Учет материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и освоение учета материально-производственных запасов, а также получение навыков ведения учета и составления бухгалтерской отчетности.
Задачами курсовой работы является закрепление теоретических знаний по учету материально-производственных запасов, оценки материалов, изучение документального оформления движения материальных запасов, инвентаризации материально-производственных запасов, составление проводок по хозяйственным операциям для исследуемой организации, баланса.

Оглавление

Введение
Понятие, классификация и задачи учета МПЗ
Оценка производственных запасов
Учет производственных запасов на складе
Учет транспортно-заготовительных расходов
Документальное оформление движения материалов
Учет материально-прозводственных запасов
Взаимосвязь складского и бухгалтерского учета
Синтетический учет материалов
Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками
Инвентаризация материально-производственных запасов
Общие правила проведения инвентаризации
Проведение инвентаризации материально-производственных запасов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета.



Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая учет МПЗ.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

Материально-производственные запасы, на которые цена в течение  года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец  отчетного года по цене возможной  реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах  на финансовые результаты организации.

В соответствии с ПБУ 5/98 при  отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих  методов:

    • по себестоимости каждой единицы;
    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
    • по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Применение одного из методов  по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года.

Материально-производственные запасы, используемые организацией в  особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или  запасы, которые не могут обычным  образом заменять друг друга, могут  оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Материально-производственные запасы могут оцениваться организацией по средней себестоимости, которая  определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления  общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и  количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в  этом месяце.

Стоимость израсходованных  материалов оценивается по формуле:

Р = О н + П - О к , где

Р - стоимость израсходованных материалов;

О н и О к - стоимость начального и конечного остатков материалов;

П - стоимость поступивших материалов.

Оценка материально-производственных запасов может производиться  по себестоимости первых по времени  приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

При методе ФИФО (от английского "FIFO - first in - first out") применяется  правило, заключенное в его английском названии:

первая  партия в приход - первая партия в  расход

Оценка запасов методом  ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение  месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство (в торговле - в продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого  метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической  себестоимости последних по времени  приобретений, а в себестоимости  продажи продукции (работ, услуг) учитывается  себестоимость ранних по времени  приобретений.

Оценка материально - производственных запасов может производиться  организацией по себестоимости последних  по времени приобретения материально - производственных запасов (метод ЛИФО).

При методе ЛИФО (от английского "LIFO - last in - first out") применяется  другое правило:

последняя партия в приход - первая партия в  расход

Оценка запасов методом  ЛИФО основана на допущении, что ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости  последних в последовательности приобретения. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости продажи продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Организация может применять  в течение отчетного года как  элемент учетной политики один метод  оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров, учитываемых  по продажной (розничной) стоимости) производится в зависимости от принятого метода оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы  запасов, средней себестоимости, себестоимости  первых или последних по времени  приобретений.

Пример:

№ п/п

Показатели

Количество

Цена

Сумма

1

Остаток ТМЦ на начало месяца

20

10

200

2

Поступили ТМЦ:

 
 

1-ая партия

30

10

300

 

2-ая партия

20

12

240

 

3-ая партия

40

15

600

 

Итого поступило:

90

 

1140

3.

Расход ТМЦ за месяц :

 

а). ФИФО

остаток на начало

20

10

200

 

1-ая партия

30

10

300

 

2-ая партия

20

12

240

 

3-ая партия

30

15

450

 

Итого:

100

Х

1190

б). ЛИФО

3-ая партия

40

15

600

 

2-ая партия

20

12

240

 

1-ая партия

30

10

300

 

остаток на начало

10

10

100

 

Итого:

100

Х

1240

4.

Остаток ТМЦ на конец месяца

 
 

а). ФИФО

10

15

150

 

б). ЛИФО

10

10

100



Расчет по методу средней  себестоимости:

Стоимость израсходованных ТМЦ 1218 = 200+1140/110 х100

 

 

1.4 Учет транспортно-заготовительных расходов

В специальную терминологию бухгалтерского учета входит и такое  понятие как транспортно-заготовительные расходы.

Оно используется во всех случаях  приобретения товаров или материалов при оплате за их доставку либо при  доставке самовывозом.

