Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:47, реферат
Материальные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обуславливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов......................................................................................................................... 4
2. Оценка материально-производственных запасов при их поступлении……...11
3. Документальное оформление и контроль поступления материально-производственных запасов.......................................................................................14
4.Методы учета заготовления материалов………………......................................17
5.Заготовительно-складские расходы, порядок их учета и распределения.........21
6. Учет приобретения, заготовление и прочего поступления материалов……...26
7. Учет НДС по приобретенным материалам…………………...………………..36
8. Учет материалов в пути………………………………………………………....37
9. Документальное оформление и контроль отпуска и использование материалов в производстве………………………………………………..……….39
10.Учет отпуска материалов в производство и их оценка……………………….46
11.Аналитический учет материалов в бухгалтерии……………………………...60
12.Учет продажи и прочего выбытия материалов……………………………….65
13.Переоценка и учет резервов под снижение стоимости материально-производственных запасов………………………………………………………...66
14. Инвентаризация материально-производственных запасов……………….…69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….............74
Карточка учета материалов (ф. № М-17) - служит дли учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.
Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) - применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.
При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
В небольших организациях отпуск материалов на производство продукции и оказание услуг осуществляется без оформления специальными документами. Фактически израсходованные материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и реализации готовой продукции. Акты составляются, как правило, подекадно работником предприятия, ответственным за приемку, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов. [8, 169]
В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.
4.Методы учёта заготовления материалов
С 1 января 2002г. Вступило в силу Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт материально - производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждённое приказом Минфина России от 9 июня 2001г. № 44н.
В соответствии с ПБУ 5/01материалы принимаются к бухгалтерскому учёту по фактической себестоимости. Этот документ конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены в формировании фактической себестоимости материалов.
Формирование фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими способами:
1) Фактическая себестоимость материалов формируется непосредственно на счёте 10 «Материалы»
2) Фактическая себестоимость материалов формируется с использованием дополнительных счетов: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Формирование фактической себестоимости материалов на счёте 10 - при этом способе все данные о фактических расходах, понесённых при заготовлении материалов, собираются по дебету счёта 10. При этом в учёте делаются проводки:
Дебет 10 Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счёта-фактуры поставщика;
Дебет 10 Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры транспортной организации);
Дебет 10 Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры посредника);
Дебет 19 Кредит 60 (76) - учтён НДС по оприходованным материалам (транспортным расхода, вознаграждению посреднической организации);
Дебет 10 Кредит 66 - начислены проценты за банковский кредит, использованный за покупку материалов.
Аналитический учёт по счёту 10 организуется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.
Данный способ формирования фактической себестоимости заготовления материалов целесообразно использовать лишь предприятиям, у которых:
? небольшая номенклатура используемых материалов;
? небольшое количество поставок материалов за период;
? все данные для формирования фактической себестоимости материалов, как правило, поступают в бухгалтерию одновременно.
Формирование фактической себестоимости материалов с применением счетов 15 и 16 - суть этого способа состоит в том , что информация о фактической себестоимости материалов выявляется путём суммирования данных, отражённых по дебету счёта 10 «Материалы» и дебету счёта 16 «Отклонение в стоимости материалов». При этом по дебету счёта 10 материалы учитываются по учётным ценам, а на счёте 16 показывается разница между учётной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного счёта используется счёт 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учётной цены. За учётную цену (по выбору предприятия) может быть принята, например, любая из следующих:
? цена поставщика;
? фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца;
? фиксированная цена, утверждаемая на определённый период времени.
Любой выбранный метод должен быть закреплён в учётной политике предприятия.
При поступлении материалов на склад они приходуются по учётной цене проводкой:
Дебет 10 Кредит 15 - оприходованы материалы по учётным ценам.
Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем для расчёта себестоимости списания материала в производство по методу ЛИФО, ФИФО или средней себестоимости.
Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счёта 15. При этом в учёте делаются проводки:
Дебет 15 Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов на основании счёта-фактуры поставщика;
Дебет 15 Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры транспортной организации);
Дебет 15 Кредит 76 - отражены расходы по оплате услуг посреднической организации по приобретению материалов (на основании счёта-фактуры посредника);
Дебет 19 Кредит 60 (76) -учтён НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднической организации);
Дебет счёта 15 Кредит счёта 66 - начислены проценты за банковский кредит, использованный на закупку материалов.
Для оперативного учёта важно, чтобы каждый вид расходов мог быть чётко отнесён к конкретному виду и партии материалов. Поэтому аналитический учёт по счёту 15 ведётся по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.
Таким образом, по Дебету счёта 15 формируется информация о фактической себестоимости материалов, а по Кредиту - информация об их учётной цене.
В конце отчётного месяца остаток по счёту 15 списывается на счёт 16 «Отклонение в стоимости материалов», при этом в учёте делается проводка:
Дебет 16 (15) Кредит 15 (16) - отражено отклонение учётной цены от фактической себестоимости материалов. Сумма отклонений, отражённая на счёте 16, списывается в конце отчётного месяца пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство, в учёте делают проводки:
Дебет 20 Кредит 10 - списаны материалы в производство;
Дебет 20 Кредит 16 - списана сумма отклонений в стоимости материалов на затраты по производству продукции (работ, услуг).
