Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических положений и практических рекомендаций по учету расчетов налога на прибыль, а также по его контролю на основе взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета.
Достижение цели обеспечивается постановкой и решением следующих задач:
Изучить экономическое содержание налога на прибыль;
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4
1 Экономическое содержание налога на прибыль…………………………….6
2 Основные типовые признаки налога на прибыль…………………………...8
2.1 Плательщики налога на прибыль………………………………………..8
2.2 Объект налогообложения и налоговая база……………………………..9
2.3 Ставки налога на прибыль, порядок и сроки его уплаты………………11
3 Бухгалтерский учет расчетов по налогу на прибыль………………………..14
3.1 Учет постоянных разниц, временных разниц и постоянных налоговых
обязательств……………………………………………………………….14
3.2 Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые
обязательства……………………………………………………………..18
3.3 Отражение в бухгалтерской отчетности расчетов по налогу на
прибыль…………………………………………………………………...20
4 Налог на прибыль: расхождения в бухгалтерском и налоговом учете…….23
Заключение………………………………………………………………………28
Вычитаемые
временные разницы, как и налогооблагаемые,
в отчетном периоде отражаются в
бухгалтерском учете
Отложенный налоговый актив учитываются на счете 09 "Отложенный налоговый актив".
Отложенное налоговое обязательство (ОНО) - это отрицательная разница между реальным текущим налогом на прибыль и условным расходом по налогу, исчисленным с балансовой прибыли. Отложенное обязательство показывает, насколько нужно будет увеличить сумму этого "условного" налога в следующем за отчетным периоде (в последующих отчетных периодах).
Отложенное
налоговое обязательство
Чтобы
четче уяснить его суть, можно
вспомнить отложенный НДС с выручки
при признании момента
Как и по правилам начисления отложенного НДС, по мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут постепенно погашаться и отложенные налоговые обязательства.[11, с.295]
Соответственно в аналитике соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых учитывается налогооблагаемая временная разница, данные будут корректироваться.
Если выбывает объект актива или обязательства, по которому было ранее начисление ОНА, и эти суммы больше не будут увеличивать сумму налога на прибыль в будущем, то происходит списание отложенного налогового обязательства на счет прибылей и убытков бухгалтерской проводкой:
Д-т сч. 99»Прибыли и убытки», К-т сч. 77 "Отложенное налоговое обязательство".
Текущий
налог на прибыль (текущий налоговый
убыток) - это сумма фактического
налога, который следует уплатить
в бюджет за отчетный период. Она
определяется исходя из величины условного
дохода/расхода и его
Текущий
налог на прибыль равен величине
налога на прибыль, отраженной в декларации
по налогу на прибыль организации
и подлежащей уплате в бюджет за
отчетный период.[17]
3.3
Отражение в бухгалтерской отчетности
расчетов по налогу на прибыль
Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности организаций, применяемые при составлении бухгалтерской отчетности за 2011 г. Они заменили формы бухгалтерской отчетности, которые были утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
В состав бухгалтерской отчетности включены бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Такой состав предусмотрен п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).
Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках включают в себя формы отчетов об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств.
Новые формы бухгалтерской отчетности не имеют тех номеров, которые были присвоены им Приказом от 22.07.2003 N 67н.[19]
В отличие от прежних в новые формы добавлены новые строки и графы. При этом детализацию показателей по статьям отчетов организации определяют самостоятельно.
Организации - субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. Это значит, что в бухгалтерском балансе и в отчете о прибылях и убытках дополнительная детализация по статьям не требуется, а в приложении к этим формам приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.[18]
4 НАЛОГ
НА ПРИБЫЛЬ: РАСХОЖДЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ
И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Главная проблема для начинающего бухгалтера — ясно представлять себе отличие бухгалтерской прибыли от налоговой (налогооблагаемой) прибыли.
До этого мы говорили о бухгалтерском учете. По правилам бухгалтерского учета мы должны учитывать все операции, которые отражены в первичных документах. Если в документе отражено получение дохода (например, реализован товар покупателю) — в бухгалтерском учете отражается доход. Если в документе показан расход (например, списаны реализованные товары) — в бухгалтерском учете отражаем расход. Бухгалтерский учет честно и без утайки рассказывает о том, что получена прибыль (убыток) и эта прибыль (убыток) равна доходу за вычетом расхода.
Теперь рассмотрим налоговый учет. Налоговый учет не рассказывает о работе организации, не отражает всех ее операций. Цель налогового учета только одна — определить налог на прибыль. Никаких других целей у него нет. Налог составляет 20% от величины прибыли. Но не той, которая определяется в бухгалтерском учете, а той, которая определяется по правилам налогового учета, по правилам Главы 25 Налогового кодекса. А по правилам этой главы существует перечень того, что считать доходами, и перечень того, что считать расходами. И поэтому не все, что бухгалтер увидит в первичных документах, будет участвовать в расчете налогооблагаемой прибыли. Фактически для определения налогооблагаемой прибыли следует сделать отдельный расчет.[16]
Расчет налога на прибыль отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Поскольку налоговый инспектор имеет право потребовать у налогоплательщика обосновать любую строку декларации, то налогоплательщик должен быть готов предоставить документы и расчеты, подтверждающие правильность расчета доходов и расходов. Для этого он может использовать данные бухгалтерских счетов (если данные налогового учета совпадают с данными бухгалтерского учета), но может и использовать специальные расчеты (если данные отличаются от данных бухгалтерского учета). Такие расчеты называются регистрами налогового учета. Но как бы их ни называли, бухгалтер должен обосновать то значение, которое он указал в декларации, по первому требованию налогового органа. Это его прямая обязанность.[18]
Как уже было упомянуто, налогоплательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации. Объектом налогообложения, (то есть, тем, что облагается налогом) является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, перечень которых определяются в соответствии с Главой 25 НК РФ. Доходов два вида. Это доходы от реализации и внереализационные доходы.[11, с.370]
Доходы от реализации — это выручка от реализации товаров, работ, услуг как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Выручка учитывается без НДС.[16]
Внереализационные доходы приведены в довольно длинном списке, насчитывающем более 20 наименований.
Приведем некоторые виды внереализационных доходов:
1) штрафы, пени и иных санкции за нарушение договоров, которые организация получит от другой организации;
2) доходы от сдачи имущества в аренду;
3) доходы от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
4) доходы в виде процентов, полученных по договорам займа (возникают, если организация дает взаймы другим организациям и лицам под проценты);
5) безвозмездно полученное имущество, работы или услуги (в этом случае доходом считается рыночная цена имущества, работ или услуг, то есть — сколько бы организации пришлось заплатить за это, если бы она это покупала в обычном порядке);
6) доход в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.[18]
Существует список поступлений в организацию, которые не считаются доходом. Их около 80, и среди них:
1) предварительная оплата (полученные авансы); взносы учредителей в уставный капитал;
2) поступившие кредиты и займы.[17]
Какими должны быть расходы?
Расходы
должны быть экономически оправданными
(то есть направленными на получение
дохода) и документально
Как и доходы, так и расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, которые включают материальные расходы и расходы на оплату труда, и внереализационные расходы.
Из списка материальных расходов (довольно обширного) выделим следующие виды расходов:
1)
расходы на приобретение сырья и материалов,
инструментов, приспособлений, инвентаря,
приборов, оборудования, спецодежды, комплектующих
изделий, топлива, воды и энергии; на приобретение
работ и услуг производственного характера;
2) расходы на природоохранные мероприятия;