Учет транспортно-заготовительных  расходов. В соответствии с Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина  России от 28.12. 2001 N 119н (далее - Методические указания по учету материально-производственных запасов), под транспортно-заготовительными расходами понимаются затраты организации, непосредственно связанные с  процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных  расходов включаются:

- расходы по погрузке  материалов в транспортные средства  и их транспортировке, подлежащие  оплате покупателем сверх цены  этих материалов согласно договору;

- расходы по содержанию  заготовительно-складского аппарата  организации, включая расходы  на оплату труда работников  организации, непосредственно занятых  заготовкой, приемкой, хранением и  отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных  контор, складов и агентств, организованных  в местах заготовления (закупки)  материалов, работников, непосредственно  занятых заготовкой (закупкой) материалов  и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на  социальные нужды указанных работников;

- расходы по содержанию  специальных заготовительных пунктов,  складов и агентств, организованных  в местах заготовок (кроме расходов  на оплату труда с отчислениями  на социальные нужды);

- наценки (надбавки), комиссионные  вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые  снабженческим, внешнеэкономическим  и иным посредническим организациям;

- плата за хранение  материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, и пристанях;

- плата по процентам  за предоставленные кредиты и  займы, связанные с приобретением  материалов до принятия их  к бухгалтерскому учету;

- расходы на командировки  по непосредственному заготовлению  материалов;

- стоимость потерь по  поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах  норм естественной убыли;

- другие расходы.

Варианты учета ТЗР:

1.     Как издержки обращения (на сч. 15 с учетом отклонений)

2.     В стоимости приобретенных МПЗ (сч.10- субсчет «Транспортно-заготовительные расходы») 

Вариант учета ТЗР отражают в учетной политике предприятия.

Списывают ТЗР следующими способами:

1.     Методом расчета  среднего процента (расходы списывают на увеличение стоимости расходованных МПЗ по среднему проценту, рассчитанному по спецформуле);

2.     Методом полного (или ежемесячное) списания суммы:

·        на затраты производства;

·        на увеличение стоимости расходованных в процессе производства МПЗ

·        пропорционально установленным нормативам. 

 

 

    1.  Документальное оформление движения материалов

Операции по движению материальных ценностей все юридические  лица независимо от формы собственности  должны оформлять унифицированными первичными документами по учету  материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение  и отпуск материалов должны быть правильно  оформлены, иметь соответствующие  подписи и быть заранее пронумерованы.

Документами по учету МПЗ  являются:

- Журнал учета поступающих грузов (форма М-1). 
Регистрируются сопроводительные документы по поставке материалов и осуществляется контроль за выполнением условий поставки.

- доверенность (формы № М-2 и № М-2а) – применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателя. Срок выдачи - как правило, 15 дней. О выполнении задания подтверждает информация, отраженная в корешке доверенности: указывается номер, дата и наименование документа, на основании которого ценности поступают в организацию.

- товарная накладная (форма ТОРГ-12) - применяется в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

- приходный ордер (форма N М-4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в поступления ценностей на склад.

- карточка учета материалов (форма М-17)

Материально-производственные запасы на складе учитываются по номенклатурным номерам. На каждый номенклатурный номер  заводится карточка учета материалов в одном экземпляре. Карточка выписывается в бухгалтерии и под роспись  передается кладовщику. К карточке материалы учитываются только в натуральном выражении. Запись в карточку производится на основании приходных и расходных документов в день совершения операции. В карточке проставляется количество поступившего или списанного материала и после каждой операции выводится остаток, что позволяет контролировать количество материально-производственных запасов.

- лимитно-заборная карта  нужна для учета отпуска со  склада сырья, материалов, покупных  полуфабрикатов в производственные  подразделения организации в  пределах утвержденного лимита.

- требование-накладная (форма № М-11) – применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду,  размеру. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей. Этими же накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также сдача отходов и брака. 
 
Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

- акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации.

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально-ответственным  лицом. С кладовщиком заключается  по установленной форме типовой  договор о полной материальной ответственности.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточке учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.

- накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) 
Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов. 
 
Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. В документе указывается договорная стоимость, проданных материально-производственных запасов, с учетом НДС, для дальнейшего определения финансового результата от продажи. 
 
Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учет материально-производственных запасов 
     
    2.1 Взаимосвязь складского и бухгалтерского учета

 
          Для хранения материальных запасов в организациях создаются: 
а) центральные (базисные) склады, которые находятся в ведении непосредственно руководителя организации или службы (отдела) снабжения и сбыта. Центральные склады, как правило, должны быть специализированными, особенно в случаях, когда в организации имеются материалы, требующие разных режимов хранения. Для хранения готовой продукции создаются, как правило, отдельные склады; 
б) склады (кладовые) цехов, филиалов и других подразделений организации. 
           Не должно допускаться создание излишних промежуточных складов и кладовых, а также перемещение материальных запасов с одних складов в другие.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов