Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 02:06, курсовая работа
Цель работы – порядок учета расчетов по НДС.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить сущность налога на добавленную стоимость;
- выяснить порядок исчисления и уплаты налога;
- определить особенности расчетов по НДС с бюджетом;
- охарактеризовать ООО «ОП «Ермак»;
- описать синтетический учет расчетов по НДС на предприятии;
- описать аналитический учет: в частности разбивку на аналитические счета и работу с первичными документами;
- выявить особенности бухучета расчетов по НДС на ООО «ОП «Ермак»: в соответствии с учетной политикой, в технике организации учета, в технике непосредственных расчетов;
Введение 3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по НДС 5
1.1. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС 5
1.2. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость 9
1.3. Особенности организации аналитического учета НДС 15
1.4. Оформление первичных документов для зачета налога на добавленную стоимость 18
2. Учет расчетов по НДС в ООО «Охранное предприятие «Ермак» 22
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 22
2.2. Порядок исчисления налога 26
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные в бюджет, отражаются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.
Если
предприятие приобретает
Сч.19 | Сч.68 | ||
Д | К | Д | К |
Кр. сч. 60, 76 | Д. сч. 08, 62, 90, 91, 99 | ||
Сумма НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам, услугам | Списание НДС по материальным ценностям, работам, услугам, оприходованным и оплаченным поставщикам | Сумма НДС, полученная от покупателей по реализации продукции, по авансам полученным, по средствам других предприятий, если их получение связано с расчетами по товарам, работам, услугам, средствам от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение договорных обязательств | |
Сч.62 | |||
Д | К | Д. сч. 29, 94, 99 | |
Зачет НДС по ранее начисленному НДС по предоплате и по авансовым платежам | Сумма НДС, восстановленная по материальным ценностям, использованным для непроизводственных целей | ||
Сч.51 | |||
Д | К | Д. сч. 51 | |
Уплата НДС в бюджет | Возврат НДС из бюджета |
Рис. 1.1. Используемая на предприятии корреспонденция счетов [8,с.55]
Поэтому суммы НДС по указанным материалам возмещению из бюджета не подлежат, а относятся за счет фонда развития производства (источника финансирования). В бухгалтерском учете предприятия это отражается следующим образом: дебет счета 10, кредит счета 60 – оприходованы материалы, закупленные для проведения ремонта; дебет счета 19, кредит счета 60 – НДС по закупленным материалам; дебет счета 99, кредит счета 19 – НДС отнесен за счет собственных источников (фонда развития производства).
На рис. 2.1 изображена схема применяемых бухгалтерских проводок начисления НДС при реализации продукции.
НДС, подлежащий уплате в бюджет, формируется на субсчете 68-5 «Расчеты с бюджетом по НДС».
Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по налогам, пени необходимо знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет 001), штрафам (002) и пени (003). Для аналитического учета некоторых данных нет необходимости вводить отдельные субсчета или подсубсчета к счету 68. Их можно получить, зная обороты в корреспонденции с определенными счетами.
Налогооблагаемой базой для НДС является стоимость реализуемой продукции, отражаемой по кредиту счетов 90, 91. Счет 90 используется для обобщения информации о реализации готовой продукции, а также для определения финансовых результатов от их реализации (первый уровень аналитических данных). Второй уровень – это реализация в разрезе ставок НДС (0%, 10%, 18%). Учет ведется по видам продукции (третий уровень аналитических данных).
При составлении плана счетов предприятия было продумано, какая информация будет аккумулироваться на субсчетах какого-либо счета, а какая будет собираться как аналитические данные определенного субсчета, сколько знаков будет использовано для кодирования номера субсчета. Субсчет будет иметь код из двух цифр, первая из которых будет обозначать ставку НДС, а вторая – группировать в разрезе видов продукции.
Для уменьшения штрафных санкций организуется учет и контроль за начислением НДС по материальным ресурсам, списанным на непроизводственные нужды и реализованным на сторону; при безвозмездной передаче имущества другим предприятиям; на средства, полученные от других организаций и предприятий (за исключением средств, зачисляемых в уставные капиталы организаций (предприятий) их учредителями в порядке, установленном законодательством Российской федерации; средств на целевое бюджетное финансирование, а также на осуществление совместной деятельности); доходу, полученному от передачи во временное пользование финансовых ресурсов (финансовой помощи) при отсутствии лицензий на осуществление банковской деятельности, а также средства от взимания штрафов, пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); начислением НДС при реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости, так как для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости; по авансам и предоплатам полученным; НДС исчисленного с авансов и предоплат в предыдущем периоде, засчитываемых при реализации.
Аналитические данные формируются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Все проводки по дебету этого субсчета делятся на два типа.
Первый – это оплата налога, пени и штрафов непосредственно с расчетного счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Перечисления делаются в разрезе трех подсубсчетов: налог (001), штраф (002), пеня (003), таких же, как и в кредитовом обороте. Аналитический учет ведется в разрезе этих подсубсчетов. Дополнительные аналитические данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за предыдущий квартал, информация приводится в платежном поручении. Эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Поэтому нецелесообразно вводить отдельный подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.
