Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
Все субъекты, малого, среднего и крупного бизнеса, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г № 234. Требования Закона распространяются на индивидуальных предпринимателей.
Введение 2-4 стр.
1.Понятие об учетной политике и его роль в организации бухгалтерского учета. 4-7 стр.
2. Порядок формирования учетной политики. 7-8 стр.
3. Содержание Учетной политики (оформление, объем и порядок утверждения), а так же ее содержание и назначение налоговых вопросов в учетной политике. 8-14 стр.
4. Проблемы формирования учетной политики хозяйствующих субъектов. 14-23 стр.
Заключение 23-25 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Введение
Все субъекты, малого, среднего и крупного бизнеса, действующие на территории Республики Казахстан, обязаны вести бухгалтерский учет и финансовую отчетность согласно Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г № 234. Требования Закона распространяются на индивидуальных предпринимателей. Согласно статье 8 Закона руководитель или индивидуальный предприниматель согласовывает и утверждает учетную политику, обеспечивает организацию бухгалтерского учета. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации.
Не всем предпринимателям известно, что представляет собой учетная политика и с какой целью она составляется. Поэтому вопросы возникают часто. Попробуем с ними разобраться.
Вопрос: Для чего нужна учетная политика, если существуют Закон о бухгалтерском учете, Налоговый кодекс, Стандарты бухгалтерского учета?
Стандарты предусматривают
основные общие для всех предприятий
правила, методы и принципы ведения
бухучета, а учетная политика конкретного
предприятия описывает
Вопрос: Кем разрабатывается учетная политика?
Руководитель предприятия совместно с бухгалтером и другими специалистами, или предприниматель самостоятельно разрабатывают и принимают учетную политику. Услуги по составлению учетной политики могут оказать аудиторские и консалтинговые фирмы. Но никто, кроме руководителя и предпринимателя не знает всех технологических тонкостей данного предприятия. Если УП разрабатывается посторонним лицом, предприниматель должен понимать каждую строку и активно участвовать в разработке.
Вопрос: Какие основные позиции рассматривает учетная политика?
Начинается учетная политика с описания статуса компании, органов управления, данных регистрационных документов, видов деятельности. Затем расписываются:
а) форма и метод ведения бухгалтерского учета (МСФО, СБУ 23, КСБУ), способ учета (вручную на бумажных бланках и в учетных книгах или с помощью компьютера и программного обеспечения), принципы;
б) лицо, которое будет вести учет: предприниматель самостоятельно, наемный бухгалтер, бухгалтерская фирма;
в) режим налогообложения (общеустановленный, упрощенная декларация, или другой);
д) состав отчетности (финансовая, налоговая, статистическая), периодичность отчетности;
г) основная часть
УП раскрывает принципы признания доходов
и расходов, методы, допускающие
альтернативу в учете основных средств,
товарно-материальных запасов, отраслевые
особенности и специальные
Приложением к учетной политике является рабочий план счетов, если учет ведется с применением двойной записи.
Вопрос: В течении какого времени действует учетная политика? Что необходимо предпринять, если какие либо изменения произошли в деятельности компании, которые не были отражены в учетной политике ранее?
Учетная политика действует
на протяжении всего существования
предприятия, поэтому, разрабатывая ее,
необходимо учесть мельчайшие детали,
предусмотреть будущие планы (например,
расширение бизнеса, появление новых
видов деятельности). Тем не менее,
если возникают обоснованные причины,
допускаются изменения и
Вопрос: Обязательно ли индивидуальному предпринимателю иметь учетную политику?
Закон не исключает формирование учетной политики для субъектов малого бизнеса. В учетной политике предприниматель определяет для себя и для исполнителей некоторые правила и требования.
