Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:00, реферат
На данный момент вопрос создания учетной политики на предприятии становится очень актуальной темой, так как формирование учетной политики позволит регулировать размер прибыли, вести бухгалтерский учет согласно не только нормативно-правовых актов, но и в интересах собственников.
Целью реферата является изучение учетной политики. Чтобы достигнуть поставленную в работе цель, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть учетную политику как составную часть финансовой политики организации.
Организация бухгалтерского учета на предприятии и методика учета отдельных объектов.
Формирование и назначение учетной политики организации.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................................................................4
1.1 Организация бухгалтерского учета на предприятии и методика учета отдельных объектов. Раскрытие учетной политики....................................................................................10
1.2 Формирование и назначение учетной политики организации..........................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................18
Содержание
учетной политики. Учетная политика
охватывает методическую, техническую
и организационную стороны
Методика бухгалтерского учета включает:
Техническая сторона учетной политики включает:
Организационная сторона учетной политики включает:
1.1
Организация бухгалтерского
учета на предприятии
и методика учета
отдельных объектов.
Раскрытие учетной
политики
Определяется порядок организации ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности. Рассматриваются основные понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета - система условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и наиболее выгодной продажей готовой продукции.
Постановка бухгалтерского учета предполагает:
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Они могут в зависимости от объема учетной работы:
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Поэтому в основе
успешной деятельности частного предприятия
ЧП «Полюс Гарант Плюс» лежит четко
налаженный механизм учета (бухгалтерского,
налогового, управленческого) происходящих
хозяйственных процессов. Для создания
такого механизма предприятие выбрало
из допустимых вариантов тот порядок
учета, который отражает конкретные
особенности его хозяйственной
деятельности, иными словами приняло
учетную политику предприятия.
Учетная политика, согласно определения,
приведенного в ст. 1 Закона Украины "О
бухгалтерском учете и финансовой отчетности
в Украине" (далее - Закон о бухучете),
- это совокупность принципов, методов
и процедур, которые используются предприятием
для составления и представления финансовой
отчетности.
Пунктом 5 ст. 8 Закона о бухучете предприятию
дано право самостоятельно определять
свою учетную политику. При этом предприятие:
- выбирает форму бухгалтерского учета
как определенную систему регистров учета,
порядка и способа регистрации и обобщения
информации в них с соблюдением единых
принципов, установленных Законом о бухучете,
учетом особенностей своей деятельности
и технологии обработки учетных данных;
- разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного
(управленческого) учета, отчетности и
контроля хозяйственных операций, определяет
права работников на подписание бухгалтерских
документов;
- утверждает правила документооборота
и технологию обработки учетной информации,
дополнительную систему счетов и регистров
аналитического учета;
- может выделять на отдельный баланс филиалы,
представительства, отделения и другие
обособленные подразделения, которые
обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим
включением их показателей в финансовую
отчетность предприятия.
Отдельные элементы учетной политики
являются составной частью финансовой
отчетности и раскрываются в примечаниях
к ней.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухучете вопросы
организации бухгалтерского учета на
предприятии относятся к компетенции
его владельца (владельцев) или уполномоченного
органа (должностного лица) в соответствии
с законодательством и учредительными
документами. Если руководитель предприятия
не является его учредителем (владельцем),
то необходимо, чтобы владельцы наделили
его соответствующими полномочиями.
Законодательство о налогообложении также
предоставляет право руководителю предприятия
выбирать отдельные параметры налогового
учета и устанавливает требования к оформлению
документов налогового учета.
В соответствии с п. 17 положения (стандарта)
бухгалтерского учета 1 "Общие требования
к финансовой отчетности", утвержденного
приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87, установление
и изменения в учетной политике предприятия
осуществляется по решению собственника
(собственников) или уполномоченного органа
(должностного лица). Если уставом предприятия
не оговорено право установления учетной
политики только решением собственников
(учредителей), она может быть оформлена
в виде приказа должностного лица (директора)
предприятия.
Рекомендации по разработке и перечень
основных элементов учетной политики
предприятия предложены Минфином в письме
от 21.12.2005 г. № 31-34000-10-5/27793, а также для отдельных
государственных предприятий приказами
соответствующих министерств (см., например,
приказы Минагрополитики от 11.04.2007 г. №
254, Минпромполитики от 23.01.2007 г. № 23, Министерства
угольной промышленности Украины от 19.06.2006
г. № 338).
