Учет государственной помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Следует оговориться, что новые отношения общества и государства должны вызреть, общество само должно быть готовым взять на себя те функции, которые ранее выполняло государство. Страны западной демократии прошли в этом направлении длительный путь развития, реформируя государственную власть, создавая негосударственные структуры, в том числе и саморегулируемые организации, выполняющие социально значимые функции.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы учета государственной помощи ………………………………………………..5
1.1 Понятие и виды государственной помощи …………………………………………………………………..5
1.2 Государственная помощь в виде денежных средств …………………………………………………….6
1.3 Поддержка предприятий в виде ресурсов отличных от денежных средств и прочая государственная поддержка ……………………………………………………………………………………………..9
2. Бухгалтерский учет государственной помощи …………………………………………………………….13
2.1 Учет бюджетных средств на капитальное строительство ……………………………………………13
2.2 учет бюджетных средств полученных на текущие цели ……………………………………………..16
2.3 Учет бюджетных кредитов ………………………………………………………………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………32
Список использованных источников ………………………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Государственные субсидии должны признаваться в качестве дохода тех периодов, что и соответствующие  расходы, которые они должны компенсировать, на систематической основе.

Субсидия, которая  предоставляется в качестве компенсации  за уже понесенные расходы или убытки, или в целях оказания немедленной финансовой поддержки организации без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход периода, в котором она была назначена к получению.

ПБУ 13/2000 содержит более детальные положения в  отношении порядка признания субсидий в зависимости от вида расходов, для финансирования которых они были предоставлены.

ПБУ 13/2000 также  регулирует порядок списания сумм субсидий и субвенций со счета учета  целевого финансирования на счет учета  доходов будущих периодов.

Предоставление  субсидий и субвенций допускается (ст. 78 Бюджетного кодекса РФ):

• из федерального бюджета – в случаях, предусмотренных  федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

• из бюджетов субъектов Российской Федерации – в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

• из местных  бюджетов – в случаях, предусмотренных  федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Вывод: Основными  формами государственной помощи в виде денежных средств являются субсидии, субвенции и бюджетный кредит.

 

1.3 Поддержка  в виде ресурсов отличных от  денежных средств и прочая  государственная помощь

В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Прочие формы  государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

В случае значимости выгод, получаемых в виде прочих форм государственной помощи, организация  раскрывает информацию о характере, степени и продолжительности  оказываемой помощи.

Оплата товаров (работ и услуг), предоставленных коммерческой организацией для государственных нужд, согласно заключенному государственному контракту, является наиболее распространенной формой получения бюджетных средств коммерческими организациями.

Согласно пункту 1 статьи 72 БК РФ государственный или муниципальный контракт представляет собой договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

На основе государственных  контрактов осуществляются все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ (статья 71 БК РФ). Закупки товаров, работ и услуг на меньшую сумму могут осуществляться как на основе государственных контрактов, так и на основе договоров купли - продажи или поставки.

Согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ размещение государственных  контрактов осуществляется на конкурсной основе.

Заключение  госконтрактов на основе конкурса отвечает целям эффективного и экономного расходования бюджетных средств  как основному принципу бюджетной системы Российской Федерации (статья 28 БК РФ). Проведение конкурсов является дополнительной гарантией соблюдения бюджетного законодательства и недопущения злоупотреблений.

Правом проведения конкурса наделен государственный  или муниципальный заказчик в лице органа государственной власти или органа местного самоуправления. При этом порядок проведения конкурса предусмотрен статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Требование  статей 71 и 72 БК РФ в части размещения государственных контрактов на конкурсной основе очень часто нарушается. Например, чтобы избежать проведения конкурсов, стороны производят разделение одного договора на два и более. О разделении контрактов с целью избежания проведения конкурса, свидетельствует их заключение в один день на одноименный вид товара у одного и того же поставщика.

Такая сделка, которая не соответствует требованиям закона, является ничтожной на основании статьи 168 ГК РФ.

Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит  от вида ресурсов, предоставляемых  организации (денежные средства или  активы, отличные от денежных средств).

При получении  бюджетных средств в виде ресурсов, отличных от денежных средств, они приходуются  на счета бухгалтерского учета по рыночной цене.

Пример 

Организации в  счет целевого бюджетного финансирования в марте переданы ГСМ на сумму 20 000 руб. Полученные ГСМ были израсходованы в марте – апреле: в марте на сумму 5000 руб., в апреле – 15 000 руб.

В бухгалтерском  учете организации это отражается следующими проводками.

Март:

Д-т счета 10 –  К-т счета 86 – 20 000 руб. – отражено поступление ГСМ в счет целевого финансирования;

Д-т счета 86 –  К-т счета 98 – 20 000 руб. – стоимость  поступивших ГСМ признана в составе  доходов будущих периодов;

Д-т счета 20 –  К-т счета 10 – 5000 руб. – отражена стоимость израсходованных ГСМ;

Д-т счета 98 –  К-т счета 91 – 5000 руб. – признан внереализационный доход в размере, равном стоимости израсходованных ГСМ.

Апрель:

Д-т счета 20 –  К-т счета 10 – 15 000 руб. – отражена стоимость израсходованных ГСМ;

Д-т счета 98 –  К-т счета 91 – 15 000 руб. – признан  внереализационный доход в размере, равном стоимости израсходованных ГСМ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бухгалтерский  учет государственной помощи

2.1 Учет  бюджетных средств на капитальное  строительство

 

К средствам  на финансирование капитальных расходов относятся бюджетные средства, выделенные на покупку, строительство или приобретение иным путем внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов).

