Учетная политика и ее влияние на показатели бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - показать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации о деятельности организации а учетная политика – необходимый инструмент регулирования бухгалтерского учета на предприятии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и принципы учетной политики………………………..5
1.1. Понятие учетной политики организации……………………...5
1.2. Допущения, на которых основывается учетная политика…..9
1.3. Требования к учетной политике……………………………...12
Глава 2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность ……………………...14
2.1.Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………………………………………………14
2.2.Назначение Бухгалтерской отчетности. Пользователи Бухгалтерской отчетности и их требования…….………………………16
2.3.Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности…..18
Глава 3. Учетная политика и бухгалтерская отчетность……………….20
3.1. Внесение изменений в учетную политику, их отражение в учете и отчетности…..……………………………………………………20
3.2. Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности ..23
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованной литературы...…………………………………..28
Расчетная часть……………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовик готовый.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, исполнением обязательств;

    - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов финансовой устойчивости.

Внутренние пользователи:

Руководители организации – лица, назначаемые собственниками для осуществления оперативного управления, нуждаются в информации о финансовом состоянии организации. Имея такую информацию, руководство обеспечивает эффективное управление для принятия  соответствующих управленческих решений.

Акционеры -  на основе данных бухгалтерской отчетности оценивают, насколько эффективно администрация выполняет свои функции, то есть насколько финансово успешно функционирует организация.

Работники организации – хотят иметь информацию о финансовом положении и о доходах, поскольку от этого зависит размер их заработной платы, стабильность рабочих мест.

Внешние пользователи:

Коммерческие партнеры – поставщики, которым необходимо знать о платежеспособности организации и покупатели, которые должны быть уверены в том, что организация является надежным источником поставок.

Кредиторы – банки и другие заимодавцы, предоставляющие организации краткосрочные и долгосрочные кредиты, должны быть уверены в том, что организация будет способна погасить ссуду и выплатить проценты.

Налоговые органы – им необходимо иметь информацию о прибыли организации и ее имущественном состоянии для определения сумм налогов.

Обобщая все вышеуказанное, можно сделать вывод. Внешние пользователи бухгалтерской информации по данным отчетности получают возможность:

-    оценить финансовое положение потенциальных партнеров;

-         принять решение о целесообразности в условиях ведения дел с тем или иным партнером;

-         избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам;

-         оценить целесообразность приобретения активов той или иной организации;

-         правильно построить отношения с заказчиками и т.д.

Для внутренних пользователей бухгалтерская отчетность, а также данные учета, послужившие основой для ее формирования, являются важными показателями как для оперативного управления, так и для контроля сохранности своего имущества.

 

2.3. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

 

В законе «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 4/99, а также в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, сформулированы основные требования к бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из требований, установленных нормативными актами системы правового регулирования бухгалтерского учета в России. К числу таких требований, установленных законом «О бухгалтерском учете» относятся:

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

 

 

Глава 3. Учетная политика и бухгалтерская отчетность

 

3.1.Внесение изменений в учетную политику, их отражение в учете и отчетности

 

Особо внимательно необходимо остановиться на вопросах изменения учетной политики. О том, насколько важное значение они приобретают в настоящее время свидетельствует то, что в ПБУ 1/2008 им посвящен самостоятельный раздел.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

- не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным, оформляется соответствующими приказами и распоряжениями до 31 декабря текущего года и вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом. На это стоит обратить внимание.

Пункты 19-21 ПБУ 1/2008 посвящены оценке и отражению в отчетности последствий изменения учетной политики.

1. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

2. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

3. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 20 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна, как минимум, включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.

Следует отметить, что с 1 января 2009 года в связи с новым ПБУ 1/2008 такое основание как – смена собственника – отменено, а Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего за отчетным года, «если иное не обуславливается причиной такого изменения» (п.12 ПБУ 1/2008). То есть новое ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности может произойти в начале или середине текущего года.

По прежнему допускается без ограничения вносить дополнения в учетную политику. Это актуально, если организация впервые возьмет кредит у банка.

Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.

При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике.

 

3.2. Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности

 

Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности принятые при формировании учетной политики существенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. те, без знания которых заинтересованные пользователи не смогут адекватно оценить финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, а также движение ее денежных средств. Состав и содержание информации, подлежащей обязательному раскрытию, конкретизируются в отдельных ПБУ, утверждаемых Минфином России. Учетная политика организации должна быть раскрыта в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности. Причем это требование касается и подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности (за месяц, квартал отчетного года), если в учетную политику внесены изменения, которые не нашли отражения в годовой бухгалтерской отчетности.

К обязательной информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, согласно новому Положению по учетной политике, в частности, относятся:

- способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов;

- методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

- способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

- случаи отступления организации при формировании учетной политики от допущений, установленных Положением по учетной политике (имущественная обособленность, рациональность, осмотрительность и т.д.);

- события, которые могут привести к банкротству или прекращению деятельности организации.

Положением по учетной политике четко регламентируется состав информации, которую организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности в случае внесения изменений в учетную политику. Это:

- причина изменения учетной политики;

- содержание таких изменений;

- порядок отражения последствий изменений в учетной политике в бухгалтерской отчетности;

- суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, а для акционерных обществ также данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на каждую акцию;

- факт применения нового нормативного акта - для изменений, вызванных его применением;

- факт утверждения и опубликования нового нормативного акта, не вступившего в силу, который потребует внесения изменений в учетную политику, а также его влияние на показатели бухгалтерской отчетности;

- факты, свидетельствующие о невозможности отражения в бухгалтерской отчетности корректировок за предшествующие периоды, связанных с внесением изменений в учетную политику.

Информация о работе Учетная политика и ее влияние на показатели бухгалтерской отчетности