Следует заметить,
наличие грамотно составленной учетной
политики будет только помогать предпринимателю
вести бухгалтерский и
Учетная политика может
учитывать потребности
Чем подробнее составлена учетная политика, тем легче в будущем вести диалог с Налоговым комитетом, другими контролирующими органами, потому что, составляя учетную политику, вы обдумываете все по шагам, учитываете различные ситуации, возникающие в вашем бизнесе, до мелочей, обоснованно подтверждаете свою позицию. Например, если вы работаете по общеустановленному режиму налогообложения, часто приходится доказывать представителям Налогового комитета что расходы, которые вы понесли, связаны с получением дохода. Например, расходы на обучение специалиста, на выдачу спецпитания определенным категориям работников, хозяйственные (санитарные) нужды, аренду личного транспорта. Такие расходы должны бать нормируемыми, подтверждаться расчетами, сметами, калькуляционными картами, путевыми листами. Если вы возмещаете работнику стоимость проезда, когда его работа носит разъездной характер, следует оформлять маршрутный лист. Заранее подготовленный документ выглядит всегда убедительнее, чем сиюминутные слова объяснения, которые часто воспринимаются как оправдание.
2 .Понятие об учетной политике и его роль в организации бухгалтерского учета
Ориентированный на
действующие стандарты и
Учетная политика – это совокупность
приемов, принципов, правил и процедур
ведения бухгалтерского и налогового
учета, и составление на их основе финансовой
отчетности.
Порядок формирования учетной политики,
цель и сфера деятельности, ее раскрытие
определены в стандарте бухгалтерского
учета №1 «Учетная политика и ее раскрытие»,
утвержденный национальной комиссией
Республики Казахстан по бухгалтерскому
учету.
В современной системе управления экономикой
Республики Казахстан сложились два уровня
формирования учетной политики: глобальный
(общегосударственный) и локальный.
Учетную политику определяют:
Департамент по методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан, Национальная комиссия Республики Казахстан по ценным бумагам, Национальное статистическое агентство, Министерство финансов, Налоговый комитет Министерства финансов, Министерство экономики, Национальный банк Республики Казахстан, Палата аудиторов Республики Казахстан, Отраслевые Министерства, акционерные компании и др.
Эти органы, в пределах
своей компетенции, издают различные
положения, инструкции и другие нормативные
документы, сочетание которых позволяет
формировать учетную политику.
Хозяйствующие субъекты формируют свою
учетную политику, основываясь на национальных
бухгалтерских стандартах, действующем
законодательстве, затрагивающем вопросы
учета, налогообложения и финансовой отчетности.
Учетная политика должна вырабатывать
такие учетные решения, чтобы осуществлять
как текущие, так и перспективные задачи
бухгалтерского учета и налогообложения.
При формировании и использовании учетной
политики следует соблюдать следующие
принципы бухгалтерского учета:
Начисление.
Доходы признаются, когда они заработаны,
а убытки, когда они понесены, т.е. в момент
возникновения, а не в момент поступления
или выплаты денежных средств. Преимущество
метода начисления – более достоверно
отражает истинное финансовое положение
и деятельность субъекта.
Непрерывная
деятельность. Субъект будет продолжать
свою деятельность в обозримом будущем
и у него отсутствуют намерения и необходимость
ликвидация или существенного сокращения
деятельности и, следовательно, обязательства
будут погашаться в установленные сроки
и порядке.
Значимость.
Предполагает, с одной стороны, возможность
повлиять на результат принятия решения,
если информация имеет прогнозную ценность.
С другой стороны, что информация содержит
что-либо о том, насколько верным оказались
предыдущие ожидания. Очень важно своевременность
поступления информации к пользователю.
Если нет информации в нужный момент, то
она не является значимой. Значимость
информации должна превышать затраты
на ее приобретение. Это и есть критерий,
определяющий получаемую информацию по
степени целесообразности.
Понятность.
Информация, вытекающая из финансовой
отчетности, должна быть понятна всем
пользователям. Понятность формы представления
отчетности связана с ее стандартным содержанием
и форматом, установленным законодательством.
Достоверность.
Информация должна быть достоверной, то
есть не допускаются существенные ошибки
и предвзятость и на нее могут положиться
пользователи.
Правдивые и
беспристрастные представления. Правдивость
– это степень адекватности хозяйственным
процессам; проверяемость-возможность
ее подтверждения. Учетная информация
не должна отражать интересы определенного
узкого круга лиц, то есть быть беспристрастной
и нейтральной.
Нейтральность.
Информация, представляемая в финансовой
отчетности, должна быть свободной от
предвзятости для того, чтобы быть нейтральной
и надежной.
Осмотрительность.
