Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:08, курсовая работа
Средства производства, которые участвуют в процессе производства делятся на средства и предметы труда. Такое деление необходимо из различия их роли в производственном процессе.
Средства труда − это объекты, неоднократно участвующие в процессе производства, медленно переносящие свою стоимость, возобновление формы происходит только после полного износа.
Введение 4
1. Материалы, их классификация и оценка 6
2. Методы учёта заготовления материалов 15
3. Учёт неотфактурованных поставок и материалов в пути 19
4. Учёт расчётов с бюджетом по налогу на добавленную
стоимость (НДС) по материалам 22
5. Учёт отпуска материалов 25
6. Аналитический учёт материалов на складах и в бухгалтерии 29
7. Инвентаризация материально-производственных запасов,
учёт её результатов 35
Практическая часть 39
Заключение 97
Список использованной литературы 99
Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учётной цены. За учётную цену (по выбору предприятия) может быть принята, например, любая из следующих:
− цена поставщика;
− фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца;
− фиксированная цена, утверждаемая на определённый период времени.
Любой выбранный метод должен быть закреплён в учётной политике предприятия.
При поступлении материалов на склад они приходуются по учётной цене проводкой:
Дебет 10 Кредит 15 – оприходованы материалы по учётным ценам.
Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем для расчёта себестоимости списания материала в производство по методу ЛИФО, ФИФО или средней себестоимости.
Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счёта 15. При этом в учёте делаются проводки:
Дебет 15 Кредит 60 – отражена покупная стоимость материалов на основании счёта-фактуры поставщика;
Дебет 15 Кредит 76 – отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры транспортной организации);
Дебет 15 Кредит 76 – отражены
расходы по оплате услуг посреднической
организации по приобретению материалов
(на основании счёта-фактуры
Дебет 19 Кредит 60 (76) –учтён НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации);
Дебет счёта 15 Кредит счёта 66 – начислены проценты за банковский кредит, использованный на закупку материалов.
Для оперативного учёта важно,
чтобы каждый вид расходов мог
быть чётко отнесён к конкретному
виду и партии материалов. Поэтому
аналитический учёт по счёту 15 ведётся
по отдельным наименованиям
Таким образом, по Дебету счёта 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по Кредиту – информация об их учётной цене.
В конце отчётного месяца остаток по счёту 15 списывается на счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов», при этом в учёте делается проводка:
Дебет 16 (15) Кредит 15 (16) –
отражено отклонение учётной цены от
фактической себестоимости
Дебет 20 Кредит 10 – списаны материалы в производство;
Дебет 20 Кредит 16 – списана сумма отклонений в стоимости материалов на затраты по производству продукции (работ, услуг).
Удобство рассмотренного
метода состоит в том, что если
аналитический учёт по счетам 10 и 15
ведётся по местам хранения материалов
и отдельным их наименованиям (видам,
сортам, размерам и т. д.), то аналитический
учёт по счёту 16 ведётся по группам
материальных ценностей с приблизительно
одинаковым уровнем этих отклонений.
Такой порядок существенно
3 Учёт неотфактурованных поставок и материалов в пути
Неотфактурованными поставками считаются материальные ценности, поступившие в организацию без расчётных документов. Излишки, выявленные в процессе приёмки грузов, также рассматриваются как неотфактурованные поставки и показываются по отдельной строке журнала-ордера №6.
Неотфактурованную поставку оформляют актом о приёмке материалов, который составляет в двух экземплярах приёмная комиссия. Один экземпляр акта с приложенными документами остаётся в бухгалтерии для ведения учёта движения МПЗ, а второй передаётся поставщику в качестве извещения о неотфактурованной поставке.
В бухгалтерии материалы
приходуются и отражаются на счетах
по учётным ценам, а если организация
использует в качестве учётных цен
фактическую себестоимость
Если расчётные документы
поставщика получены в том же месяце
либо в следующем месяце до подведения
итогов в соответствующих учётных
регистрах, неотфактурованные поставки
учитываются в
Если расчётные документы
по неотфактурованным поставкам
поступили в следующем году после
представления годовой
− если фактическая себестоимость материалов окажется больше учётной стоимости, разница отражается как убытки прошлых лет , выявленные в отчётном году:
Дебет 91«Прочие доходы и расходы» Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;
− если фактическая
себестоимость материалов
Дебет 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 91«Прочие доходы и расходы»
Материалами в пути считаются
поставки, по которым организация
акцептовала (приняла к оплате) товарно-сопроводительные
документы поставщика и право
собственности на материальные ценности
перешло к покупателю (на склад
покупателя материалы ещё на поступили).