5.Заготовительно-складские расходы, порядок их учета и распределения
Затраты по заготовке и доставке запасов включают: расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации; транспортные расходы по доставке запасов до места использования, если они не включены в их цену, установленную договором; расходы по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит); суммовые разницы и т.п. В состав данных затрат организации могут включать расходы на оплату процентов по заемным средствам, если они связаны с покупкой запасов и относятся к периоду до даты их оприходования на складах организации.
При этом организация может учитывать данные расходы:
а) предварительно на счетах учета отклонений фактических затрат по приобретению запасов от их учетной стоимости (15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"). В этом случае организации учитывают на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" запасы по стоимости, принятой в учетной политике за учетные цены (планово - расчетные цены, цены поставщика и т.п.). В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 15, 19 К-т сч. 60 и др. - отражены обязательства перед поставщиком (либо стоимость запасов, полученных из собственного производства), по которым поступили расчетные документы от поставщиков;
Д-т сч. 07, 10, 11, 12 К-т сч. 15 - отражена учетная стоимость запасов при принятии их к бухгалтерскому учету;
Д-т сч. 16 К-т сч. 15 - списана сумма отклонений;
Д-т сч. 16 К-т сч. 60 и др. - отражены заготовительно - складские и транспортные расходы по данным запасам;
Д-т сч. 08, 20, 23 и др. К-т сч. 16 - списана сумма отклонений;
б) в составе затрат на приобретение соответствующих видов запасов - на счетах их учета (07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме").
В этом случае в бухгалтерском учете организации делаются следующие записи:
Д-т сч. 07, 10, 11, 19 К-т сч. 60 и др. - отражены обязательства перед поставщиком при принятии запасов к бухгалтерскому учету;
Д-т сч. 07, 10, 11, 19 К-т сч. 60 и др. - отражены заготовительно - складские и транспортные расходы по данным запасам.
Разновидностью данного способа оценки и учета заготовительно - складских расходов в составе стоимости приобретения запасов является более рациональная форма их учета, а именно:
запасы по стоимости приобретения (согласно счетам - фактурам поставщиков) отражаются на счетах учета запасов;
транспортные расходы и расходы по заготовке запасов отражаются на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". При этом для учета указанных расходов используется только счет 16.
В бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 07, 10, 19 К-т сч. 60 и др. - отражены обязательства перед поставщиком (либо стоимость запасов, полученных из собственного производства) при принятии запасов к бухгалтерскому учету;
Д-т сч. 16 К-т сч. 60 и др. - отражены заготовительно - складские и транспортные расходы по данным запасам;
Д-т сч. 07, 10, 12 К-т сч. 16 - списана сумма отклонений.
Затраты по доведению материально - производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, включают расходы организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных ценностей, не связанные с производственным процессом. К ним также относятся расходы организации по ремонту собственной тары, предназначенной для использования или реализации, и многооборотной тары, принадлежащей организации - поставщику товара и подлежащей возврату. Эти расходы включаются в стоимость запасов напрямую или в порядке, установленном для распределения расходов по заготовке и доставке ценностей.
При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 07, 10, 19 К-т сч. 60 и др. - отражена стоимость запасов, полученных от поставщиков, при принятии их к бухгалтерскому учету;
Д-т сч. 23 и др. К-т сч. 10, 70 и др. - отражены затраты по доведению материалов до состояния готовности к использованию;
Д-т сч. 07, 10 К-т сч. 23 и др. - списаны затраты по доведению материалов до состояния готовности к использованию.
Организации, занятые торговой и иной посреднической деятельностью, учитывают товары, приобретенные для продажи, по стоимости их приобретения. Если организация занимается розничной торговлей, она может оценивать полученные товары по стоимости приобретения или продажной (розничной) стоимости. В последнем случае учет разницы между этими ценами (скидок) ведется отдельно на счете 42 "Торговая наценка".
При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 41 К-т сч. 60 - отражена стоимость полученных товаров в размере уплаченных денежных средств;
Д-т сч. 41 К-т сч. 42 - отражена разница (торговая наценка).
При изготовлении самой организацией фактическая себестоимость запасов определяется фактическими затратами на их производство и будет зависеть от принятого в организации порядка калькулирования себестоимости продукции (по единицам или видам продукции, по участкам и т.п.) и ее состава (стоимость сырья и материалов, затраты без общехозяйственных расходов, нормативная себестоимость, полная производственная себестоимость). При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 43 К-т сч. 20, 23, 29 - оприходована готовая продукция, произведенная в собственном производстве (основном, вспомогательном, обслуживающем), предназначенная для продажи;
Д-т сч. 10 К-т сч. 20, 23, 29 - оприходованы запасы, произведенные в собственном производстве, если они предназначены для использования в собственном производстве.
Запасы, полученные организацией по договору дарения (безвозмездно), оцениваются на дату их принятия к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости. При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 07, 10, 11, 41 К-т сч. 98 - отражена стоимость запасов при принятии их к бухгалтерскому учету;
Д-т сч. 98 К-т сч. 99 - отражена прибыль (доход) от передачи запасов в производство.
Запасы, полученные по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, оцениваются по стоимости передаваемого или подлежащего передаче имущества. Стоимость переданных активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, их стоимость определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально - производственные запасы.
Информация о работе Учет материально-производственных запасов