Соблюдение предосторожности при принятии
хозяйственных решений, необходимых для
оценки в условиях неопределенности для
того, чтобы активы и доход не были переоценены,
а обязательства или расходы не были недооценены.
Например, переоценка долгосрочных финансовых
инвестиций признается дополнительным
неоплаченным капиталом, а не доходом
периода. Следовательно, в отчете о результате
финансово-хозяйственной деятельности
отражается только доход от реализованных
финансовых инвестиций. А указанная переоценка
признается доходом только в момент их
реализации.
Сопоставимость.
Информация должна быть сопоставимой
от одного отчетного периода к другому.
Принятая учетной политикой методология
и выбранные учетные процедуры не должны
меняться до тех пор, пока пользователи
не будут извещены о вносимых изменениях
с пояснением, почему новому принципу
отдано предпочтение.
Завершенность.
Информация финансовой отчетности не
должны иметь пропуск или неправильное
представление, которые смогут оказать
влияние на принятие того или иного решения.
И, конечно, невозможно контролировать
ситуацию, не обладая полной информацией,
то есть, если информация незавершенна.
Последовательность.
Учетная политика, выбранная субъектом,
применяется им последовательно от одного
отчетного периода к другому.
Несоблюдение приведенных принципов,
искажает картину имущественного состояния
хозяйствующего субъекта. Руководители
и главные бухгалтера виновны в искажении
отчетной информации и оценке статей активов
и обязательств, представлении умышленно
измененных отчетных данных, несут ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
3. Порядок формирования учетной политики
В современной системе
управления экономикой РК сложились
два уровня формирования учетной
и налоговой политики: глобальный
(общегосударственный, национальный) и локальный
(хозяйствующего субъекта). Так на государственном
уровне учетная политика проводится путем
разработки и внедрения национальных
стандартов бухгалтерского учета (№ 1),
Генерального плана счетов бухгалтерского
учета и других инструктивных, нормативных
актов. Налоговая политика на государственном
уровне регулируется правилами налогового
учета (Налоговый Кодекс, глава 12 ст. 65-72.)
На выработку национальной учетной и налоговой
политики среди международных организаций
значительное влияние оказывает Международная
Федерация бухгалтеров (МФБ). При ней создан
Комитет по международным стандартам
учета (КМСУ), деятельность которого регулируется
Советом, состоящим из 13 стран и 4 организаций.
КМСУ разрабатывает стандарты учета и
ведет работы по их распространению. Об
этом дается подробно в курсе "Международный
учет"
Стандарт бухгалтерского учета № 1 приводит
следующее определение локальной учетной
политике: "Учетная политика - это совокупность
способов, принимаемых руководителем
субъекта для ведения бухгалтерского
учета и раскрытия финансовой отчетности,
в соответствии с их принципами и основами".
Первый принцип, отмеченный в этом стандарте
принцип начисления, который по налоговому
законодательству определен как метод
налогового учета доходов и расходов налогоплательщика.
Другие принципы уча, приведенные в СБУ
№ 1 также могут по-разному трактоваться
в налоговом учете, но, тем не менее, все
они определяют порядок формирования
и использования как учетной, так и налоговой
политики предприятия.
Анализ старых и действующих нормативных
документов позволяет сделать вывод о
том, что в рамках учетной политики раньше,
до 1997 г. существовала возможность регулирования
налоговых показателей деятельности предприятия,
но в настоящее время это невозможно, поскольку
способы расчета, методы учета налоговых
показателей совершенно различаются.
отсюда, необходимо разграничить учетную
политику по СБУ № 1 и учетную политику
в целях налогообложения (налоговую политику)
или - наряду с учетной
политикой, формировать налоговую политику.
Под налоговой политикой
следует понимать совокупность приемов,
способов, правил и процедур, которые применяются
в процессе ведения налогового учета и
составления на их основе данных налоговой
отчетности, в соответствии с их принципами
и методологией.
Как видно из определений особых различий
между налоговой и учетной политикой не
наблюдается. Они взаимно дополняют друг
друга.
Положения налоговой политики могут быть
закреплены в приказе об учетной и налоговой
политике, формируемой на новый финансовый
год в виде самостоятельного раздела или
самостоятельного документа.
Информация о работе Учетная политика предприятия, ее назначение и содержание