Техника и методика проведения аудиторских проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 13:29, доклад

Краткое описание

Аудит означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

Банковский аудит, как и аудит вообще, подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется, как было уже отмечено, независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение финансового положения банка.

Файлы: 1 файл

Аудит .doc

— 76.00 Кб (Скачать)

     Налог на добавленную стоимость не уплачивают предприятия, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, применяющие упрощенную систему бухгалтерского учета и налогообложения, получившие в отчетном периоде налоговое освобождение по НДС. НДС не начисляется, если реализация товаров предприятия подпадает под действие налоговой ставки «ноль процентов».

     Аудитор дает оценку состояния системы внутреннего  контроля в отношении учета товарных запасов, их движения и сохранности. При этом проверяется перечень материально-ответственных  лиц, наличие заключенных договоров о материальной ответственности, утверждение образцов подписей лиц, ответственных за отпуск товаров.

     Аудитор выясняет сложившуюся схему поступления  товаров на предприятие, порядок  доставки на торговые точки, наличие  обособленных складских помещений, структурных подразделений, ответственных за приобретение, доставку и хранение товаров, наличие товаров, учитываемых на забалансовых счетах, их обособленное хранение. Обязательно проверяется выполнение действующего порядка проведения инвентаризации товаров, правильность и своевременность отражения в учете результатов инвентаризации, применение норм естественной убыли. Аудитор выборочно проверяет полноту оприходования в натуральном и стоимостном выражении товаров, указанных в счетах-фактурах и карточках складского учета. В случае выявления существенных расхождений, вносятся исправления в регистры бухгалтерского учета и налоговые регистры.

     При аудиторской проверке необходимо обратить особое внимание на правильность формирования издержек обращения в отчетном периоде – проверить, не включаются ли расходы, произведенные в другие отчетные периоды; не включены ли в издержки начисления и платежи, которые должны покрываться за счет других источников; правильно ли списаны на затраты представительские расходы, расходы на служебные командировки, рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта, информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и др. Необходимо проверить правильность амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.

     Аудит НКО существенно отличается по своим направлениям от аудита, проводимого в коммерческих организациях, т.е. деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Основной целью аудита в некоммерческой организации является:

     - сопоставление направлений деятельности НКО, принципов формирования и использования ее имущества с целями и задачами, определенными уставами и органами управления некоммерческих организаций;

     - подтверждение целевого использования поступивших средств, а именно, оценка направлений их использования, утвержденным сметам, программам, т.е. качественная оценка, а также соответствие абсолютных величин расходования средств планируемым показателям, с учетом ограничений накладываемых соответствующими нормативными актами или донорами.

     Основной  проблемой, с которой сталкивается аудитор при проведении аудита некоммерческих организаций, является то, что целевое  расходование средств определяется суммой, а не целью и не средствами. То есть, в большинстве организаций отсутствуют решения органов управления, определяющие направления деятельности организации, а также сметы, регламентирующие расходование средств на отдельные программы или направления деятельности некоммерческих организаций.

     Все НКО должны действовать на основании сметы или бюджета. Смета показывает направления расходования средств и составляется в тех НКО, которые не имеют стабильного источника финансирования своей деятельности, например в религиозных организациях, существующих только за счет пожертвований.

     В отличие от сметы, бюджет НКО содержит и доходную, и расходную части.

     Бюджет  показывает, откуда должны были поступить  средства на заявленную в уставе деятельность, на какие цели предполагалось израсходовать  эти средства и что фактически получилось.

     Начинать  проведение аудита НКО следует с проверки правильности составления бюджета (сметы) и реалистичности цифр, отраженных в нем. В настоящее время форма сметы и порядок ее составления не регулируется нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

     При отсутствии бюджета (сметы) в НКО  возможно предъявление налоговыми органами обвинения в нецелевом использовании  средств.

     Специфическими  для некоммерческой деятельности ошибками, выявленными при аудите некоммерческой организации, являются:

     - несоответствие деятельности уставным документам. В этом случае все поступления средств могут быть изъяты в доход государственного бюджета;

     - неправильное оформление членства и поступления членских взносов, ошибки и недочеты в оформлении иных поступлений. В этом случае поступившие средства могут быть признаны внереализационными доходами и обложены налогом на прибыль;

     - несоблюдение требований грантодателей и иных юридических и физических лиц, от которых поступили средства;

     - ошибки и недочеты в оформлении расходования средств на заработную плату, командировки и другие поездки, на проведение выездных заседаний, конференций, съездов.

