Сущность внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить функции, цели и задачи организации внутреннего аудита.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие внутреннего аудита.
2. Раскрыть функции внутреннего аудита.
3. Изучить цели внутреннего аудита.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
Глава1. Внутренний аудит: понятие, функции,цели…………………………….….……5
1.1 Понятие внутреннего аудита……………………………………………………………………5
1.2 Необходимость возникновения внутреннего аудита……………………..………6
1.3 Функции внутреннего аудита……………………………………………………………….…10
1.4 Цели внутреннего аудита……………………………………………………………………..…14
Глава2. Сравнительная характеристика особенностей института внутреннего аудита………………………………………………………………………………………………………………16
2.1 Виды внутреннего аудита…………………………………………………………………………16
2.2 Задачи внутреннего аудита………………………………………………………………………18
Глава3. Структура и состав службы внутреннего аудита…………………………….…31
Заключение…………………………………………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 55.98 Кб (Скачать)

О.В. Ефимова рассматривает  такие функции внутреннего аудита, как:

- анализ внешних факторов  и оценка их влияния на деятельность  организации;

- консультирование учредителей  и сотрудников администрации  по вопросам бухгалтерского учета,  налогообложения, анализа хозяйственной  деятельности, менеджмента и права;

- организация подготовки  к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других  контрольных органов;

- периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

-проверка правильности  составления и условий выполнения  хозяйственных договоров;

- оценка экономичности  и эффективности операций организации;

- проверка уровня достижения  программных целей.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов  менеджеров.

Внутренний аудит может  как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления  официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный  круг функций и задач, определяемый создавшим его управляющим органом.

Таким образом, функции  внутреннего аудита не ограничиваются только функциями контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, характерными для контрольно-ревизионных служб.

Система внутреннего  аудита не может быть полностью отождествлена  с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего  аудита. В то же время система  внутреннего контроля может функционировать  и без создания органов внутреннего  аудита. Внутренний аудит, на наш взгляд, следует рассматривать как дополнительный уровень элемента контроля в системе  управления за достоверностью финансовой отчетности, в частности, и эффективностью системы внутреннего контроля в  целом. При этом возможна трансформация  контрольно-ревизионных служб в  отдельные службы внутреннего аудита.

Функции внутреннего  аудитора могут выполнять:

1) специальные службы  внутреннего контроля;

2) отдельные специалисты  внутреннего аудита, состоящие в  штате организации;

3) ревизионные комиссии (ревизоры);

4) привлекаемые сторонние  организации;

5) внешние аудиторы.

Функции внутреннего  аудита должны выполняться непосредственно  работниками организации, поэтому  предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными.

Если внутренний аудит  осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение  внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при решении  отдельных задач, определенных для  служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным.

В то же время для принятия эффективных управленческих решений  необходимо релевантное (относящееся  к конкретной ситуации) информационное обеспечение.

Если информация избыточна, то, как правило, это не приводит к повышению качества вышеуказанных  решений. Поэтому система управления экономического субъекта постоянно  сталкивается с проблемой выявления  релевантной и нерелевантной  информации.

Если информации недостаточно и при этом существует сомнение в  ее точности, то существует вероятность  того, что принятое на ее основе управленческое решение будет неадекватно той  ситуации, которая в данный момент времени прямо или косвенно воздействует на экономический субъект.

Исходя из того, что  только релевантная информация служит основой для принятия эффективных  управленческих решений, важно, как  следствие, добиться ее максимальной точности и соответствия решаемой проблеме.

В странах с развитой рыночной экономикой существует точка  зрения, которая предполагает, что  уровень эффективности развития любого экономического субъекта, независимо от его формы собственности, определяется отлаженным механизмом его управления. Ученые этих стран, исследуя многовековой опыт экономических преобразований, отмечают, что положительная тенденция развития любых экономических субъектов (в том числе и с государственной формой собственности) и обеспечение их устойчивого состояния определяется эффективностью принимаемых управленческих решений.

