Теоретические и методологические основы учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 89.68 Кб (Скачать)

   в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие  записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

  Внутреннее  перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

  Операции  по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

  В актах на списание основных средств  указывают техническое  состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Аналитический учет  основных средств. 

  Основным  регистром аналитического учета основных средств  являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

  Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии  на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

  При размещении в одном  здании нескольких структурных  подразделений (цехов, отделов и т.п.), по которым затраты планируются отдельно, в дополнение к общей инвентарной карточке следует открыть справочные инвентарные карточки отдельно по каждому направлению (коду) затрат с пометкой «для начисления амортизации» в соответствии с утвержденным распределением площади и первоначальной стоимости инвентарного объекта между соответствующими пользователями.

  Инвентарные карточки заполняют  на основе первичных  документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.

По  месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной кар- 

   точки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

  В бухгалтерии инвентарные  карточки формируют  в инвентарную  картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных, средств. 
 
 
 
 

                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.4 Поступление и  выбытие основных  средств. 

Любое поступление основных средств оформляется  документально:

-Акт  приемки основных  средств. К акту  прилагается техническая  документация, схемы,  эскизы, чертежи,  проектно-сметная  документация.

-Инвентаризационная  карточка. В которой  отражаются все  показатели основных  средств (наименование, источник приобретения, первоначальная стоимость,  инвентарный номер,  годовая норма  амортизации). Номер  инвентарной карточки  и номер объекта  основных средств  совпадают. Если  объект основных  средств выбывает, то инвентарная  карта ликвидируется  и этот инвентарный  номер не присваивается  к другому объекту  в течении 5 лет.  Любое поступление  основных средств  учитывается на  счете 08 «Вложения  во внеоборотные активы»Счет активный, балансовый. По Д этого счета собирается первоначальная стоимость приобретаемых основных средств. Как только будет представлен акт на ввод данного объекта в эксплуатацию, то сумма с К08 счета списывается в Д01; Д01 К08-по первоначальной стоимости, и объект принимается к учету. И счет 08 закрывается. По налоговым правилам НДС по преобретенным ценностям списывается на расчеты с бюджетом и оформляется бухгалтерской записью   Д68 К19

Выбытие основных средств: продали; отдали в качестве подарка; отдали в  аренду; продали объект основных средств; передали в уставный капитал  других организации.

Любое выбытие основных средств оформляется  документально:

-Составляется  акт приемки-передачи;

-Составляется  акт на ликвидацию, списание;

-Убирается  инвентарная карточка  на этот объект  и этот инвентарный  номер этого объекта  не присваивается  другому объекту  в течении 5лет.

При выбытии основных средств выводится  финансовый результат  от выбытия. Финансовый результат выводится  на счете 91 «Прочие  доходы и расходы»Счет активно-пассивный, по К-доходы, по Д-расходы.

По  Д91-остаточная стоимость  выбывающих основных средств; затраты  связанные с выбытием основных средств; НДС  по реализуемым основным средствам.

По  К91-выручка от реализации основных средств; отходы от выбытия основных средств в годные к использованию, сданные на склад.

Если  сумма К>суммы  Д ,по 91 счету, то от выбытия  основных средств  получена прибыль  и счет 91 закрывается  бухгалтерской проводкой: Д91 К99

Если  сумма К<суммы  Д, по 91 счету, от от выбытия основных средств убыток и записывается проводка Д99 К91. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5 Износ и амортизация основных средств. 

  Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

    • линейный способ;

    • способ уменьшаемого остатка;

  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

  Годовая сумма начисления амортизационных  отчислений определяется:

  • при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

  • при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта;

  • при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Пример  определения месячной суммы амортизации  при линейном способе. 

   Первоначальная  стоимость объекта - 120000 руб. Срок службы определен  в 10 лет. Годовая сумма  амортизации составит 12000 руб. (120000 руб.: 10 лет), а месячная - 1000 руб. (12000 руб.: 12 месяцев).

  Пример  определения месячной суммы амортизации  при способе списания 
стоимости пропорционально объему продукции (работ). 

  Первоначальная  стоимость грузового  автомобиля - 120000 руб. Пробег автомобиля определен в 120000 км. Сумма амортизации составит 1 руб. на 1 км (120000руб.: 120000км).

  Пример  расчета годовых  сумм амортизации  по методу уменьшаемого остатка представлен в табл.  

                                            Таблица  НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ПО МЕТОДУ УМЕНЬШАЕМОГО ОСТАТКА

Период Годовая сумма, руб. Накопленная амортизация, руб. Остаточная  стоимость, руб.
Конец 1-го года 100000x40% =40000 40000 60000
Конец 2-го года 60000x40% = 24000 64000 36000
Конец 3-го года 36000x40% =14400 78400 21600
Конец 4-го года 21600x40% = 8640 87040 12960
Конец 5-го года 7960 95000 5000

  Первоначальная  стоимость объекта  составляет 100000 руб. Организация решила применять удвоенную норму амортизации. Ликвидационная стоимость объекта - 5000 руб.

  При сроке службы в  пять лет норма  амортизации при  прямолинейном методе составляет 20% в год (100%: 5 лет). При методе уменьшаемого остатка с удвоенной нормой списания норма  

   амортизации будет равна 40% (20% х 2). Эта фиксированная ставка в 40% относится к остаточной стоимости в конце каждого года. Предполагаемая ликвидационная стоимость не принимается во внимание при расчете амортизации по годам, кроме последнего года. В последний год сумма амортизации исчисляется вычитанием из остаточной стоимости на начало последнего года ликвидационной стоимости. 

При методе уменьшаемого остатка сумма  амортизации по годам  уменьшается.

  Пример  расчета годовых  сумм амортизации  при способе списания стоимости объекта по сумме чисел лет срока полезного использования представлен в табл.

  Предполагаемый  срок эксплуатации объекта - пять лет. Сумма чисел  лет эксплуатации составит 15(1+2+3+4+5). В 1-й год указанный ранее коэффициент соотношения составит 5/15, во 2-й - 4/15, в 3-й - 3/15, 4-й - 2/15, 5-й - 1/15. Первоначальная стоимость объекта - 150000 руб.

                                             Таблица  НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ПО МЕТОДУ СУММЫ ЧИСЕЛ

Период Годовая сумма, руб. Накопленная амортизация, руб. Остаточная  стоимость, руб.
Конец 1-го года 150000x5/15 = 50000 50000 
100000
Конец 2-го года 150000x4/15 = 40000 90000 60000
.Конец  3-го года 150000x3/15 = 30000 120000 30000
Конец 4-го года 150000x2/15 = 20000 140000 10000
Конец 5-го года 150000x1/15=10000 150000 -

Информация о работе Теоретические и методологические основы учета основных средств