Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 09:55, курсовая работа
На современном этапе экономического развития Кыргызской Республики ведущую и определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и финансово - налоговой политики.
Все важнейшие направления развития государства невозможны без
соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая
экономика для более полного выполнения государством своих функций.
Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной финансово - налоговой политике.
Глава I. Теоретические аспекты налогов и платежей в коммерческих банках
На современном этапе экономического развития Кыргызской Республики ведущую и определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и финансово - налоговой политики.
Все важнейшие направления
развития государства невозможны без
соответствующего финансирования, следовательно,
необходима развитая
экономика для более полного выполнения
государством своих функций.
Развитая экономика возможна при развитой
системе органов государственной власти,
грамотной и продуманной финансово - налоговой
политике.
Налоговая политика представляет
собой совокупность экономических, финансовых
и правовых мер государства по формированию
налоговой
системы страны в целях обеспечения финансовых
потребностей государства, отдельных
социальных групп общества, а также развития
экономики
страны за счет перераспределения финансовых
ресурсов..
Задачи
налоговой политики сводятся
к обеспечению государства
1. Фискальная — мобилизация
денежных средств в бюджеты
всех уровней для обеспечения
государства необходимыми для
выполнения его функций
2. Экономическая или регулирующая - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;
3. Контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.
Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
В разных странах, даже с примерно разным уровнем экономического
развития, степень государственного регулирования экономики различна.
Наибольшее влияние государство имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного
регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.
В связи с этим налоговая политика представляет собой комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода
в целях изменения структуры производства, территориального экономиче-
ского развития, уровня доходности населения, а также выполняет следующие основные задачи:
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном
этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства, в результате которого выделяются следующие типы налоговой политики:
Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. В результате использования данного метода налоговая политика не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Однако такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис или война.
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития или политика разумных налогов. При выборе этого пути наблюдается низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США в начале 80-х тт. XX в.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для компаний, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Кыргызской Республики характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые государство стремится достичь, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок. Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и др. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.
Характерным примером прямого
воздействия на процессы регулирования
и стимулирования является полное или
частичное освобождение от налогов через
использование налоговых льгот или преференций.
Полное освобождение от уплаты отдельных
налогов, базой которых служит доход
или прибыль, используется государствами,
как правило, для развития новых
отраслей экономики или сфер деятельности,
для стимулирования инвестиций в малоосвоенные
или неблагоприятные регионы страны. Подобные
налоговые освобождения практикуются
в основном сроком на 3 года. В отличие
от полного освобождения, частичное налоговое
освобождение представляет собой систему
налоговых льгот для определенной части
предпринимательского дохода, что обеспечивает
избирательность и гибкость применяемых
форм государственного регулирования
экономики.
Проведение государственной политики регулирования доходов через
налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как
налоговая ставка и налоговая льгота.
Важным средством осуществления политики государства в области
регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент
налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной
налога. Изменяя ее, государство может осуществлять налоговое регулирова-
ние. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается
за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий нало-
гоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка
налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет
государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в поли-
тике регулирования доходов.
Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной
политики состоит в возможности использования различного рода ставок
налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.
Наряду с налоговой ставкой, эффективным средством реализации
налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем,
что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
Проведению активной налоговой политики способствует также то, что
законодательство устанавливает многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.
Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы,
государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора
на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления
льгот в любом государстве постоянно изменяются.
С помощью налоговых льгот
во многих странах поощряются создание
малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки,
имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики,
экологические проекты, стимулируется
создание новых высокотехнологичных
производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового
рынка.
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Предоставляемая льгота очень существенная в данном случае.
Во многих развитых странах
освобождаются от налогообложения
затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы,
процедура которой выполняется
особенными способами. К примеру,
в Германии указанные затраты
включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются
от налогов. В других странах эти
затраты полностью или частично
исключаются из облагаемой налогом прибыли.
Резкий рост бюджетных расходов
во многих странах со всей остротой
поставил вопрос об упорядочении
предоставления различных налоговых
льгот. Это связано с тем,
что установление широкого перечня налоговых
льгот зачастую приводит
к уменьшению налоговой базы, вследствие
чего
для сохранения необходимого
государству уровня налоговых поступлений
оно прибегает к установлению
более высоких налоговых ставок.
Информация о работе Теоретические аспекты налогов и платежей в коммерческих банках