Учет расчетов с поставщиками и покупателями

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение расчетов с поставщиками и покупателями. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
• дать понятие дебиторской и кредиторской задолженности;
• проследить нормативное регулирование расчетов и определить формы расчетов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методические основы учета расчетов с поставщиками и покупателями. 4
1.1. Нормативно-правовое регулирование расчетов в организации 4
1.2. Понятие и виды дебиторской и кредиторской задолжности. 7
1.3. Формы расчетов между организациями. 9
1.4. Документальное оформление расчетов с поставщиками и покупателями. 15
ГЛАВА 2. Организация учета расчетов с поставщиками и покупателями. 18
2.1. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 18
2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками. 23
2.3. Учет авансов и взаимозачетов 26
ГЛАВА 3. Особенности учета расчетов с поставщиками и покупателями. 34
3.1. Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями. 34
3.2. Резервы по сомнительным долгам. 38
3.3. Списание дебиторской задолжности 39
3.4. Списание кредиторской задолжности. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Курсовая по БУ.docx

— 84.75 Кб (Скачать)

     Гарантия  платежа (аваль) по чеку в полной и  частичной сумме дается любым  лицом, кроме плательщика, путем  проставления на лицевой стороне  чека или на дополнительном листе  надписи «считать за аваль» с указанием, кем и за кого он дан. Если данной надписи на чеке нет, считается, что он дан за чекодателя.

     Отказ в оплате чека должен быть удовлетворен одним из следующих трех способов:

     - нотариусом в форме протеста  или составления акта;

     - указанием на чеке отметки  плательщика об отказе оплатить;

     - указанием на чеке даты инкассирующего  банка и отметке о том, что  чек своевременно выставлен и  не оплачен.

     Общая схема расчетов с использованием чеков приведена:

        5

       6 

       8

        

       9 

      Рисунок 4 - Расчеты чеками:

     1- заявление на получение чековой  книжки; 2- платежное поручение для  депонирования средств; 3- депонирование  средств; 4- выдача чековой книжки; 5- отгрузка ТМЦ; 6- выдача чека; 7- реестр  чеков для оплаты; 8- требование  на оплату; 9- перечисление средств 

1.4. Документальное оформление расчетов  с поставщиками и покупателями.

     Для учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками используют следующие  документы (документы приведены на примере ООО «Автостиль»):

  • договор купли-продажи;
  • накладная, оформляемая при отгрузке товара; на ее основании производят оприходование (постановку на учет) товарно-материальных ценностей, она содержит их основные характеристики (Приложение №1);
  • товарно-транспортная накладная (предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом, унифицированная форма ТТН № 1-Т, утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, состоит из 2-х разделов – товарного и транспортного. Первый заполняет отправитель или получатель, а второй – организация, осуществляющая доставку).
  • счет — документ, выписываемый поставщиком до поставки товарно-материальных ценностей или исполнителем работ заказчику; является уведомлением, за что и в какой сумме должна быть произведена оплата (Приложение №2);
  • счет-фактура — документ, выписываемый поставщиком для правильного расчета и платежа налога на добавленную стоимость (Приложение №3);
  • доверенность применяется для оформления права отдельного лица выступать в качестве доверенного для получения материальных ценностей;
  • акт о приемке материалов — документ, составляемый при поступлении материальных ценностей, если обнаруживается недостача или они не соответствуют требуемым качественным параметрам; является основанием для предъявления претензий к поставщику;
  • коммерческий акт (составляется, если недостача произошла в пути следования).

     Счет-фактура  является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями Налогового кодекса  РФ (п. 5 ст. 169, глава 21) и постановления  Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Об  утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную  стоимость».

     Он  содержит в себе обязательные реквизиты: порядковый номер и дату выписки, наименование, адрес, ИНН налогоплательщика  и покупателя, наименование и адрес  грузоотправителя и грузополучателя, номер платежно-расчетного документа, наименование поставляемых товаров, описание выполненный работ и оказанных  услуг, количество поставляемых по счету-фактуре  товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения, цена за единицу  измерения по договору без учета  налога, стоимость товаров, имущественных  прав за все количество поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав без налога, сумма  акцизов по подакцизным товарам, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателя товаров, имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых по счету-фактуре товаров, переданных имущественных прав с учетом суммы налога, страна происхождения товаров, таможенной декларации.

     Организация-поставщик  выписывает счет-фактуру на стоимость  товара, определенную исходя из цены с  учетом транспортных расходов.

     Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо иными уполномоченными лицами.

     Первичными  документами по учету расчетов с  покупателями и заказчиками являются (документы приведены на примере ООО «СевЗапТорг»):

    • договор купли-продажи;
    • договор поставки (Приложение №4);
    • товарно-транспортная накладная (Приложение №5);
    • накладная на отпуск товаров на сторону (Приложение №6);
    • акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг) (Приложение №7);
    • счет (Приложение №8);
    • счет-фактура (Приложение №9).

