Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 19:59, курсовая работа
Целью настоящей работы является, анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.
Задачи: 1) определение структуры и элементов порядка проведения валютных операций; 2) выявление объективных закономерностей формирования правового механизма валютного регулирования;
Введение…………………………………………………………………………….. 4
1. Экономическая сущность денежных средств………………………………….. 6
2.Учет операций в иностранной валюте………………………… 2.1Классификациявалютныхопераций…………………………………………......8
2.2 Правила проведения валютных операций…………………………………….10
2.3 Бухгалтерский учет имущества и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте………………………………………………….1
2.4 Учет экспортных операций…………………………………………………...14
2.5 Учет импортных операций…………………………………………………14
2.6 Учет товарообменных (бартерных) операций…………………………….15
2.7 Учет операций по покупке и продаже иностранной валюты…………….15
3. Контроль операций по счетам в банках…………………………………….18
3.1 Цель, задачи и источники информации для проверки………………………18
3.1.1 Основные нормативные правовые акты валютного законодательства Республики Беларусь……………………………………………………………18
3.1.2 органы валютного регулирования республики Беларусь………………19
3.2 Проверка операций по валютным счетам…………………………………...22
4.Практическая часть……………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………32
Датой исполнения товарообменной операции является дата каждой отгрузки (получения) товара согласно накладным, таможенным декларациям.
2.7 Учет операций по покупке и продаже иностранной валюты
В соответствии с действующим законодательством организации всех форм собственности обязаны продавать на валютно-фондовой бирже 30% средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях в течении 5 рабочих дней со дня поступления этих средств на счета в белорусских или иностранных банках, за исключением случаев, предусмотренных Указом Президента.
Клиент в течение пяти дней обязан представить в банк поручения с реестром распределения на продажу 30% валюты, иначе банк по истечении этого срока (в течение 2 последующих рабочих дней) самостоятельно списывает инвалюту на свой транзитный счет для продажи. Не позднее следующего дня после поступления на счет банка белорусских рублей от реализации инвалюты на МВБ банк зачисляет их на расчетный счет клиента. А на клиента-нарушителя налагается штраф в размере 1% от непроданной суммы обязательной продажи валюты за каждый день просрочки, но не свыше суммы непроданных валютных средств.
Продавцами иностранной валюты выступают резиденты (расположенные на территории РБ) и нерезиденты, в том числе банки.
На покупку и продажу инвалюты предприятия представляют своему банку заявку по специальной форме, указывая свой банк и номер расчетного счета, наименование предприятия, его почтовый адрес и телефон, какую валюту продать (или купить), сколько и обязательство уплатить банку комиссионные вознаграждения, подпись директора, главного бухгалтера предприятия и печать. Указывается максимальный курс покупки или минимальный курс продажи.
Банки находят продавцов и покупателей валюты согласно заявке предприятия. Банки покупают валюту и за собственные средства для дальнейшей реализации предприятиям и гражданам.
Курс покупки (продажи) указывается в договоре, заключенном в банке покупателя. Курс покупки (продажи) может отличаться от курса Национального банка. Банк контролирует целевое использование купленной валюты, зачисляя ее на валютный счет, и выдает инвалюту при предъявлении копии контрактов по импорту (для проведения расчетов с поставщиками), справку о получении кредита в инвалюте и условиях его погашения, копии приглашения иностранных фирм, учебных заведений для служебных визитов. Купленная валюта должна быть использована в течении семи дней от даты ее приобретения. Остаток неиспользованной валюты перечисляется на текущий счет предприятия в рублевом эквиваленте.
После 7-дневного хранения инвалюты на спецсчете предприятие обязано представить банку заявку на продажу неиспользованной инвалюты, иначе банк делает это самостоятельно, и по рыночному курсу рублевый эквивалент зачисляется на счет клиента.
Очень строго устанавливается и контролируется лимит остатка иностранной валюты, цели ее расходования. Полученная в кассу инвалюта должна быть использована в течение текущего рабочего дня, иначе ее надо не позднее следующего дня сдать в банк. В приходных и расходных ордерах указывается рублевый эквивалент и в правом углу указывается красными чернилами сумма инвалюты (цифрами и прописью). Для учета кассовых операций с инвалютой ведется отдельная кассовая книга в разрезе видов инвалюты и отдельные счета 50 “Инвалюта” (50в).
Комиссионное вознаграждение банку за выдачу валюты, перечисление поставщикам, выставление аккредитивов также относятся на затраты производства (обращения).