Предлагаемый к рассмортрению приказ
ЧП «Полюс Гарант Плюс» можно использовать
в качестве основы для составления приказа
об учетной политике предприятия или разработать
новый, более подходящий к специфике вида
деятельности предприятия. Образцы приложений
не приводятся, ибо составляются в произвольной
форме и учитывают особенности конкретного
предприятия.
ЧАСТНОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ «ПОЛЮС
ГАРАНТ ПЛЮС»
ПРИКАЗ № 3-уп
г. Донецк
Об
организации бухгалтерского
и налогового учета,
составлении финансовой
и налоговой отчетности.
Руководствуясь
Законом Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV
"О бухгалтерском учете и
финансовой отчетности в Украине",
положениями (стандартами) бухгалтерского
учета, нормами налогового законодательства,
инструкциями и другими нормативными
актами, регулирующими порядок ведения
бухгалтерского и налогового учета,
составления и представления
финансовой и налоговой отчетности,
и выполняя требования, предусмотренные
Уставом предприятия, приказываю:
1. Для обеспечения
ведения бухгалтерского учета на предприятии
и во исполнение п. 4 ст. 8 Закона Украины
от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете
и финансовой отчетности в Украине"
установить с 1 января 200_ года следующую
форму организации бухгалтерского учета:
1.1. Применять
на предприятии компьютерную бухгалтерскую
программу 1 С 8.1. Контроль за уровнем соответствия
регистров учета, порядка, и способа регистрации
и обобщения информации, предусмотренного
данной компьютерной программой, требованиям
законодательства возлагается на главного
бухгалтера.
Если учет ведется с помощью компьютерной
программы, то необходимо указать название
программы. Если бухгалтерский учет на
предприятии ведется с применением регистров
бухгалтерского учета, необходимо указать,
с помощью каких именно: журналов-ордеров,
оборотных ведомостей и т. п.
1.2. Утвердить
разработанный на основании Плана счетов
бухгалтерского учета активов, капитала,
обязательств и хозяйственных операций
предприятий и организаций, утвержденного
приказом Минфина Украины от 21.12.99 г. №
291, рабочий план счетов и регистров аналитического
учета (Приложение № 1).
Рабочий план счетов предприятия может
быть дополнен субсчетами второго и третьего
порядка с сохранением установленных
кодов (номеров) субсчетов.
1.3. Использовать
для обобщения информации о расходах предприятия
счета класса 9 "Затраты производства"
.
1.4. Организовать
аналитический учет движения товарно-материальных
ценностей по подразделениям следующим
образом:
- в бухгалтерии - в количественно-суммарном
измерении;
- на складах - в количественном измерении;
- в магазине - в количественно-суммарном
измерении;
- в цехах и на участках - в количественном
измерении.
Вопрос организации учета товарно-материальных
ценностей подробно рассмотрен в теме
Складской учет материальных ценностей
на предприятии.
1.5. Утвердить
правила и график документооборота.
График документооборота не является
обязательным документом. Решение о его
необходимости предприятие принимает
в зависимости от объема документооборота,
количества взаимосвязанных структурных
подразделений и сотрудников, ответственных
за составление и подписание документов
первичного учета.
2. Бухгалтерский
учет осуществляется бухгалтерией предприятия,
которую возглавляет главный бухгалтер.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Закона о бухучете
для обеспечения ведения бухгалтерского
учета предприятие может выбрать следующие
формы его организации:
- введение в штат предприятия должности
бухгалтера или создание бухгалтерской
службы во главе с главным бухгалтером;
- использование услуг специалиста по
бухгалтерскому учету, зарегистрированного
в качестве субъекта предпринимательской
деятельности (частного предпринимателя);
- ведение бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерией или аудиторской фирмой;
- самостоятельное ведение бухгалтерского
учета и составление отчетности непосредственно
владельцем или руководителем предприятия.
Эта форма организации бухгалтерского
учета не может применяться на предприятиях,
отчетность которых должна быть обнародована.
К таким предприятиям, согласно п. 3 ст.
14 Закона о бухучете, относятся:
- открытые акционерные общества;
- предприятия - эмитенты облигаций;
- банки;
- доверительные общества;
- валютные и фондовые биржи;
- инвестиционные фонды, инвестиционные
компании;
- кредитные союзы;
- негосударственные пенсионные фонды;
- страховые компании и другие финансовые
учреждения.