В условиях глобальной нестабильности современного мира экономические субъекты вынуждены оперативно реагировать  и непрерывно приспосабливаться  к требованиям постоянно меняющейся внешней среды.

Даже если бы изменения  не были столь значительны, системе  управления все равно пришлось бы учитывать влияние внешней среды, так как экономический субъект, являясь открытой системой, зависит  от внешнего мира в отношении поставок различного рода ресурсов, а также  потребителей своей продукции, товаров  и услуг.

В настоящее время  факторы внешней среды экономического субъекта характеризуются сложностью, агрессивностью, взаимозависимостью, изменчивостью и непредсказуемостью. В процессе своей деятельности между  структурными звеньями экономического субъекта, причем в рамках прямых и  обратных связей, происходит обмен  информацией, служащий основой ситуационного  управления и позволяющий адекватно  и оперативно реагировать на изменения  внешней среды. Взаимодействие экономического субъекта с внешней средой характеризуется  возникновением и последующим преодолением противоречий, касающихся сфер их взаимодействия. Неадекватная реакция системы управления экономического субъекта или ее отсутствие ведут к накоплению противоречий. Они могут быть преодолены за счет своевременных и адекватных изменений  внутри экономического субъекта посредством  совершенствования бизнес-процессов, организационной структуры, механизма  управления как решающих факторов обеспечения  жизнеспособности в условиях постоянно  меняющегося внешнего окружения.

Под понятием «бизнес-процесс» следует понимать «…последовательность внутренних шагов, осуществляемых в рамках конкретных видов деятельности».

Необходимость решения  вышеуказанных проблем объективна, так как согласно закону Р. Эшби невозможно управлять какой-либо системой с  помощью инструментов и механизмов, которые значительно проще этой системы. Иными словами, внутреннее разнообразие экономических субъектов  требует соответствующего разнообразия механизмов адаптации.

Принятию управленческих решений предшествуют диагностика  сложившейся ситуации и выбор  вариантов этих решений, относящихся  к той или иной проблеме. В идеальном  случае желательно иметь все возможные  варианты действий, которые могли  бы устранить причины возникающих  проблемных возмущений и, тем самым, обеспечить экономический субъект  возможностью достижения своих целевых  установок. Однако на практике система  управления чаще всего не располагает  достаточной релевантной информацией  и, тем более, временем для того, чтобы  определить и оценить каждое альтернативное решение. При этом значительное число  альтернативных решений скорее мешает, чем помогает системе управления. Поэтому, как правило, система управления ограничивается небольшим числом вариантов  этих решений, которые соответствуют  лишь определенному минимальному требованию, установленному самой системой частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить  различия применительно к уровням  внутреннего аудита, например внутреннего  аудита отдельных хозяйствующих  субъектов и групп взаимосвязанных  организаций (холдингов).

1.4  Цели внутреннего  аудита

Цели внутреннего аудита можно сформулировать следующим  образом:

- обеспечение более  эффективного управления организацией  и группой взаимосвязанных организаций;

- оперативное выявление  текущих проблем в рамках отдельной  организации - участника группы  и в целом группы взаимосвязанных  организаций;

- защита законных интересов  организации и ее собственников,  в том числе защита общих  интересов всех участников группы  взаимосвязанных организаций;

- помощь сотрудникам  организации в эффективном выполнении  ими своих функций;

- оценка эффективности  и надежности системы внутреннего  контроля.

По мнению В.В. Ковалева, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности  и предотвращения избыточного нецелесообразного  контроля.

На наш взгляд, внутренний аудит следует рассматривать  в качестве:

- части системы внутреннего  контроля;

- функции выявления  и оценки рисков;

- независимой оценки информационных потоков, в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной).

При принятии решения  об организации и определении  функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как:

- направление и специфика  деятельности;

- объемы показателей  финансово-экономической деятельности  субъекта;

- сложившаяся система  управления;

- состояние системы  внутреннего контроля.

 

 

 

 

 

Глава 2. Сравнительная  характеристика особенностей институтов внутреннего аудита

 

2.1 Виды внутреннего  аудита

 

Как в экономической  литературе, так и на практике аудит  подразделяют на два: вида внешний и  внутренний. В то же время с понятием «аудит» связывают проверки, выполняемые  аудитором в полной мере независимым  от собственников, акционеров и исполнительных органов экономического субъекта с  целью выражения объективного мнения о достоверности отчетности. Рассмотрим с этих позиций предлагаемые виды аудита. Внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его  независимость, как уже указывалось  в предыдущем разделе, определяется как законодательными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами и решаемыми  ими задачами внешний аудит подразделяют на обязательный и инициативный.

Федеральный Закон об аудиторской деятельности определяет, что порядок, случаи и сроки проведения обязательного аудита. Инициативный же аудит проводится в любое время  и в тех объемах, которые определяются договором с аудируемой организацией.

При проведении обязательного  аудита перед аудитором должна стоять единственная цель – формирование и последующее выражение мнения о достоверности во всех существенных аспектах аудируемой бухгалтерской  отчетности. В процессе и для достижения стоящей цели аудитор может решать промежуточные задачи – определять соответствие совершаемых организацией сделок законодательству, проверять  платежно-расчетные документы, налоговые  расчеты и т.п. Однако, вне зависимости  от круга решаемых аудитором задач цель обязательного аудита остается неизменной.

В ходе инициативного  аудита аудитор решает любые задачи для достижения целей определенных договором. Такими задачами могут, например, быть – консультирование, анализ, обзорная проверка, поверки расчетов и т.п. Достигаемые при этом цели также  могут быть многогранны – устранение выявленных недостатков, обучение персонала, стратегическое планирование и многое другое.

Внутреннему аудиту и  решаемым им задачам даются следующие  определения: «Организованная на экономическом  субъекте в интересах его собственников  и регламентированная его внутренними  документами система контроля над  соблюдением установленного порядка  ведения бухгалтерского учета и  надежностью функционирования системы  внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые  собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов».

«Задача внутренней аудиторской  службы состоит в помощи членам организации  эффективно выполнять свои должностные  обязанности – отдел внутреннего  аудита является составной частью организации  и функционирует в рамках политики, определенной руководством и правлением (советом директоров)».

Из приведенных трактовок, описывающих суть внутреннего аудита, следует, что он имеет существенные и кардинальные отличия от внешнего аудита:

Независимость внутреннего  аудитора условна, поскольку определяется его подчиненностью в организации  – непосредственно директору  или его заместителю, правлению  или собранию акционеров. Но в любом  случае внутренний аудитор имеет  перед организацией обязательства  и финансовую заинтересованность, определяемые договором трудового найма и  внутренним распорядком.

Главной задачей внутреннего  аудита является не подтверждение достоверности отчетности, а обеспечение контрольных мер для предотвращения потери ресурсов.

Исходя из этих различий между внешним и внутренним аудитом  представляется совершенно не верным объединение в одном определении  имеющих сходство в определенных методах но различных по сути и  решаемым задачам направлений деятельности. Более правильным исходя из задач, стоящих  перед внутренним аудитом, дать ему  определение внутреннего контроля, осуществляемого внутренними ревизорскими службами (отделами).

Функции внутреннего  контроля должны выполнять непосредственно  работники организации, занимаясь  этим не эпизодически, а ежедневно. Поэтому предположение о том, что внутренним контролем могут  заниматься не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы, вероятно, является ошибочным.

Неверным представляется также подразделение внутреннего  контроля на виды – управленческий производственный, хозяйственной деятельности, соответствия требованиям и т.п. Это не виды, а отдельные задачи или элементы, направленные на решение  общей цели, стоящей перед внутренним контролем – способствовать оздоровлению финансово-хозяйственной деятельности организации.

Информация о работе Сущность внутреннего аудита