Операции по продаже иностранной валюты (включая обязательную продажу) отражаются на счете 91 “Операционные доходы и расходы” и счете 57 “Переводы в пути”.
В случаях невозможности покупки иностранной валюты по заявке клиента уполномоченному банку на валютно-фондовой бирже законодательствам разрешена покупка инвалюты в обменных пунктах.
При осуществлении предприятием закупок товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по импорту за СКВ, включая товарообменные операции, покупная стоимость товаров, оборудования, материалов и др. определяется исходя из стоимости в СКВ, предусмотренной в контракте (договоре), и единого курса Национального банка РБ на дату таможенного оформления (дату растаможивания груза), указанную в грузовой таможенной декларации на импорт, таможенных платежей, транспортных и прочих расходов по закупке и транспортировке.
3 КОНТРОЛЬ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКАХ
3.1 Цель, задачи и источники информации для проверки
3.1.1 Основные нормативные правовые акты валютного законодательства Республики Беларусь
Основополагающим документом в области валютного регулирования является Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. по состоянию на 27.01.2008) (далее - Закон № 226-З). Он закрепил само понятие «валютное регулирование», определив его как деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.
В соответствии с Законом валютное законодательство Республики Беларусь состоит из самого Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия.
Ниже приведен перечень нормативных правовых актов, нормы которых рассматриваются в качестве норм валютного законодательства.
-Декрет
Президента Республики
-Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» (с изм. и доп. по состоянию на 22.11.2007) (далее — Указ №7) и приходящий ему на смену с 02.10.2008 указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178);
-«Порядок
расчетов между юридическими
лицами, индивидуальными
-указ Президента
Республики Беларусь от 25.05.2006 №
353 «об утверждении перечня
-Указ Президента
Республики Беларусь от 17.07.2006 №
452 «Об обязательной продаже
5.Нормативные
правовые акты органов
3.1.2 Органы валютного регулирования Республики Беларусь
Система органов валютного регулирования и валютного контроля закреплена законодательно. На основании норм Закона Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с конституцией Республики Беларусь. Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный Банк Республики Беларусь. В рамках полномочий органа валютного регулирования Национальный Банк:
-устанавливает официальные
-создает золотовалютные
-регулирует отношение
-устанавливает порядок
-устанавливает порядок
-устанавливает порядок и
-устанавливает порядок
-устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой, а также порядок лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой;
-устанавливает формы
-устанавливает совместно с
-определяет в соответствии с
Законом № 226-З и иными
- привлекает в соответствии
с законодательством банки и
небанковские кредитно-
-выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных Законом № 226-З и иными законодательными актами;
-в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;
-осуществляет другие
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования и в пределах своей компетенции:
-принимает нормативные
-осуществляет другие
Основные положения по валютным операциям определены Законом “О валютном регулировании и валютном контроле” от 22 июля 2003 года № 226 – З и постановлением Национального банка РБ “Правила проведения валютных операций” от 30 апреля 2004 года № 72.
Все валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, делятся на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Для проведения валютных операций в банках открываются валютные счета на территории РБ и за ее пределами.
К активному счету 52 “Валютные счета” следует открывать следующие субсчета:
52-1 “Транзитный валютный счет”;
52-2 “Текущий валютный счет”;
52-3 “Валютный счет за рубежом”;
52-4 “Специальный валютный счет”.
При наличии текущего валютного счета уполномоченный банк самостоятельно открывает транзитный валютный счет при первом поступлении средств в инвалюте в пользу юридического лица.
В одно из банков РБ организация имеет право открыть один текущий счет в инвалюте. На каждый вид инвалюты открывается отдельный лицевой счет.
С текущего валютного счета производится как выдача наличных денег в инвалюте, так и безналичные валютные платежи.
С текущего валютного счета может производиться добровольная продажа валютных средств. Обо всех валютных операциях банк извещает организации путем выдачи выписки с валютного счета. Валюта в выписке указывается как в сумме инвалюты, так и в рублевом эквиваленте по официальному курсу Национального банка РБ на день совершения операции.
Валютный счет за рубежом (дебет 52-3) может быть открыт на основании лицензии Национального банка РБ на следующие цели:
Специальный валютный счет предназначен для хранения купленной инвалюты на внутреннем рынке (для загранкомандировок, для погашения валютного кредита и др.). Он открывается в том банке, где открыт валютный счет, а при его отсутствии - расчетный счет. При покупке валюты указывается цель приобретения инвалюты.