-законодательные документы, регулирующие осуществление хозяйственных операций с основными средствами
3 Учёт основных средств
3.1 Основные положения учётной политики предприятия
3.2 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств
3.3 Синтетический и аналитичёский учёт движения основных средств
3.4 Амортизация основных средств и учёт их износа
3.5 Показатели бухгалтерской и статистической отчётности о наличии и движении основных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Л. Л. Шимко 2005 г. Курсовая.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Первоначальной является стоимость, по которой объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету при их в вводе в эксплуатацию.

Восстановительной  является стоимость, установленная в результате проведения переоценки основных средств в соответствии с законодательством.

Как было сказано выше основные средства имеют свойства изнашиваться следовательно, на предприятии учитывается остаточная стоимость. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости, которая определяется вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.

Переоценка основных средств производится в соответствии с приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь один раз в год по состоянию  на 1 января.

В соответствии с п. 31 Инструкции о  порядке переоценки  основных средств  по состоянию на 1 января 2005г.,утвержденной постановлением Минстата РБ от 2412.2004г. N231, организация по своему усмотрению может либо переоценить амортизируемую стоимость, от которой рассчитывалась амортизация в 2004г.( с сохранением ранее рассчитанных норм амортизации.); либо установить в качестве амортизируемой стоимости  на 2005г. остаточную стоимость объектов после их переоценки на 1 января 2005г. В этом случае норма амортизации также должна быть рассчитана заново, исходя из остаточного срока полезного использования(остаточного нормативного срока службы) объекта на эту же дату.

Переоценка осуществляется двумя  методами:

  • индексацией первоначальной (восстановительной) стоимости путем применения коэффициентов переоценки;
  • прямым пересчетом первоначальной (восстановительной) стоимости по сложившимся рыночным ценам на определенные виды основных средств по состоянию на 1 января соответствующего года.

На предприятии на материалах которого написана работа переоценка основных средств производится по первому  методу. При проведении переоценки составляется ведомость переоценки основных фондов.

В ведомости указывается наименование основных средств; дата ввода в эксплуатацию; первоначальная стоимость на начало года; коэффициент переоценки; восстановительная  стоимость; физический износ и остаточная стоимость объекта.

Для осуществления контроля за сохранностью и эффективностью использования  основных средств предприятия учет ведется по местам хранения или эксплуатации, материально ответственным лицам  и инвентарным объектам.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены  в соответствии требованиями Закона Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности ».

 

2.2. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ.

 

Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств (далее –  Инструкция) определяет порядок организации  учета основных средств и отражения  на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций, связанных с использованием объектов основных средств в коммерческих (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих (кроме организаций, финансируемых из бюджета) организациях (далее – организации), и применяется с учетом Положения по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденного Министерством финансов Республики Беларусь в установленном порядке.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, включая ведомственные  дороги; передаточные устройства, рабочие  и силовые машины, механизмы и  оборудование; транспортные средства; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника, оргтехника; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; буферный газ; объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства и другие в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 114, 8/7489) (далее – Временный классификатор).

При определении состава и группировки  основных средств необходимо руководствоваться  Временным классификатором.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить:

  • правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
  • своевременное и полное отражение в учете амортизации основных средств;
  • достоверное и полное определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;
  • полное определение затрат, связанных с проведением всех видов ремонтов и поддержанием основных средств в рабочем состоянии, а также затрат на проведение модернизации, дооборудования, технического перевооружения оборудования и реконструкции, достройки объектов основных средств, которые не включаются в себестоимость, а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств после окончания работ;
  • контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Для этого в организации должна быть разработана рациональная система  документооборота, определены лица, ответственные  за сохранность и перемещение  объектов основных средств.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации.

Единицей бухгалтерского учета  основных средств является инвентарный  объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Комплекс конструктивно сочлененных  предметов – это один или несколько предметов, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление и (или) смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Для организации учета и обеспечения  контроля за сохранностью основных средств  каждому инвентарному объекту основных средств независимо от того, находится  он в эксплуатации, в запасе или  на консервации, присваивается отдельный  инвентарный номер. Инвентарные номера присваиваются бухгалтерией организации в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Инвентарный номер, присвоенный объекту  основных средств, сохраняется за ним  весь период его нахождения в данной организации. Инвентарные номера выбывших объектов не могут присваиваться другим, вновь принятым к учету основным средствам в течение пяти лет начиная с года, следующего за годом списания.

Арендуемые основные средства, полученные в аренду, у арендатора могут числиться  под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Для осуществления забалансового  учета указанных объектов в бухгалтерии  арендатора рекомендуется также  открывать инвентарные карточки.