Суммы бюджетных  средств на финансирование капитальных  расходов списываются на финансовые результаты на протяжении всего срока полезного использования внеоборотных активов, приобретенных за счет этих средств. При этом первоначально бюджетные средства, списанные со счета 86, отражаются на счете 98 «Доходы будущих периодов».

При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в учете делается проводка:

Д-т счета 86 –  К-т счета 98 – отражена сумма признанных расходов за счет средств бюджетного финансирования.

После ввода  объекта в эксплуатацию по нему в  общеустановленном порядке начинает начисляться амортизация. По мере начисления амортизации в бухгалтерском учете делаются проводки:

Д-т счета 20 (26, другие счета) – 

К-т счета 02 (05) – начислены амортизационные  отчисления;

Д-т счета 98 –  К-т счета 91 – признан внереализационный  доход в размере, равном сумме  начисленной амортизации.

Пример 

Организация в  январе получила целевые бюджетные  средства на закупку производственного  оборудования в сумме 2 000 000 руб.

В январе же организация  оплатила счет поставщика оборудования на сумму 800 000 руб. (без НДС). Оборудование поступило в организацию и было передано в монтаж. Расходы по монтажу оборудования составили 60 000 руб. (без НДС).

В марте после  окончания монтажных работ оборудование было введено в эксплуатацию. Первоначальная стоимость оборудования – 860 000 руб. Срок полезного использования – 10 лет. Амортизация начисляется линейным способом. Норма амортизации – 10% в год.

В бухгалтерском  учете организации должны быть сделаны  следующие проводки.

Январь:

Д-т счета 51 –  К-т счета 86 – 2 000 000 руб. – на расчетный  счет организации поступили бюджетные средства.

Д-т счета 60 –  К-т счета 51 – 800 000 руб. – стоимость  оборудования оплачена поставщику;

Д-т счета 07 –  К-т счета 60 – 800 000 руб. – отражено поступление приобретенного оборудования в организацию;

Д-т счета 08 –  К-т счета 07 – 800 000 руб. – отражена передача оборудования в монтаж;

Д-т счета 60 –  К-т счета 51 – 60 000 руб. – оплачены работы по монтажу оборудования.

Март:

Д-т счета 08 –  К-т счета 60 – 60 000 руб. – отражена стоимость выполненных работ  на основании акта сдачи-приемки работ по монтажу оборудования;

Д-т счета 01 –  К-т счета 08 – 860 000 руб. – смонтированное оборудование принято к учету  в составе основных средств организации;

Д-т счета 86 –  К-т счета 98 – 860 000 руб. – отражено использование бюджетных средств.

Начиная с апреля ежемесячно:

Д-т счета 20 –  К-т счета 02 – 7166,67 руб. – начислена  амортизация по оборудованию (860 000 руб. х 0,1 : 12 мес. = 7166,67 руб.);

Д-т счета 98 –  К-т счета 91 – 7166,67 руб. – признан  внереализационный доход в сумме, равной сумме начисленной амортизации.

Если объект основных средств, приобретенный за счет средств целевого бюджетного финансирования, выбывает из организации до истечения  срока полезного использования, сумма, не списанная к этому времени  со счета 98, переносится в полном объеме в кредит счета 91.

Пример 

В условиях примера 1 предположим, что через два года оборудование было продано за 600 000 руб. (без учета НДС).

Сумма амортизации, начисленная за два года эксплуатации оборудования, – 172 000 руб. Остаточная стоимость оборудования к моменту продажи – 688 000 руб.

В бухгалтерском  учете организации при продаже  оборудования должны быть сделаны проводки:

Д-т счета 02 –  К-т счета 01 – 172 000 руб. – списана  сумма начисленной амортизации;

Д-т счета 91 –  К-т счета 01 – 688 000 руб. – списана остаточная стоимость проданного оборудования;

Д-т счета 62 –  К-т счета 91 – 600 000 руб. – отражена выручка от реализации оборудования;

Д-т счета 98 –  К-т счета 91 – 688 000 руб. – признан  внереализационный доход в размере, равном остаточной стоимости проданного оборудования.

В пункте 17 ПБУ 6/01 перечислены объекты основных средств, по которым амортизация  в бухгалтерском учете не начисляется. К таким объектам относятся объекты  жилищного фонда, объекты внешнего благоустройства, земельные участки и прочие объекты.

Что делать организации, если она получила целевые бюджетные  средства на приобретение основных средств, не подлежащих амортизации? Как в  этом случае производить списание средств  бюджетного финансирования?

В пункте 9 ПБУ 13/2000 указано, что списание бюджетных средств в такой ситуации производится в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.

Эту формулировку трудно назвать предельно ясной.

Видимо, имеется  в виду то, что в каждой ситуации организации необходимо ориентироваться  на конкретные условия предоставления бюджетных средств.

Например, организации  предоставлены бюджетные средства на приобретение земельного участка с целью строительства на нем здания детской спортивной школы. В этом случае условия предоставления бюджетных средств будут выполнены в момент окончания строительства школы. Поэтому, учитывая требования п. 9 ПБУ 13/2000, списание бюджетных средств, израсходованных на приобретение земельного участка, нужно производить в течение периода строительства школы.

Если бухгалтер  затрудняется с определением периода  признания расходов, на наш взгляд, бюджетные средства нужно признавать в составе внереализационных доходов в полном объеме в момент ввода основных средств в эксплуатацию.

 

2.2 Учет  бюджетных средств на текущие  цели

К средствам  на финансирование текущих расходов относятся все бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

То есть если бюджетные средства предназначены  не на приобретение внеобротных активов, а на какие-то иные цели, то эти средства признаются полученными на финансирование текущих расходов.

Информация о работе Учет государственной помощи