Второй тип – это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету, т. е. учитывающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Необходимо иметь аналитические данные для заполнения формы «Расчет по налогу на добавленную стоимость». Так, для заполнения п. 1а расчета нужно знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по: материальным ресурсам, работам, услугам производственного характера, нематериальным активам, основным средствам. Перечисленные аналитические данные получаются, исходя из конкретной корреспонденции счетов.
НДС предъявляется к зачету после оплаты материалов поставщику и оприходования их на склад. Осуществляется учет НДС, приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а также на оприходованные и оплаченные материальные ценности. Поэтому одна цифра номера субсчета к счету 19 отведена для оплаченных или неоплаченных материальных ценностей, что облегчает контроль главному бухгалтеру, так как проводки с кредита счета 19 в дебет субсчета 68-5/001 могут быть только с кредита субсчета к счету 19, имеющего признак «оплачено». Однако необходимы данные не только в разрезе оплаченных или неоплаченных оприходованных материальных ценностей, но и по группам материальных ценностей, на которые приходится та или иная сумма НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, работы, услуги) производственного характера, нематериальные активы, основные средства.
Используемая
программа автоматизации
Учет на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» организован следующим образом. Первая цифра номера субсчета обозначает, оплачены (2) или не оплачены (1) оприходованные материальные ценности. Вторая цифра будет показывать группу материальных ценностей, к которой относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 10 «Материалы». 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 41 «Товары». 3. НДС по работам (услугам) производственного характера. 5. НДС по нематериальным активам. 6. НДС при приобретении основных средств.
Таким образом, счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» имеет следующие субсчета: 19-11 «НДС по неоплаченным, но оприходованным материалам», 19-12 «НДС по неоплаченным, но оприходованным товарам», 19-13 «НДС по работам (услугам производственного характера) принятым, но неоплаченным», 19-14 «НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам», 19-15 «НДС по приобретенным, но неоплаченным основным средствам», 19-21 «НДС по оплаченным и оприходованным материалам», 19-22 «НДС по оплаченным товарам», 19-23 «НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера», 19-24 «НДС, оплаченный по нематериальным активам», 19-25 «НДС, оплаченный при приобретении основных средств».
Наличие таких аналитических данных позволяет, по оборотам дебета счета 68, субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС», подсубсчет «Налог» и кредита соответствующего субсчета к счету 19 заполнять «Расчет по налогу на добавленную стоимость» и делать необходимые выборки для анализа деятельности организации.
При такой постановке учета бухгалтерия и руководство фирмы будут иметь всю информацию, необходимую для анализа; упрощена подготовка данных для составления формы по расчету налога на добавленную стоимость, приложения к балансу при составлении квартальной отчетности; легче контролировать правильность предъявления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что способствует уменьшению штрафных санкций при проведении налоговых проверок.
Схему определения суммы налога к уплате в бюджет можно представить следующим образом:
Рис. 1.2. Исчисление суммы НДС, уплачиваемого в бюджет
Данная
схема является достаточно упрощенной,
так как не учитывает возмещение
НДС по введенным внеоборотным активам,
возврат предоплат, поступления, не
связанные с отгрузкой, однако достаточно
точно отражает порядок начисления и возмещения
НДС при снабженческо-сбытовой деятельности
предприятия – то есть самой основной
деятельности, благодаря которой предприятие
получает доход.
Сделаем обобщающие выводы о теории и практике бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.
1.
Налог на добавленную
2. Принцип налога на добавленную стоимость заключается в том, что определенная часть добавленной к стоимости материала в процессе производства продукции стоимости (либо наценки на товар) изымается в пользу государства. Поэтому при начислении НДС сначала исчисляется НДС начисленный (как процент от фактической суммы реализации), а потом НДС к возмещению (как процент от фактической суммы закупки). При этом фактическая реализация может по-разному определяться на разных предприятиях (по отгрузке или по оплате, в любом случае предоплата НДС облагается).
3. Для отражения учета НДС используются бухгалтерские счета 90 (при реализации выделяется сумма НДС), 19 (для учета НДС по приобретенным товарам, материалам, услугам), 68 (для учета НДС, начисленного с реализации). Предприятие может открывать аналитические счета к синтетическим в соответствие со своими целями.
4.
Первичное отражение суммы НДС
происходит в счете-фактуре на
товары, услуги. Подписанная счет-фактура
является основанием для
5. В процессе проведения финансово-хозяйственных операций счета-фактуры (в том числе авансовые), связанные с фактической реализацией заносятся в книгу продаж и в результате выявляется итог за месяц по начисленному НДС. Полученные и оплаченные счета-фактуры заносятся в книгу покупок и НДС, уплаченный продавцу, подлежит возмещению, то есть фактическому вычету из суммы НДС, предполагаемой к уплате. На основании книг продажи и покупки формируется декларация по НДС и рассчитывается сумма к уплате в бюджет.