Технология сбора, систематизации, обработки и хранения аудиторских доказательств

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 03:58, реферат

Краткое описание

При проведении аудиторской проверки, целью которой является выражение аудитором мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур, таких как:
детальная проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;
аналитическая процедура;
проверка (тест) средств внутреннего контроля.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.19 Кб (Скачать)

     Инспектирование - проверка записей, документов или  материальных активов.

     В ходе данной проверки аудитор получает доказательства различной степени  надежности (зависит от источника, характера, эффективности средств внутреннего  контроля). Результат инспектирования  материальных активов - достоверные  аудиторские доказательства относительно их существования, при этом необязательно  относительно их стоимостной оценки или права собственности на них.

     Документальные  аудиторские доказательства, полученные в результате инспектирования:

  • созданные третьими лицами и находящиеся у них;
  • созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица;
  • созданные аудируемым лицом и находящиеся у него.

     Инвентаризация - проверка хозяйственных средств  путем пересчета, обмера, взвешивания  и осмотра. Эта процедура позволяет  получить точную информацию о наличии  и ориентировочных стоимости и состоянии имущества экономического субъекта.

     Данные  наличия хозяйственных средств  заносятся в инвентаризационные описи и сличительные ведомости. С целью установления недостач или  излишков сводятся с данными бухгалтерского учета.

     Аудитор (аудиторская организация) до начала инвентаризации должна выяснить некоторые  вопросы:

  • частота инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;
  • по ранее проводившейся инвентаризации проверить бухгалтерскую документацию;
  • ознакомиться с количеством товарно-материальных ценностей;
  • выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;
  • проанализировать систему внутреннего контроля и систему учета товарно-материальных ценностей.

     Аудитор (аудиторская организация) может  наблюдать за процессом инвентаризации. При этом он обязан:

  • для проверки надежности средств контроля принять участие в контрольных измерениях (пересчет, взвешивание);
  • изучить имеются ли устаревшие товарно-материальные ценности;
  • выяснить, имеются ли товарные запасы третьих лиц, и учитываются ли они в забалансовых счетах бухгалтерского учета и в складском учете;
  • выяснить реальность дебиторской и кредиторской задолженности.

     Проверка  соблюдения правил учета хозяйственных  операций - процедура, позволяющая аудиторам (аудиторским фирмам) контролировать учетные работы, выполняемые бухгалтерией.

     Полученная  информация при проведении данной процедуры  достоверна, если она получена в  момент исследования этих операций.

     Подтверждение - аудиторская организация получает подтверждение в письменной форме  от независимой третьей стороны  о реальности счетов дебиторской  и кредиторской задолженностей, остатков на счетах.

     Запрос  на подтверждение готовится от имени  руководства в виде документа  в адрес независимой стороны  с требованием предоставить необходимую  информацию аудиторской организации. Также при необходимости аудиторская  организация может напрямую связаться  с третьей стороной.

     Если  информация, полученная от третьей  стороны, и информация в учетных  записях расходятся, нужно сделать  дополнительные процедуры для выяснения  причины.

     Наблюдение - полезная процедура для оценки системы внутреннего контроля.

     Изучаются процессы, выполняемые другими лицами (наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым аудиторской  фирмой).

     Прослеживание - аудитор проверяет некоторые  первичные документы, правильное отражение  соответствующих хозяйственных  операций в бухгалтерском учете. Позволяет изучить нетипичные ситуации, отраженные в документах клиента.

     Проверка  документов - аудитор должен убедиться  в реальности определенного документа. Выбирается определенная запись бухгалтерского учета и отслеживается отражение  операции до первичного документа, подтверждающего  реальность ее (операции) выполнения. Также  изучаются результаты данной операции и влияние ее на конечный финансовый результат.

     Составление альтернативного баланса - расширенный  пересчет документов.

     Данная  процедура используется для получения  доказательств о полноте отражения  и реальности в учете готовой  продукции (выполненных услуг) путем  составления баланса израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ). Это  позволяет аудиторам выявить  отклонения от нормативного расхода  материалов и выхода продукции и  убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

     По  результатам деятельности предприятия  за квартал, полугодие, год возможно получить сальдовый или оборотный балансы.