К учёту принимаются
В журнале-ордере № 6 указанные документы регистрируются в графе «За неприбывший груз» и в графе «Акцепт».
По окончании месяца после строки «Итого поступило» фиксируется сумма стоимости материалов, оставшихся в пути на конец месяца, т.е. приходуется по группе материалов условно, без записи на склад. Указанная запись позволит включить материальные ценности в балансовые показатели (в связи с переходом права собственности на них к покупателю). Однако на начало следующего месяца расчёты по данной поставке не будут закончены (материалы не поступили).
По мере поступления указанных
ценностей они приходуются
По окончании месяца при закрытии журнала-ордера № 6 после строки «Итого поступило» сумма документа будет сторнирована по группе материалов как отражённая дважды (в прошлом месяце – условно, в текущем – фактически). По мере оплаты акцептованного платёжного документа расчёты с поставщиком по данной поставке будут закончены.
4 Учёт расчётов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) по материалам
В соответствии с налоговым кодексом РФ все плательщики НДС на реализуемую ими продукцию (работы, услуги) обязаны составлять счета-фактуры. На их основании получатели товарно – материальных ценностей имеют право на зачёт уплаченных по ним сумм НДС при расчётах с бюджетом.
Счета-фактуры должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) порядковый номер;
2) наименование и
3) наименование получателя
товарно-материальных
4) стоимость (цену) товарно-материальных ценностей (работ, услуг);
5) сумму НДС;
6) дату составления счёта-
Составленный документ должен
быть подписан руководителем, главным
бухгалтером и лицом, ответственным
за отпуск товарно-материальных ценностей,
а также скреплен печатью поставщика.
Сумма НДС в расчётном
Полученные предприятиями
от поставщиков счета-фактуры
НДС по поступившим материалам учитывают на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям». При этом в бухгалтерском учёте этот счёт при поступлении сырья и материалов дебетуется по кредиту счетов: 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Суммы НДС, уплаченные поставщикам и учтённые на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», подлежат зачёту в счёт платежей НДС в бюджет. В соответствии с установленным порядком учёта НДС суммы НДС, подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщикам полученных от них материальных ценностей, списывают с кредита счёта 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» в дебет счёта 68 « Расчёты по налогам и сборам».
Суммы НДС по материальным ценностям, приобретённых у организаций розничной торговли и населения, к расчёту не принимаются и расчётным путём не выделяются.
Возможна ситуация, когда
в первичных учётных
На сумму НДС, уплаченного поставщикам по материальным ценностям, используемым при изготовлении продукции, освобождённой от НДС, в бухгалтерском учёте производят записи по кредиту счёта 19«Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» и дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.
При использовании материальных ценностей, по которым уплачен НДС поставщикам на непроизводственные нужды, сумму НДС списывают в дебет счетов – источников покрытия непроизводственных затрат (счёт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», счёт 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)»и др.).
В случае реализации материалов на сторону на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, в бухгалтерском учёте дебетуют счёт 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам». При этом сумма НДС, учтённая на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» по таким материалам, списывается с кредита этого счёта на дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы».
5 Учёт отпуска материалов
Материально-производственные запасы могут быть отпущены: на производство продукции, обслуживание производства и управление им, исправление брака в производстве, непроизводственные нужды, проданы на сторону, переданы в совместную деятельность и т.п.
Отпущенные материалы на производственные нужды на основании первичных документов (лимитно-заборных карт, требований-накладных и др.) или составленных на основе ведомостей распределения материалов списываются с кредита счёта 10 «Материалы» в дебет производственных счетов по назначению: 20 «Основное производство» – на изготовление продукции, 23 «Вспомогательные производства» − цехам вспомогательного производства, 25 «Общепроизводственные запасы» − на обслуживание производства и управление им, 26 «Общехозяйственные запасы» − на управление организацией в целом, 28 «Брак в производстве» − на исправление производственного брака.
Отпуск материалов на изготовление продукции не всегда означает использование их в производстве в полном объёме. Для правильного определения материальных затрат в процессе производства ведётся контроль за использованием материалов в соответствии с утверждёнными нормами. Для этого используются методы: документального оформления отклонений от норм, учёта раскроя по партиям, инвентаризации.
Метод документального оформления отклонения фактического расхода материальных ценностей от норм применяется при поштучном отпуске материалов сверх лимита, замене одного вида материала другим и т.п. В этом случае отклонения от норм документируются специальными требованиями на дополнительный отпуск, на замену и т.п. При отпуске немерных, некондиционных материалов отклонения выявляются непосредственно в документах на отпуск материалов в производство.
Информация о работе Учёт материально-производственных запасов