ГЛАВА 2. Организация учета расчетов с  поставщиками и покупателями.

     В данной главе будет рассмотрена  организация учета расчетов с  поставщиками и покупателями в ООО «Автостиль».

     ООО «Автостиль» работает с 1997 года. Деятельность данной компании направлена на:

      
  • Сервисное и техническое обслуживание автомобилей  марки Mercedes-Benz.
  • Устанoвка и продажа оригинальные фирменные аксессуары и запчасти для автомобилей Mercedes-Benz.
  • Обновление и перетяжка кожаных салонов автомобилей Mercedes-Benz, переделка салонов под мобильный офис.
  • Подбор и установка аудио-, видеосистем и охранных комплексов для автомобилей Mercedes-Benz.
  • Автомойка, полировка кузова автомобиля, химчистка салонов.
  • Подбор автомобилей Mercedes-Benz под покупку (по цвету, по модели, по стоимости, по году выпуска).
  • Послеаварийное восстановление автомобилей Mercedes-Benz.

2.1. Синтетический и аналитический  учет расчетов с поставщиками  и подрядчиками.

     К поставщикам и подрядчикам относят  организации, поставляющие сырье и  другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие  различные виды услуг.

     Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс.

     Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные  услуги.

     Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками». Все операции, связанные  с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.

     На  этом счете учитываются расчеты:

     -за  полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также  по доставке или переработке  материальных ценностей, расчетные  документы на которые акцептованы  и подлежат оплате через банк;

     -за  товарно-материальные ценности, работы  и услуги, на которые расчетные  документы от поставщиков или  подрядчиков не поступили (так  называемые неотфактурованные поставки);

     -за  излишки товарно-материальных ценностей,  выявленные при их приемке  (когда фактическое количество  поступивших ценностей превышает  количество, указанное в расчетных  документах поставщиков);

     -за  услуги по перевозкам, в том  числе по недоборам и переборам  тарифа;

     -за  все виды услуг связи;

     -генерального  подрядчика со своими субподрядчиками  при выполнении договора строительного  подряда.

     Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  является активно-пассивным. Дебетовое  сальдо означает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам.

     Кредитовое  сальдо по счету 60 свидетельствует  о суммах задолженности организации  поставщикам и подрядчикам по неоплаченным расчетным документам и неотфактурованным поставкам. Оборот по дебету счета показывает суммы оплат, списаний и зачетов  за товарно-материальные ценности, работы и услуги в отчетном месяце. Оборот по кредиту счета отражает стоимость  полученных от поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных подрядчиками работ и оказанных услуг за отчетный месяц.

     По  кредиту счета 60 отражают стоимость  принимаемых к бухгалтерскому учету  товарно-материальных ценностей, работ, услуг.

     На  счете 60 задолженность отражается в  пределах сумм акцепта. При обнаружении  недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных  договором, счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

     Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, почтово-телеграфные услуги и др.

     Аналитический учет по счету 60 ведется, по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей - по каждому  поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения  необходимых данных по: поставщикам; по акцептованным и другим расчетным  документам, срок оплаты, которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам  по неотфактурованным поставкам; авансам  выданным; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; поставщикам с просроченным оплатой  векселям; поставщикам по полученному  коммерческому кредиту и др.

     Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных  организаций, о деятельности которой  составляется сводная бухгалтерская  отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

     Аналитический учет расчетов с поставщиками при  расчетах и порядке плановых платежей ведется в ведомости № 5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим  счетам в журнал-ордер № 6.

     Синтетический учет расчетов с поставщиками ведут  в журнале-ордере № 6 и «Реестре операций по расчетам с поставщиками» (приложение к журналу ордеру № 6). В этом журнале  синтетический учет сочетается с  аналитическим. Журнал-ордер № 6 является комбинированным регистром, где  осуществляется аналитический и  синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для каждого из них отводится одна строка, в которой  фиксируется начальное сальдо, начисление кредиторской задолженности и ее погашение, конечное сальдо. После подведения итогов по журналу-ордеру № 6 и их сверки с другими регистрами полученный кредитовый оборот переносят в Главную  книгу.

     Журнал-ордер  № 6 по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открывается  на год с использование вкладных листов. Реестры операций по расчетам с поставщиками ведут раздельно  по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер.

     На  основании поступивших первичных  документов в реестрах в течение  месяца делают записи в хронологическом  порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных  операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др.

     В ООО «Автостиль» к счету 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" открываются следующие субсчета:

     60-01 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками по акцептованным  и другим расчетным документам";

     60-02 "Расчеты по неотфактурованным  поставкам";

     60-03 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками по авансам выданным";

     60-04 "Расчеты по векселям, выданным  поставщикам и подрядчикам";

     60-05 "Расчеты по векселям, выданным  прочим контрагентам".

     Схема отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками, которые используются в ООО «Автостиль», приведена ниже. 

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и покупателями