3. В соответствии
с п. 7 ст. 8 от 16.07.99 г. № 996-XІV Закона Украины
"О бухгалтерском учете и финансовой
отчетности в Украине" главный бухгалтер
предприятия:
- обеспечивает соблюдение на предприятии
установленных единых методологических
основ бухгалтерского учета, составление
и представление в установленные сроки
финансовой и налоговой отчетности;
- организует контроль за отражением на
счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных
операций;
- принимает участие в оформлении материалов,
связанных с недостачей и возмещением
потерь от нее, потерь и порчи ценностей
предприятия.
3.1. Распоряжения главного
бухгалтера, касающиеся осуществления
бухгалтерского учета на предприятии,
являются обязательными для исполнения
всеми работниками предприятия;
3.2. Главный бухгалтер
несет личную ответственность за организацию
и ведение учета перед руководителем предприятия.
3.3. Обязанности и ответственность
работников бухгалтерии регламентируются
должностными инструкциями, утвержденными
руководителем предприятия.
4. Утвердить перечень
должностных лиц, наделяемых правом подписи
документов первичного учета хозяйственных
операций и налогового учета и образцы
подписей по перечню (Приложение № 1).
Такой перечень поможет предприятиям
избежать возможного несанкционированного
доступа к подписи документов о приеме
и расходовании материальных ценностей
не уполномоченными на то сотрудниками.
В перечне следует указать должностных
лиц, уполномоченных подписывать платежные
документы, расходные накладные на отпуск
товарно-материальных ценностей, доверенности.
Можно указывать по два лица, обладающих
правом первой или второй подписи, например:
директор - первая подпись, главный инженер
- первая подпись, главный бухгалтер - вторая
подпись, заместитель главного бухгалтера
- вторая подпись. В соответствии с п. 18
Порядка заполнения налоговой накладной,
утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г.
№ 165, в перечень также необходимо включить
и сотрудников, уполномоченных подписывать
налоговые накладные.
4.1. Перечисленные
в приложении № 3 лица наделяются правами
и несут всю полноту ответственности за
соответствие проведенных операций действующему
законодательству и Уставу предприятия.
5. С целью обеспечения
достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности в период с 01.01.2011 г.
по 01.02.2011 г. проводить ежегодную инвентаризацию
имущества и финансовых обязательств
в соответствии со ст. 10 Закона Украины
от 16.07.99 г. № 996-XІV от "О бухгалтерском
учете и финансовой отчетности в Украине",
а также другими нормативными документами.
На сегодняшний день нормативными документами,
регламентирующими порядок проведения
инвентаризации, являются:
- Инструкция по инвентаризации основных
средств, нематериальных активов, товарно-материальных
ценностей, денежных средств и документов
и расчетов, утвержденная приказом Минфина
от 11.08.94 г. № 69;
- Инструкция по инвентаризации материальных
ценностей, счетов и других статей баланса
бюджетных учреждений, утвержденная приказом
Главного управления Госказначейства
от 30.10.98 г. № 90;
- постановление Госкомстата СССР от 28.12.89
г. № 241 "Об утверждении форм первичной
учетной документации для предприятий
и организаций";
- Положение об инвентаризации имущества
приватизируемых (корпоратизируемых)
государственных предприятий, а также
имущества государственных предприятий
и организаций, которое передается в аренду
(возвращается после окончания срока действия
договора аренды или его прекращения),
утвержденное постановлением КМУ от 02.03.93
г. № 158;
- Положение о ведении кассовых операций
в национальной валюте в Украине, утвержденное
постановлением Правления НБУ от 15.12.2004
г. № 637.
Порядок проведения инвентаризации подробно
рассмотрен в теме Инвентаризация активов
и обязательств.
5.1. Для проведения инвентаризационной
работы утвердить постоянно действующую
инвентаризационную комиссию в составе:
главный инженер - председатель комиссии,
главный бухгалтер - член комиссии, заместитель
директора по сбыту - член комиссии, инженер
производственно-технического отдела
- член комиссии.
Состав комиссии также можно оформить
в виде приложения к приказу.
5.1.1. Права, обязанности
и задачи, возлагаемые на членов постоянно
действующей инвентаризационной комиссии,
определены Инструкцией по инвентаризации
основных средств, нематериальных активов,
товарно-материальных ценностей, денежных
средств и документов и расчетов, утвержденной
приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.
5.1.2. Дополнительно
к задачам, обусловленным Инструкцией
по инвентаризации, на постоянно действующую
инвентаризационную комиссию возлагаются
задачи по:
- определению эффективности применяемых
на предприятии принципов, методов учетной
политики;
- проведению работ по оценке активов и
обязательств (определение срока службы
приобретаемых предприятием предметов,
их возможной ликвидационной стоимости,
отклонение остаточной стоимости объектов
основных средств и нематериальных активов
от их справедливой стоимости на дату
баланса).
