Учет и эффективность использования материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

В процессе финансово-экономического анализа работы предприятия осуществляется поиск резервов снижения материальных затрат и увеличения на этой основе объёмов производства и конечных результатов.
Целью курсовой работы является освоение на основе теоретических положений методики проведения учета эффективности использования материальных ресурсов, изучение состава и классификации затрат по созданию и эффективному использованию в производстве запаса материалов.

Оглавление

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть...................................................................5
1. Оценка материально-производственных запасов..................................5
1.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов...................................................................................12
1.3 Синтетический учет материально производственных запасов.........16
1.4 Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок.................21
Глава 2. Расчетная часть.........................................................................23
Задание 1………...…………………….. …………………………………23
Задание 2……………………………………………………………….….25
Заключение.................................................................................................27
Список использованной литературы....................................................29

Файлы: 1 файл

Учет и эффективность использования материальных ресурсов.docx

— 52.25 Кб (Скачать)

Фактическую себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), определяют исходя из стоимости обмениваемого имущества. Обмен должен быть эквивалентным. Например, стоимость полученных материалов должна приходоваться в организации по цене обмениваемого имущества другой организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату получения.

Фактическую себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяют исходя из их денежной оценки, согласованной с учредителями организации.

Оценка материалов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем перерасчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия организацией запасов к учету.

Нормативными документами в аналитическом учете предприятиям разрешено учитывать материалы по учетным ценам. Учетные цены необходимы для знания в аналитическом учете заранее установленных твердых цен, называемых учетными.

В качестве учетных цен на материалы могут применяться:

– договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;

– фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца. В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитываются отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов;

– планово-расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов. Они предназначены для использования внутри организации;

– средняя цена группы (или средневзвешенные цены). В этом случае разница между фактической себестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортно-заготовительных расходов.

По учетным ценам осуществляется списание материальных запасов в течение отчетного периода (месяца). Такое построение аналитического учета объясняется тем, что в течение отчетного периода бухгалтерия располагает только учетной стоимостью приобретенных материалов. А в конце текущего месяца, после калькуляции бухгалтерией фактической себестоимости материалов и расчета сумм и процента отклонений фактической себестоимости от их учетных цен, учетная цена списанных материалов доводится до фактической себестоимости путем списания соответствующей доли отклонений в стоимости материалов.

Таким образом, материалы, списанные по учетной стоимости с учетом соответствующей доли отклонений, дадут нам фактическую себестоимость израсходованных материалов. Такая организация учета существенно снижает трудоемкость выполняемых бухгалтерией операций по учету движения материалов в бухгалтерии.

 

1.2 Документальное оформление движения материально-производственных запасов

 

Первичные документы по поступлению производственных запасов являются основой организации материального учета. Именно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и использованием производственных запасов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все подписи лиц, совершивших ту или иную операцию, и коды соответствующих объектов учета. Контроль осуществляет главный бухгалтер и руководители соответствующих подразделений.

На поставку материалов организация заключает договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон.

Контроль за выполнением плана материально – технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления материалов возложен на службу снабжения. С этой целью в ней ведутся ведомости оперативного учета выполнения договоров поставки, в которых отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки и т. д. Контроль за организацией этого учета осуществляет бухгалтерия.

Порядок оформления поступления на предприятие материалов:

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование, в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк, товарно–транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной и т. д. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов поступают ответственному исполнителю по снабжению, где проверяют правильность их оформления и после этого передают в бухгалтерию.

В службе снабжения производят проверку соответствия ассортимента, объема, срока поставки, цены, качества материалов договорным условиям. В результате этой проверки на документе делают пометку о полном или частичном акцепте. Также, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. Для этих целей ведут журнал учета поступающих грузов, где указывают регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса на розыск груза. в примечании делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

 Проверенные платежные  требования передают из службы  снабжения в бухгалтерию, а квитанции  транспортных организаций – экспедитору  для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. Если возникают сомнения в сохранности груза, экспедитор вправе потребовать от транспортной организации его проверку. В случае обнаружения недостачи, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляются однострочными или многострочными приходными ордерами. Однострочный приходный ордер составляют только на определенный вид материала, в многострочный записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывается заведующим складом и экспедитором.

Если перевозку материалов осуществляют автомобильным транспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах. Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя, второй – для оприходования материалов получателем, третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку, четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя при отсутствии расхождений количества поступивших грузов с данными накладной. Если такое расхождение все же имеется, приемку материалов оформляют актом приемки материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в 2-х экземплярах. Один из них служит основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы за наличные деньги. Товарный счет и акт (справка), подтверждающие стоимость приобретенных материалов составляются подотчетным лицом с участием других должностных лиц предприятия. Акт прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

Материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы расходуются в единицах, отличных от тех, в которых они поступили, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

Оприходование материалов без выписки приходного ордера возможно в случае отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными.

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку товара осуществляет комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся на ее территории, учитываются на забалансовых счетах: 002 «Товарно-материальные» ценности, принятые на ответственное хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

 

1.3  Синтетический  учет материально производственных  запасов

 

Учет материальных запасов ведут на синтетическом счете 10 “Материалы”. Счет 10 “Материалы” предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и тому подобных ценностей.

Материалы учитываются на счете 10 “Материалы” по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам.

К счету 10 “Материалы” могут быть открыты субсчета:

10-1 “Сырье и материалы”;

10-2 “Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали”;

10-3 “Топливо”;

10-4 “Тара и тарные материалы”;

10-5 “Запасные части”;

10-6 “Прочие материалы”;

10-7 “Материалы, переданные  в переработку на сторону”;

10-8 “Строительные материалы”  и другие.

При учете материалов по фактической себестоимости

в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

- счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами;

- счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным организациям;

- счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

- другие счета.

Материальные ценности, полученные от разборки специальных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счета 91 «прочие доходы и расходы».

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 «Материалы» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов».

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списываются с кредита материальных счетов в:

- дебет счета 20 «Основное производство»;

- дебет счета 23 «Вспомогательные производства»;

- дебет других счетов в зависимости от направления расходов материалов (25, 26 и др.).

Проданные материалы списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91«прочие доходы и расходы» отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

Необходимо отметить, что если при продаже материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списывают с кредита счета 10 «Материалы» не в дебет счета 91 «прочие доходы и расходы»., а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 91 «Прочие доходы расходы».

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам

дополнительно используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, животные на выращивании и откормке, товары).

В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относят покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организацию.

Материально-производственные запасы, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам с кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счетов 10 «Материалы» и 41 «Товары».

Информация о работе Учет и эффективность использования материальных ресурсов