Аналитический (пообъектный) учет основных средств ведется бухгалтерией организации  на инвентарных карточках учета основных средств (форма ОС-6, ОС-7). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

В организации, имеющей небольшое  количество основных средств, пообъектный  учет можно осуществлять в инвентарной  книге с указанием необходимых  сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, теряют свои технические  качества и уменьшают первоначальную балансовую стоимость. Возмещение балансовой стоимости происходит путём начисления амортизации в течении всего срока полезного использования до полного погашения стоимости данного объекта.

С 1 января 2002 года введено в действие Положение о порядке начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов. Данный документ определяет условия регулирования  процесса воспроизводства основных средств и нематериальных активов коммерческими и некоммерческими организациями. Амортизация, как процесс перенесения стоимости объектов основных средств на стоимость вырабатываемой с их использованием продукции, работ, услуг включает в себя распределение организацией самостоятельно, на основе порядка, изложенного в данной инструкции, амортизируемой стоимости объектов между отчётными периодами. Сумма амортизации включается в издержки производства (обращения) и возвращается организации в составе выручки за реализованную продукцию. Организация, таким образом, получает возможность устаревшие объекты основных средств списывать и приобретать новые. Начисление амортизации по объектам, не используемым в предпринимательской деятельности отражается за счёт собственных источников, образованных от прибыли, остающейся в распоряжении организации после внесения обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты. Новая амортизационная политика существенно отличается от ранее действующей:

организациям всех форм собственности  дано право в рамках законодательства применять различные способы и методы начисления амортизации, изменять сроки амортизации, упрощать порядок индексации амортизации.

Положением о порядке начисления амортизации определены объекты  начисления амортизации  и дан перечень основных средств по которым амортизация не начисляется. Амортизация не начисляется во время проведения модернизации, реконструкции, технического перевооружения объектов с полной или частичной их остановкой, а также при консервации объекта по решению руководителя организации или собственника на срок менее одного года.

Важным моментом новой амортизационной  политики является правильное определение  организациями сроков полезного  использования, нормативных сроков службы и норм амортизации основных средств и нематериальных активов. Необходимо чётко знать содержание всех этих понятий. «Срок службы» - это фактический срок службы основных средств, в течении которого объект сохраняет свои потребительские свойства. Срок полезного использования применяется для установления продолжительности функционирования основных средств в процессе предпринимательской деятельности и представляет собой расчётный, ожидаемый период их эксплуатации, в течение которого они могут приносить доход. Сроки полезного использования объектов основных средств самостоятельно устанавливаются организацией в пределах установленного Положением диапазона. Исходя из принятого в положении срока полезного использования в  пределах наименьшего и наибольшего уровней норм, установленных для каждой укрупнённой амортизационной группы основных средств определяется норма амортизационных отчислений по каждому объекту. Пересмотр сроков полезного использования и соответственно норм амортизационных отчислений производится по решению комиссии, создаваемой на каждом предприятии по решению руководителя. Комиссия состоит из числа имеющихся в штате специалистов технических, финансово-экономических, юридических, бухгалтерских служб.

 

3. УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

 

3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКИ.

 

При ведении бухгалтерского учёта предприятие должно в течение отчетного года соблюдать принятую методику, то есть учётную политику. Изменение учётной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчёту, с указанием возникших вследствие внесения изменений в учётную политику результатов в денежном выражении.

Составной частью учётной политики юридического лица должен стать метод  определения выручки от реализации продукции, работ, услуг, так как  от этого зависит порядок исчисления и уплаты налогов.

Формирование учётной политики должно исходить из выбора и обоснования способов ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующей нормативной базой, утверждённой законодательством.

Учётная политика разрабатывается  на всех предприятиях, независимо от формы  собственности и источников финансирования и оформляется приказом руководителя. При отсутствии нормативных законодательных актов по конкретным вопросам, учётная политика по таким вопросам формируется самостоятельно, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту и согласовывается с налоговой инспекцией.

К учётной политике предъявляются  следующие требования:

  • полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов деятельности предприятия
  • отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования,
  • тождество данных синтетического и аналитического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчётности,
  • рациональное и экономное ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.

В понятие  «выбора способов ведения  бухгалтерского учёта» входят такие  вопросы:

  • выбор учётных регистров,
  • погашение первоначальной стоимости основных фондов
  • формирование фондов и резервов
  • погашение стоимости нематериальных активов,
  • оценка материальных ресурсов,
  • признание и использование прибыли предприятия
  • отражение курсовых разниц.

Учётная политика ОАО «Белхозторг» сформирована в соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бухгалтерском  учёте и отчётности» и нормативными актами по бухгалтерскому учёту и налогообложению.

Информация о работе Учёт поступления и выбытия основных средств