Определение отклонения остаточной стоимости
объектов основных средств и нематериальных
активов от их справедливой стоимости
необходимо в случае принятия предприятием
решения о переоценке объектов основных
средств и нематериальных активов. Подробно
данные вопросы рассмотрены в теме Операции
с основными фондами и основными средствами.
5.2. Для
проведения внезапной инвентаризации
кассы предприятия создать комиссию в
составе: заместитель главного бухгалтера
- председатель комиссии, бухгалтер - член
комиссии, заместитель директора по экономическим
вопросам - член комиссии.
5.2.1.
Инвентаризацию кассы проводить не реже
одного раза в месяц.
Контроль за сохранностью наличных средств
предприятия организуется в соответствии
с Положением о ведении кассовых операций
в национальной валюте в Украине, утвержденным
постановлением Правления НБУ от 15.12.2004
г. № 637.
6. Для единообразного
отражения операций с товарно-материальными
ценностями установить следующий порядок
их учета и списания.
6.1. Начисление
амортизации по основным средствам осуществлять
по налоговому методу.
В соответствии с п. 26 Положения (стандарта)
бухгалтерского учета 7 "Основные средства"
(далее - П(С)БУ-7) амортизация основных
средств может начисляться с применением
следующих методов:
- прямолинейного;
- производственного.
Кроме того, предприятие может применять
нормы и методы начисления амортизации
основных средств, предусмотренные налоговым
законодательством. Амортизация в налоговом
учете регламентируется нормами ст. 8 Закона
о прибыли.
6.2. Переоценку
основных средств осуществлять в случае,
если их остаточная стоимость существенно
(например, более чем на 10 %) отличается
от справедливой стоимости на дату годового
баланса.
Переоценка обязательна только для тех
предприятий, которые однажды провели
такую переоценку в соответствии с п. 16
П(С)БУ-7. Периодичность переоценки устанавливается
предприятием.
6.3. К малоценным
необоротным материальным активам (далее
- МНМА) относить материальные ценности,
ожидаемый срок полезного использования
(эксплуатации) которых более одного года
и первоначальная стоимость которых менее
1 000 грн.
Стоимостный критерий отнесения приобретаемых
необоротных активов к основным средствам
каждое предприятие выбирает для себя
самостоятельно. Учитывая требования
п.п. 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона о прибыли целесообразно
установить его одинаковым для налогового
и бухгалтерского учета.
6.4. Амортизацию
по МНМА начислять в первом месяце использования
объекта в размере 100 % его амортизируемой
стоимости.
Амортизация малоценных необоротных материальных
активов начисляется в соответствии с
п. 27 П(С)БУ-7, согласно которому амортизация
может начисляться следующими методами:
- прямолинейным;
- производственным;
- в первом месяце использования объекта
в размере 50 % его амортизируемой стоимости
и остаток 50 % амортизируемой стоимости
в месяце их изъятия из активов (списания
с баланса);
- в первом месяце использования объекта
100 % его стоимости.
6.5. Амортизацию
нематериальных активов осуществлять
прямолинейным методом.
Согласно п. 27 Положения (стандарта) бухгалтерского
учета 8 "Нематериальные активы",
утвержденного приказом Минфина от 18.10.99
г. № 242, метод амортизации нематериальных
активов выбирается предприятием самостоятельно,
основываясь на методах, предусмотренных
П(С)БУ-7, или же с применением прямолинейного
метода.
Поскольку п.п. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона о прибыли
для начисления амортизации нематериальных
активов предусмотрен только линейный
метод, то и в бухгалтерском учете целесообразно
выбрать аналогичный.
6.6. Материальные
активы, установленный срок использования
которых менее одного года, считать малоценными
и быстроизнашивающимися предметами (МБП).
Балансовая стоимость таких предметов
при передаче их со склада в эксплуатацию
списывается на соответствующие статьи
расходов. Осуществлять обязательное
ведение количественного учета таких
предметов в разрезе материально ответственных
лиц до момента их полной ликвидации (списания
с баланса).
6.7. Оценку выбытия
запасов в налоговом и бухгалтерском учете
осуществлять по методу средневзвешенной
себестоимости.
Возможные методы оценки выбытия запасов
перечислены в п. 16 - 21 Положения (стандарта)
бухгалтерского учета 9 "Запасы",
утвержденного приказом Минфина от 20.10.99
г. № 246 (далее - П(С)БУ-9). Это могут быть
следующие методы:
- идентифицированной себестоимости соответствующей
единицы запасов;
- цены продажи.
