Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:21, курсовая работа
В современном обществе наблюдается такая тенденция развития производительных сил, которая характеризуется все большей заменой человеческого труда машинным. В Украине же наблюдается обратная тенденция; состояние основных фондов большинства предприятий остается критическим, уровень их реального износа приближается к 50%.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию необходимо детальное изучение сущности и природы понятия основных фондов, поиск путей их эффективного использования и модернизации.
Особенно важным я считаю вопрос выбора метода амортизации основных средств предприятия из перечня, предложенного в П(С)БУ 14 «Основные средства». Грамотно сделанный выбор метода амортизации позволяет решить предприятию множество проблем, т.к. посредством амортизационных отчислений возмещаются затраты на приобретение новых объектов взамен изношенных и устаревших.
Отдельная глава моей работы посвящена организации контроля за сохранностью основных средств, что также является актуальной проблемой украинских предприятий.
Вступление
3
Понятие основных средств и их роль в хозяйственной деятельности предприятия
4
Признание основных средств в соответствии с П(С)БУ 7, их оценка и классификация
5
Аналитический учет и документальное оформление движения основных средств
10
Бухгалтерский и налоговый аспекты учета основных средств
19
Учет затрат на улучшение основных средств
22
Методы начисления амортизации основных средств и их выбор для амортизационной политики
25
Контроль за использованием основных средств
33
Автоматизированная обработка учетных данных по основным средствам
36
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Восстановительная стоимость определяется в результате переоценки основных средств. Частным случаем переоценки является индексация основных средств, причиной которой являются инфляционные процессы в экономике.
П(С)БУ 7 предоставляет право принятия решения о переоценке основных средств самим предприятиям. Однако переоценка может производиться только в том случае, если остаточная стоимость объекта более чем на 10% отличается от справедливой. При этом исчисляется индекс инфляции; исходя из индекса переоценки, уточняется первоначальная стоимость объекта, т.е. устанавливается восстановительная его стоимость и переоценивается износ.
Суммы дооценки считаются дополнительным капиталом, а уценки – расходами предприятия.
Остаточная стоимость определяется как первоначальная стоимость за вычетом износа. Эта стоимость используется при оценке одинаковых объектов и при принятии решения о судьбе объектов основных средств.
В
налоговом учете в соответствии
с пп. 8.2.1 п.8.2 ст. 8 Закона Украины
«О налогообложении прибыли
Т.о., в налоговом учете, так же как и в бухгалтерском балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов не увеличивается на стоимость основных фондов, которые используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение периода, не превышающего 365 календарных дней.
Основным
критерием отнесения к основным
средствам в налоговом и
В
соответствии с п. 5 П(С)БУ 7 предприятие
имеет право устанавливать
В
соответствии с классификацией (по
видам), приведенной в П(С)БУ 7, основные
средства учитываются на следующих счетах
бухгалтерского учета:
Классификация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
Номер и название субсчета | Состав группы |
Счет 10 Основные средства» | |
Субсчет 101 «Земельные участки» | Земельные участки, которые являются собственностью предприятия |
Субсчет 102 «Капитальные затраты на улучшение земель» | Капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) |
Субсчет 103 «Здания и сооружения» | Здания, сооружения, жилищные дома и передаточные устройства |
Субсчет 104 «Машины и оборудование» | Машины и оборудование |
Субсчет 105 « Транспортные средства» | Транспортные средства |
Субсчет 106 «Инструменты, приспособления и инвентарь» | Инструменты, приборы, инвентарь (мебель) |
Субсчет 107 «Рабочий и продуктивный скот» | Рабочий и продуктивный скот |
Субсчет 108 «Многолетние насаждения» | Многолетние насаждения |
Субсчет 109 «Прочие основные средства» | Прочие основные средства |
Счет
11 «Прочие необоротные | |
Субсчет 111 «Библиотечные фонды» | Библиотечные фонды |
Субсчет 112 «Малоценные необоротные материальные активы» | Малоценные необоротные материальные активы, со сроком полезного использования более одного года |
Субсчет 113 «Временные (нетитульные) сооружения» | Временные (нетитульные) сооружения в эксплуатации |
Субсчет 114 «Природные ресурсы» | Приобретенные природные ресурсы для последующей добычи (нефти, газа и т.п.) |
Субсчет 115 «Инвентарная тара» | Инвентарная тара |
Субсчет 116 «Предметы проката» | Предметы проката |
Субсчет
117 «Прочие необоротные |
Прочие необоротные материальные активы |
В налоговом учете в соответствии с пп. 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона о прибыли основные фонды подлежат рассмотрению по таким группам:
Кроме того, с 01.01.98 г. введен в действие Государственный классификатор Украина «Классификация основных фондов» – ДК 013-97 (КОФ), утвержденный приказом государственного комитета Украины по стандартизации метрологии и сертификации № 507 от 19.07.97 г.
