Учет доходов и расходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты. Затраты – это стоимостная оценка ресурсов, потребляемых организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции. Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению собственных источников организации.

Файлы: 1 файл

!Курсач.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

       Не относятся к доходам:

1. сумма НДС, акцизов, прочих обязательных, платежей, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды;

2. сумма предварительной оплаты продукции (работ, товаров, услуг);

3. сумма поступлений по договорам комиссии, агентским и прочим аналогичным договорам в пользу комитента и т.д.;

4. сумма аванса в счет оплаты продукции (товаров, работ, услуг);

5. сумма задатка под залог или в погашение займов, если это предусмотрено определенным договором;

6. поступления, принадлежащие другим лицам.

       Доход не определяется, если осуществляется обмен продукцией (товарами, работами, услугами и другими активами), подобной по назначению и имеющей одинаковую справедливую стоимость.

       Доход, связанный с предоставлением услуг, определяется исходя из степени завершенности операции по предоставленным услугам на дату баланса, если может быть достоверно определен оцененный результат этой операции [4, с. 91].

       К прочим операционным доходам относятся суммы прочих доходов от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг); доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций) и т.п.

       К доходам от участия в капитале относятся доходы, полученные от инвестиций в ассоциируемые, дочерние или совместные предприятия, учет которых ведется методом участия в капитале.

       К прочим финансовым доходам относятся дивиденды, проценты и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций (кроме доходов, которые учитываются по методу участия в капитале).

       К прочим доходам относятся доходы от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов; доход от внеоперационных курсовых разниц и другие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной деятельностью.

       К чрезвычайным относятся доходы, возникшие в результате чрезвычайных событий [6, с. 132].

    1.3 Нормативная правовая база, регулирующая учет доходов и расходов организации: бухгалтерский и налоговый аспекты

 

       Государственное регулирование бухгалтерского  учета  и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения  достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, снижения трудоемкости ее получения, обеспечение единых принципов исчисления налогов и сборов. Оно заключается в создании единого методологического и правового обеспечении бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности [5, с. 61].

       Орган,     осуществляющий      методологическое     руководство бухгалтерским учетом   и отчетностью   в   Республике   Беларусь, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

       Совет   Министров   Республики   Беларусь    разрабатывает    и

утверждает:

1. национальные стандарты  по бухгалтерскому  учету (типовые планы счетов бухгалтерского учета, типовые  формы бухгалтерского  учета и отчетности, инструкции по их применению и заполнению);

2. положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в бухгалтерском  учете и  отчетности операций, не регламентированных национальными стандартами по бухгалтерскому учету;

3. другие     нормативные     акты,     устанавливающие     единые методологические  основы   бухгалтерского  учета  и  отчетности,  их развитие и совершенствование.

       Совет  Министров  Республики  Беларусь  контролирует соблюдение действующего законодательства  по  ведению  бухгалтерского  учета  и составлению отчетности.

       Общественные объединения  бухгалтеров и  аудиторов имеют  право участвовать в  рассмотрении вопросов,  связанных  с  государственным регулированием  бухгалтерского   учета  и  отчетности  в  Республике Беларусь.

       Правовое регулирование бухгалтерского учёта и отчётности можно представить в следующем иерархическом прядке:

       1-ый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета:

1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 г. № 302-З. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [11, с 2].

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др. [8, с. 24].

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения [35, с. 61].

4. Налоговый кодекс Республики Беларусь и др. [26, с. 21].

       2-ой уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности утвержденные Министерством Финансов Республики Беларусь и другими органами на которые возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Нормативные документы этого уровня устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. При разработке национальных бухгалтерских стандартов учитываются международные стандарты финансовой отчетности, а также национальные особенности бухгалтерского учета:

1. Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (с изменениями и дополнениями) [29, с. 17].

2. Постановление Минфина РБ от 20.11.2006 № 199/139/185/34 «О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования» [30, с. 10].

3. Постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств» [31, с. 8].

4. Постановление Минфина РБ от 31.12.2004 № 198 «Об утверждении стандарта бухгалтерской отчетности «Прибыль на акцию» [32, с. 11].

       3-ий уровень: методические указания и рекомендации, разработанные Министерством Финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др:

1. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181. Инструкция применяется для учета доходов организации, которые включают в себя: доходы от видов деятельности организации; операционные доходы; внереализационные доходы. Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством признает поступления доходами от видов деятельности, операционными или внереализационными, исходя из требований настоящей Инструкции, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения [12, с. 3].

2. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182. Инструкция применяется для учета расходов организации. Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством РБ в зависимости от характера, условий осуществления и направлений своей деятельности подразделяет понесенные расходы на: расходы по видам деятельности; операционные расходы; внереализационные, в т.ч. чрезвычайные, расходы [13, с. 5].

3. Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 128 [14, с. 4].

4. Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 [15, с. 7].

5. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 [16, с. 2].

6. Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114 [17, с. 1].

7. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.03.2008 № 38 [18, с. 6].

8. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 [19, с. 3].

9. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности распределения и использования чистой прибыли и связанных с ее расчетом доходов и расходов организаций в 2007 году, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.05.2007 № 76 [20, с. 7].

10. Инструкция о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств), утвержденная постановлением Минфина РБ от 24.02.2006 № 17 [21, с. 2].

       4-ый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. В ЗАО «Щара-Агро» к данному уровню относятся:

1. Учетная политика организации (Приложение А);

2. Рабочий план счетов (Приложение Б, В).

       Для формирования системы нормативного регулирования, наиболее полно отвечающей задачам реформирования бухгалтерского учета в нашей стране, необходимы значительные усилия для наполнения ее третьего и четвертого уровней. В первую очередь необходима разработка отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и указаний об особенностях состава затрат отрасли или вида деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

  Бухгалтерский учет доходов и расходов

2.1 Характеристика доходов  и расходов по  видам деятельности  и их отражение на счетах бухгалтерского учета

     

       Для получения необходимой информации в процессе реализации готовой продукции и для определения финансовых результатов в ЗАО «Щара-Агро» предназначен счет 90 «Реализация».

Информация о работе Учет доходов и расходов предприятия