Эти же методы выбытия в соответствии
с п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли с 1 января
2005 года допустимы и в налоговом учете.
В случае применения метода средневзвешенной
себестоимости в соответствии с п. 19 П(С)БУ-
9 необходимо указать периодичность определения
средневзвешенной себестоимости единицы
запасов. Для соответствия налогового
и бухгалтерского учета она должна быть
не реже квартала.
6.8. Оценку товаров
в розничной торговле осуществлять по
ценам продажи.
6.9. Транспортно-заготовительные
расходы аккумулировать на субсчете 289
с последующим ежемесячным распределением
в соответствии с нормами п. 9 П(С)БУ-9.
7. Установить
перечень и состав статей калькулирования
производственной себестоимости продукции
(работ, услуг), переменных и постоянных
общепроизводственных расходов (Приложение
№ 2). Принять в качестве базы распределения
переменных и постоянных распределенных
общепроизводственных расходов фонд оплаты
труда производственных работников.
8. Величину резерва
сомнительных долгов рассчитывать по
методу классификации дебиторской задолженности
(с применением коэффициента сомнительности
для каждой группы должников).
Расчет величины резерва сомнительных
долгов по методу классификации дебиторской
задолженности (с применением коэффициента
сомнительности для каждой группы должников)
осуществляется в соответствии с требованиями
п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского
учета 10 "Дебиторская задолженность",
утвержденного приказом Минфина от 08.10.99
г. № 237.
9. В соответствии
с требованиями положения (стандарта)
бухгалтерского учета 11 "Обязательства",
утвержденного приказом Минфина от 31.01.2000
г. № 20, создать резервы обеспечения последующих
операционных расходов:
- на выплату отпусков работникам;
- на выполнение гарантийных обязательств.
Перечень создаваемых обеспечений регламентируется
п. 13 П(С)БУ-11. Создание резервов обеспечений
не является обязательным.
10. Установить
границу существенности для финансовой
отчетности в размере 1 000 грн.
Необходимость установления границы существенности
вытекает из понятия "существенная
информация", определенного п. 3 Положения
(стандарта) бухгалтерского учета 1 "Общие
требования к финансовой отчетности, утвержденного
приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87.
Руководитель
предприятия
С приказом ознакомлены
(приводится перечень и подписи
ответственных должностных лиц)
1.2 Формирование и назначение учетной политики организации
Самое главное, что должно быть определено в бухгалтерской учетной политике, - это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), выбранные из нескольких допускаемых законодательством о бухучете вариантов, во-вторых, самостоятельно разработанные способы ведения учета при отсутствии нормативного урегулирования конкретного вопроса.
Относительно порядка составления учетной политики для целей исчисления налогов в нормативных актах нe содержится никаких особых требований. Например, отсутствует указание на то, должна учетная политика по каждому налогу утверждаться как отдельный документ или надо составить единый документ по всем налогам. Налогоплательщик может поступить так, как ему удобно. Вместе с тем сама обязанность налогоплательщика применять учетную политику в отношении ряда налогов, для которых допускается несколько возможных вариантов расчета.
По общим правилам в учетную политику для целей налогообложения надо включить те вопросы, решение которых имеет варианты в соответствии с нормативными документами, обусловлено отраслевыми особенностями, а также те вопросы, в отношении которых в нормативных документах отсутствуют методы (способы) или существуют противоречия (неоднозначность) решения.
Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргументов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организация какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный способ учета закреплен в учетной политике, не организации, а налоговому органу придется доказывать в суде то, что он неправомерен.
Теперь посмотрим, как соотносятся между собой учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения. Как правило, это зависит от целей организации. Если предпочтение отдается достоверному отражению финансового положения организации, максимизации бухгалтерской прибыли с целью выплаты больших дивидендов или повышения привлекательности организации, то нужно внимательно отнестись не только к правилам исчисления налогов, но и к вопросам бухгалтерского учета и не стремиться совмещать его с налоговым учетом. Если же, кроме госорганов (налоговой службы и органов статистики), содержание бухгалтерской отчетности более никого нe интересует, а приоритетное значение имеет налоговая экономия, то следует оптимизировать методы исчисления налогов, а бухгалтерскую учетную политику с учетом уже наработанной практики максимально приблизить к политике для целей налогообложения прибыли, установив одинаковые методы учета.