     Работа  трудоемкая, но она позволяет проверить  ведение учета в целом.

     Следующая процедура - устный опрос руководства  и персонала экономического субъекта и независимой (третьей) стороны. Может  проводиться на всех этапах аудиторской  проверки, дополняет любые другие процедуры. Заранее могут быть приготовлены бланки с перечнем вопросов в целях  фиксирования ответов опрашиваемых.

     Результаты  устного опроса записываются в виде краткого конспекта или протокола, с указанием данных (фамилия, имя, отчество) аудитора, проводившего опрос, и опрашиваемого лица. Все это  приобщается к другим рабочим  документам аудиторской проверки.

     Сканирование  применяют по конкретному направлению  для изучения нетипичных операций в  документации аудируемого лица. Например, сканирование кредитовых записей счетов расходов и подтверждение их данными первичных документов.

     Процедуры получения аудиторских доказательств:

     Аналитические процедуры - это оценка и анализ полученной информации, исследование показателей (экономических и финансовых) аудируемого лица, чтобы выявить искажения, их причины в бухгалтерском учете хозяйственных операций.

     Аналитические процедуры выполняются на протяжении всего этапа аудиторской проверки, что повышает ее качество и сокращает  трудозатраты. Их можно сочетать с  другими процедурами на этапе  исследования.

     Процесс реализации аналитических процедур:

  • определение цели процедуры;
  • выбор вида и метода;
  • выполнение процедуры;
  • анализ результатов.

     Типичные  виды аналитических процедур:

  • сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными - аудитор должен учитывать различия возможности специфичности продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий;
  • сравнение фактических показателей с плановыми - применяется клиентом для установления отсутствия факта изменения бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями;
  • сопоставление изменений нескольких видов коэффициентов - аудитор на их основ делает вывод о жизнеспособности клиента;
  • сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода - резкие колебания, связанные с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора;
  • сравнение фактических финансовых показателей с прогнозными, определенными аудитором.

     Доверие аудитора к результатам проведенных  аналитических процедур зависит  от:

  • существенности анализируемых статей отчетности;
  • результатов других процедур, направленных на эти же цели;
  • величин отклонений показателей, используемых при выполнении аналитических процедур;
  • применение небухгалтерских данных.

     Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки:

  • на этапе планирования аудита содействуют пониманию деятельности клиента аудита, более точному определению аудиторского риска;
  • на этапе проведения проверки аналитические процедуры используются аудитором для обнаружения и исследования необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности;
  • в процессе завершения аудита применяют для окончательной проверки наличия в отчетности искажений или проблем, в результате чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур.
 
 
 
 
 
 
 
  1. Документирование  аудиторских доказательств
 

     Аудиторская организация и индивидуальный аудитор  должны документально оформлять  все сведения, которые важны с  точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

     Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для  аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением  аудита. Рабочие документы могут  быть представлены в виде данных, зафиксированных  на бумаге, фотопленке, в электронном  виде или в другой форме.

     Рабочие документы применяются для:

  • планирования и проведения аудита;
  • осуществления текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • фиксирования результатов и выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств.

     Аудитор должен составлять рабочие документы  в достаточно полной и подробной  форме, необходимой для обеспечения  общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы следует включать факты, известные аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

     Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе  документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа  или вопроса не является необходимым.

     Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыт работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.

     Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:

  • характер и сложность деятельности аудируемого лица;
  • характер аудиторского задания;
  • требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
  • необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита. аудиторский доказательство экспертный баланс

     Рабочие документы должны быть составлены и  систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам  каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения  эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется  разработать в аудиторской организации  типовые формы документации. Такая  стандартизация документирования облегчает  поручение работы подчиненным и  одновременно позволяет надежно  контролировать результаты выполняемой  ими работы.

     Рабочие документы обычно содержат:

  • информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
  • выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов;
  • информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
  • доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;
  • доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
  • анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
  • сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
  • доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
  • сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
  • подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
  • выводы, сделанные аудитором, по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
  • копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения и т. п.

Информация о работе Технология сбора, систематизации, обработки и хранения аудиторских доказательств