Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Целью курсовой работы является, как можно шире изучить тему учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками на примере Государственного унитарного строительного предприятия «ПМК-12».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.23 Кб (Скачать)

При использовании любой  техники, в т.ч. и компьютерной, сам  принцип учета «счет в счет»  сохраняется, хотя, разумеется, сама форма  линейной (позиционной) записи трансформируется в иные формы.

Необходимо предусмотреть  рекапитуляцию данных по следующим  разрезам:

  • поставщики по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам;
  • поставщики по неотфактурованным поставкам;
  • авансам выданным;
  • поставщики по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
  • поставщики по просроченным векселям;
  • поставщики по полученному коммерческому кредиту и др., т.е. возможны и иные разрезы учетных данных.

Однако самым главным, что связано с этим счетом, как  и со многими другими счетами  расчетов, следует признать то обстоятельство, что открытые позиции по дебету этого  счета не должны сальдироваться с  открытыми позициями по его кредиту, либо дебиторская задолженность не может автоматически перекрывать кредиторскую.

Данный счет кредитуется  в корреспонденции не только со счетами  учета ценностей (материалов, товаров  и т.п.), но и со счетом 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», поскольку данный вариант учета  приобретения материально-производственных запасов получает все большее  признание.

Уточнен порядок отражения  в учете неотфактурованных поставок. Если раньше стоимость поступивших ценностей определялась «по ценам, предусмотренным в договорах», то сейчас – «исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах». Это связано с тем, что в договорах могут предусматриваться условия, при которых договорная цена может увеличиваться (система накидок) или уменьшаться (система скидок).

Если в старой инструкции было записано, что счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  дебетуется «на суммы оплаты счетов», то в новой инструкции – «на  суммы исполнения обязательств». Исполнение обязательств может быть не только денежными средствами, но и по договору мены, уступки права требования, перевода долга, зачетом, отступным, новацией и др.

 

Поставщики и подрядчики – это  организации, поставляющие сырьё, материалы  и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Банки регламентируют формы и правила безналичных  расчетов с поставщиками и подрядчиками в соответствии с Банковским кодексом.

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после  отгрузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.

Безналичные расчеты  производятся как за счет имеющихся  средств на расчетном счете предприятия, так и за счет кредитов банков.

Платежи осуществляются с согласия плательщика или по его поручению, за исключением случаев, установленных законодательством  или правилами расчетов. Плательщик имеет право отказаться от акцепта (платежа) на законных основаниях.

Все платежи осуществляются в порядке очередности поступления  документов, кроме бюджетных налогов  и оплаты энергоносителей, которые  перечисляются в первоочередном порядке, а также заработная плата. Списание средств со счетов плательщиков производится на основе первого экземпляра платежного поручения, на котором стоят подписи руководителя, главного бухгалтера и печать предприятия. Помарки, подчистки, исправления в банковских документах не допускаются.

В расчетных документах должны быть следующие реквизиты:

- наименование расчетного  документа, его номер, дата;

- номер и наименование  банка плательщика;

- наименование плательщика,  номер его счета в банке,  учетный номер налогоплательщика;

- наименование получателя  средств, номер его счета и  наименование банка, назначение  и сумма платежа (цифрами и  прописью).

Поставщик, отгружая продукцию. Товары, материалы, прежде всего выписывает сопроводительный товарный документ – товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет.

Банковский платежный  документ выписывает или поставщик, или плательщик в зависимости  от принятой формы безналичных расчетов.

Без согласия организации  в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефонов, почтово-телеграфные услуги.

Сумму НДС поставщики и  подрядчики включают в счета на оплату и отражают у покупателя по дебету счёта 18 и кредиту счёта 60. Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков за приобретённые ценности, выполненные работы и оказанные услуги отражают по дебету счетов учёта затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и кредиту счёта 60.

Погашение задолженности  перед поставщиками отражают по дебету счёта 60 и кредиту счетов учёта  денежных средств (50, 51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчётов.

 

2.   Формы безналичных расчётов

с поставщиками и подрядчиками

 

Большинство расчётов между  предприятиями, с бюджетом и внебюджетными  фондами производится в виде безналичных  платежей.

Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы  корреспондентских счетов между  различными банками, клиринговых зачётов  взаимных требований через расчётные  палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.

Для хранения денежных средств  и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

После открытия расчетного счета подписывается договор  на банковское обслуживание и по распоряжению управляющего банком предприятию присваивается  номер расчетного счета.

Движение средств на расчётном  счёте оформляются платёжными документами. Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате  указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек  должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму  к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Объявление на взнос денег  наличными – письменное распоряжение владельца счёта банку зачислить  на расчётный счёт деньги, сдаваемые  из кассы. В нём проставляются  номер расчётного счёта, сумма взноса и дата. После сдачи денег в  кассу банка, кассир предприятия  получает квитанцию, подтверждающую данную операцию.

Платёжное поручение –  письменное распоряжение владельца  счёта банку на перечисление средств  с его счёта на счет получателя. Согласно данному документу в бухгалтерском учете производится запись:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и К-т 51  «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» – на основе платежного поручения на перечисление предоплаты согласно выпискам банка с расчетного, валютного и специальных счетов в банке, а также с ссудных счетов.

Согласно платежных требований, выставленных поставщиками и подрядчиками для оплаты, в бухгалтерском учете производятся следующие записи в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

Д-т 41 «Товары» -  на сумму поступивших товаров в торговые точки магазинов.

Д-т 08 «Вложения в долгосрочные активы» -  на сумму поступивших основных средств, не требующих монтажа,  и нематериальных активов

Д-т  07 «Оборудование к установке и строительные материалы» -  на сумму поступивших основных средств,  требующих монтажа.

Д-т 10  «Материалы» -  на сумму поступивших материалов.

Д-т 16  «Отклонения в стоимости материалов» -  на сумму затрат по доставке материалов.

Д-т 18 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» - на сумму НДС, выделенный поставщиком, подрядчиком.

 

 

Безналичные расчёты строительные предприятия осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю –  продажу сырья, материалов, реализацию выполненных строительно-монтажных  работ. Их учитывают на счетах 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками».

К нетоварным операциям относят  расчёты с коммунальными учреждениями, научно – исследовательскими организациями  и т.д. Их учитывают на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Д-т 76/3 «Расчеты по претензиям» К-т 60 – выставлена претензия поставщику.

В зависимости от местонахождения  поставщика и покупателя безналичные  расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями – требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

При расчётах платёжными поручениями – требованиями получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Оплата платёжных поручений – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции.

Аккредитивная форма применяется  в двух случаях: когда она установлена  договором и когда поставщик  переводит покупателя на эту форму  расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно  – технического назначения и товаров  народного потребления. Особенности  аккредитивной формы расчётов состоит  в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это поручение  отделения банка покупателя, отделению  банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной  оплаты поставщика на условиях, предусмотренных  в аккредитивном заявлении и  в пределах указанной в заявлении  суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Аккредитив выставлен  за счёт собственных средств и  за счёт банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива  оформляют следующей бухгалтерской проводкой: Дт 55/1 «Аккредитив» Кт 51 «Расчётный счёт». Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей записью: Дт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» Кт 55/1 «Аккредитивы».

Наиболее распространенной формой безналичных расчётов в организациях являются платёжные поручения.

Платёжное поручение представляет собой распоряжение владельца счёта  банку на перечисление денежных средств  с его расчётного счёта на счёт получателя денег. В нём обязательно  указывают назначение подлежащих перечислению сумм. Платёжное поручение передаётся в учреждение банка плательщика  в порядке последующего акцепта  после получения получателем  товарно-материальных ценностей или  оказанных ему услуг. Расчёты  платёжными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые  платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных  сделках. Долгосрочный и отсроченный  платежи могут иметь место  в рамках договорных отношений без  ущерба для финансового положения  сторон.

Отражение на счетах бухгалтерского учёта происходит таким же образом, как и при расчётах, платёжными поручениями – требованиями.

Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег  с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Данная форма  расчётов всё шире используется при  одногородних расчётах. Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую строительную продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», подрядчики – на счёте 62 «Расчёт с покупателями и заказчиками».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками