Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 01:47, курсовая работа
Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты. Затраты – это стоимостная оценка ресурсов, потребляемых организацией в процессе производства и реализации товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг. Наибольший удельный вес во всех расходах предприятия занимают затраты на производство продукции. Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению собственных источников организации.
Не относятся к доходам:
1. сумма НДС, акцизов, прочих обязательных, платежей, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды;
2. сумма предварительной оплаты продукции (работ, товаров, услуг);
3. сумма поступлений по договорам комиссии, агентским и прочим аналогичным договорам в пользу комитента и т.д.;
4. сумма аванса в счет оплаты продукции (товаров, работ, услуг);
5. сумма задатка под залог или в погашение займов, если это предусмотрено определенным договором;
6. поступления, принадлежащие другим лицам.
Доход не определяется, если осуществляется обмен продукцией (товарами, работами, услугами и другими активами), подобной по назначению и имеющей одинаковую справедливую стоимость.
Доход, связанный с предоставлением услуг, определяется исходя из степени завершенности операции по предоставленным услугам на дату баланса, если может быть достоверно определен оцененный результат этой операции [4, с. 91].
К прочим операционным доходам относятся суммы прочих доходов от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг); доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций) и т.п.
К доходам от участия в капитале относятся доходы, полученные от инвестиций в ассоциируемые, дочерние или совместные предприятия, учет которых ведется методом участия в капитале.
К прочим финансовым доходам относятся дивиденды, проценты и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций (кроме доходов, которые учитываются по методу участия в капитале).
К прочим доходам относятся доходы от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов и имущественных комплексов; доход от внеоперационных курсовых разниц и другие доходы, возникающие в процессе обычной деятельности, но не связанные с операционной деятельностью.
К чрезвычайным относятся доходы, возникшие в результате чрезвычайных событий [6, с. 132].
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, снижения трудоемкости ее получения, обеспечение единых принципов исчисления налогов и сборов. Оно заключается в создании единого методологического и правового обеспечении бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности [5, с. 61].
Орган, осуществляющий методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и
утверждает:
1. национальные стандарты по бухгалтерскому учету (типовые планы счетов бухгалтерского учета, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и заполнению);
2. положения, инструкции и разъяснения по единообразному отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций, не регламентированных национальными стандартами по бухгалтерскому учету;
3. другие нормативные акты, устанавливающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности, их развитие и совершенствование.
Совет Министров Республики Беларусь контролирует соблюдение действующего законодательства по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.
Общественные объединения бухгалтеров и аудиторов имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с государственным регулированием бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Правовое регулирование бухгалтерского учёта и отчётности можно представить в следующем иерархическом прядке:
1-ый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета:
1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 26 декабря 2007 г. № 302-З. Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [11, с 2].
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др. [8, с. 24].
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь, который регламентирует трудовые отношения [35, с. 61].
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь и др. [26, с. 21].
2-ой уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности утвержденные Министерством Финансов Республики Беларусь и другими органами на которые возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Нормативные документы этого уровня устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. При разработке национальных бухгалтерских стандартов учитываются международные стандарты финансовой отчетности, а также национальные особенности бухгалтерского учета:
1. Положение по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 (с изменениями и дополнениями) [29, с. 17].
2. Постановление Минфина РБ от 20.11.2006 № 199/139/185/34 «О порядке проведения переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов, неустановленного оборудования» [30, с. 10].
3. Постановление Минфина РБ от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств» [31, с. 8].
4. Постановление Минфина РБ от 31.12.2004 № 198 «Об утверждении стандарта бухгалтерской отчетности «Прибыль на акцию» [32, с. 11].
3-ий уровень: методические указания и рекомендации, разработанные Министерством Финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. Например, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др:
1. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 181. Инструкция применяется для учета доходов организации, которые включают в себя: доходы от видов деятельности организации; операционные доходы; внереализационные доходы. Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством признает поступления доходами от видов деятельности, операционными или внереализационными, исходя из требований настоящей Инструкции, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения [12, с. 3].
2. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная постановлением Минфина РБ от 26.12.2003 № 182. Инструкция применяется для учета расходов организации. Для целей бухгалтерского учета организация в соответствии с законодательством РБ в зависимости от характера, условий осуществления и направлений своей деятельности подразделяет понесенные расходы на: расходы по видам деятельности; операционные расходы; внереализационные, в т.ч. чрезвычайные, расходы [13, с. 5].
3. Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 128 [14, с. 4].
4. Инструкция о порядке бухгалтерского учета основных средств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127 [15, с. 7].
5. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118 [16, с. 2].
6. Инструкция о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114 [17, с. 1].
7. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете средств, высвобождаемых в результате предоставления налоговых льгот, утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.03.2008 № 38 [18, с. 6].
8. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 [19, с. 3].
9. Инструкция о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности распределения и использования чистой прибыли и связанных с ее расчетом доходов и расходов организаций в 2007 году, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.05.2007 № 76 [20, с. 7].
10. Инструкция о порядке бухгалтерского учета безвозмездных поступлений (средств), утвержденная постановлением Минфина РБ от 24.02.2006 № 17 [21, с. 2].
4-ый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям. В ЗАО «Щара-Агро» к данному уровню относятся:
1. Учетная политика организации (Приложение А);
2. Рабочий план счетов (Приложение Б, В).
Для формирования системы нормативного
регулирования, наиболее полно отвечающей
задачам реформирования бухгалтерского
учета в нашей стране, необходимы значительные
усилия для наполнения ее третьего и четвертого
уровней. В первую очередь необходима
разработка отраслевых методических рекомендаций
по планированию, учету и калькулированию
себестоимости продукции (работ, услуг)
и указаний об особенностях состава затрат
отрасли или вида деятельности.
Для получения необходимой информации в процессе реализации готовой продукции и для определения финансовых результатов в ЗАО «Щара-Агро» предназначен счет 90 «Реализация».