     Они могут существенно исказить остаток  по счету 86 «Целевое финансирование», однако необходимость уплаты налогов, штрафные санкции, выполнение требований возврата средств могут существенным образом сказаться на платежеспособности НКО, ее способности продолжать свою деятельность в обозримом будущем. 

     3. Аудит в холдингах.

     Холдинг – это сложное структурное  образование, состоящее из материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Самой сложной задачей в рамках управления холдингом является задача обеспечения централизации управления и контроля над деятельностью и финансовыми потоками дочерних компаний. Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности в холдинге в первую очередь зависит от организации отдела внутреннего аудита.

     Внутренний  аудит финансовых ресурсов в холдинге — это контролирующая система, которая  обеспечивает:

     - концентрацию контрольных действий на приоритетных направлениях формирования и использования финансовых ресурсов

     - своевременное выявление отклонений от нормативных и плановых показателей

     - обоснование стратегических и тактических управленческих решений, связанных с оптимизацией движения капитала в холдинге

     Целью эффективной организации внутреннего  аудита финансовых ресурсов в холдинговой  компании является оценка источников их формирования с точки зрения законности, а также минимизация риска  неэффективного использования финансовых ресурсов.

     В конечном результате это должно привести к обеспечению стабильного финансового  состояния, получению максимально  возможного размера прибыли и  снижению риска возникновения внеплановых  потерь холдинга и его предприятий.

     В рамках аудита сложноорганизованных холдинговых структур могут оказать услуги по следующим направлениям:

     - аудит бизнес-процессов в холдинге

     - анализ эффективности работы структурных подразделений

     - организация внутреннего аудита в зависимости от системы управления и структуры холдинга

     - построение комплексной системы управления рисками

     Таким образом, аудит холдинговых структур, позволит решить ключевые задачи по проверке адекватности характера формирования финансовых ресурсов существующим на данный момент нормативно-правовым актам, созданию собственной системы информации о формировании финансовых ресурсов, оценке системы бухгалтерского учета капитала, а также  оценить успешность операций с ценными бумагами холдинговой компании в целях привлечения капитала. 

     4. Заключение 

     Технология  аудиторской проверки не имеет строгой  регламентации и не зафиксирована  нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному  набору требований и включает несколько  этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это:

     1) планирование аудита (предварительное  знакомство с клиентом, оформление  контракта или письма-обязательства,  изучение и оценка системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля организации клиента,  оценка рисков, подготовка плана  и программы аудита.) Цель - организовать эффективную и экономически оправданную проверку;

     2) сбор аудиторских доказательств  (выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля  и аудиторские процедуры по  существу). При этом необходимо  проверить: учредительные и другие общие документы, хоздоговоры, учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения, отчетность экономического субъекта, систему внутреннего контроля, комплексы по всем разделам и счетам бухгалтерского учета. При проведении аудиторской проверки следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) «Аудиторские доказательства», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Аналитические процедуры»,«Действие аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и т. д.;

     3) документирование (документируются  основные аспекты проведенной  работы, сделанные вывод и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита). Рабочая документация должна быть достаточно полной и убедительной. При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) «Документирование аудита;

     4) заключительный этап (завершение  подготовки рабочей документации, информирование руководства аудируемого  лица по результатам проверки, формулирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, подготовка аудиторского заключения.

     Методики  выполнения аудиторских проверок разрабатываются  специалистами аудиторской организации  и составляют их коммерческую тайну.

     Основные  подходы формирования методики аудита:

     1) бухгалтерский (разработка методик  проверки различным разделам  бухгалтерского учета);

     2) юридический (включает в себя  разработку метода проверки различных  вопросов с юридической точки  зрения);

     3) Специальный (включает в себя  разработку метода проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками);

     4) отраслевой (разрабатываются методики  аудита экономических субъектов  в зависимости от вида и  деятельности и отраслевой принадлежности).

     Все методики разрабатываются по единой типовой схеме, включающей перечень нормативно-правовых документов.

     Используются  тесты, анкеты, таблицы и т.д. Важную роль играют компьютерные информационные технологии. 

Информация о работе Техника и методика проведения аудиторских проверок