КОФ предназначен для использования в автоматизированных системах управления для решения следующих заданий:
Кроме
этих, существуют и другие признаки
классификации основных средств. Например,
по сфере применения (бывают промышленно-производственные
и непроизводственные основные средства),
по принадлежности (собственные и арендованные),
по роли (активные и пассивные), по степени
использования (действующие, находящиеся
в запасе, не консервировании, сданные
в аренду) и др.
3.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их перемещение внутри предприятия, выбытие с предприятия и предоставить достаточные данные для осуществления контроля за сохранностью и правильным использованием каждого объекта основных средств.
Поступление основных средств на предприятие сопровождается открытием инвентарных карточек их учета, присвоением им инвентарных номеров и проведением необходимых записей в регистрах аналитического учета.
Инвентарный объект – полностью укомплектованный пригодный к использованию объект, которому присвоен инвентарный номер и который закреплен за материально-ответственным лицом.
Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета основных средств. В карточках указывается название объекта, его инвентарный номер и первоначальная стоимость, краткая техническая характеристика и место эксплуатации объекта. Из инвентарных карточек создается картотека.
Заведенная инвентарная карточка регистрируется бухгалтером в «Описи инвентарных карточек». Закрепление объекта за материально-ответственным лицом производится в «Списке объектов по месту эксплуатации», который ведется в двух экземплярах.
В целях сохранности каждый инвентарный объект нумеруется по порядково-серийной системе, т.е. ему присваивается инвентарный номер, который наносится несмываемой краской. Он проставляется во всех документах, которыми оформляется движение этого объекта в течение всего срока службы объекта на данном предприятии.
Все операции по движению основных средств оформляются актами, которые заполняются комиссией. Комиссия создается по приказу директора предприятия как постоянно действующая.
Приемка объекта в состав основных средств производится в момент приема его в эксплуатацию, при этом составляется акт типовой формы ОЗ-1 «Приемки-передачи основных средств». Акт составляется по каждому принимаемому объекту. Оформление приемки нескольких одинаковых объектов одним актом возможно при условии, что они передаются под ответственность одного и того же лица.
В акте указывается наименование, место эксплуатации объекта, год выпуска, дата ввода в эксплуатацию, краткая техническая характеристика. К акту прилагается техническая документация. Бухгалтер указывает в акте первоначальную стоимость объекта, сумму износа, если он ранее находился в эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер, номер заведенной на него инвентарной карточки.
Передача
объекта в другой цех или другое
подразделение также
Приемка
и передача объекта в ремонт или
на реконструкцию отражается «Актом
приемки-сдачи
Передача объекта в аренду и принятие его обратно оформляется актом по форме ОЗ-1.
Операции
продажи и безвозмездной
Операции по ликвидации (демонтажу) объекта оформляются «Актом о списании основных средств» по форме ОЗ-3. В нем указываются наименование объекта, его инвентарный номер, первоначальная стоимость, сумма износа, техническое состояние и причины ликвидации. К акту на списание прикладываются накладные на приходование драгоценных металлов, лома, ветоши, дров и запасных частей по ценам возможного использования.
При списании автотранспортных средств комиссия заполняет «Акт о списании автотранспортных средств» по форме ОЗ-4.
При списании и выбытии объектов основных средств акты являются основанием для бухгалтерии отразить на счетах и изъять объекты из аналитического учета.
Синтетический учет основных средств ведется на активном счете 10 «Основные средства». По дебету этого счета отражается принятие на баланс основных средств по первоначальной стоимости, а также увеличение первоначальной стоимости (дооценка). По кредиту счета 10 отражается выбытие объектов по первоначальной стоимости, а также ее уменьшение (уценка, частичная ликвидация). Сальдо по счету 10 означает первоначальную стоимость числящихся на балансе основных средств. Счет 10 имеет 9 субсчетов, названия их повторяют классификацию основных средств по видам.
Основные средства поступают на предприятие: