Сущность управленческого учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:04, реферат

Краткое описание

Организа́ция (от греч. ὄργανον — инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом.
1)Организация — это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определенные планы.

Файлы: 1 файл

Сущность управленческого учета.docx

— 153.93 Кб (Скачать)

Сущность управленческого  учета

 

  1.                Организация и её цели

Организа́ция (от греч. ὄργανον — инструмент) — это целевое объединение ресурсов. Организации, созданные человеком (людьми), характеризуются наличием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования. Необходимо отметить, что организация, входящая в более крупную организацию, является для последней ресурсом.

1)Организация — это группа  людей, работающих совместно,  во главе с руководителем и  выполняющих определенные планы.

2)Организация — это комплекс  мероприятий или действий, направленных  на получение оптимальных условий  для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности,  производительности, качественности  оказываемых услуг и, как правило,  сопровождающихся уменьшением расходов  на средства по достижению  этой цели.

 

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

 

Под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Это желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей.

Наличие цели обеспечивает организации  стабильность, равновесие, единство действий участников.

 

Типы целей в организации:

1.Цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством) или диктуются рынком (совокупностью организаций, включая смежников и конкурентов). Эти задания определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса. Например, преподавание в школе, лечение и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательском институте - все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.

2.Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к достижению собственных (часто эгоистических) целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или выполняют их лишь формально.

3.Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, невзирая на необходимость выполнения ею целей-заданий или удовлетворение коллективных и индивидуальных целей-ориентаций членов организации. Такое явление нередко наблюдается при крайних негативных проявлениях бюрократизма, когда организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.

 

 

  1. Организация как последовательность видов деятельности, или цепочка создания ценности.

 

Под цепочкой ценностей, следуя М. Портеру понимается согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная от исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю, включая обслуживание потребителя. Акцент делается не только на процессах, происходящих внутри фирмы, а гораздо более широко, выходя за рамки конкретного предприятия.

Традиционная система управления издержками часто сосредотачивает  внимание, в основном, на процессах  происходящих внутри предприятия –  ее закупках, функциях, изделиях, потребителях. Другими словами, управленческий учет предприятия рассматривает стадии добавления ценности, начиная от выплат поставщикам и заканчивая получением оплаты от потребителей. Ключевым моментом является доведение до максимума  разницы (добавленной стоимости) между  закупками и реализацией.

В своем классическом “портеровском” виде цепочка ценностей выглядит следующим образом:

Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, в  отличие от концепции добавленной  стоимости, предполагает, по крайней  мере, четыре направления увеличения прибыли:

связь с поставщиками,

связь с потребителями,

технологические связи внутри цепочки  ценностей одного подразделения  предприятия,

связи между цепочками ценностей  подразделений внутри предприятия.

            Обычно цепочку создания ценности представляют в виде схемы:

 

  1. Потребности менеджмента в бухгалтерской информации для планирования, контроля, организации процессов и принятия решений.

Управление- деятельность субъекта, направленная на изменение состояния объектов и (или) субъектов (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий. Деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели.

информационная система есть совокупность технического, программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией

Между финансовым и управленческим учетом существует много общего.

Во-первых, оба вида бухгалтерского учета опираются на одну и ту же учетную информационную систему (единство исходной информации). На предприятии  используется один и тот же план счетов, отражающий объекты учета (средства предприятия, их источники, хозяйственные  процессы).                Одним из элементов учетной системы  является производственный учет, который  отражает данные по затратам на производство, используемые как в управленческом, так и в финансовом учете. Данные производственного учета используются для определения себестоимости  при составлении отчета о прибылях и убытках предприятия, это - применение информации в финансовом учете. Основой  установления цен на готовую продукцию  будут те же данные производственного  учета, это - пример применения их для  целей управленческого учета.

 Во-вторых, данные управленческого  и финансового учета используются  для принятия решений. Так,  данные финансового учета помогают  кредиторам оценить финансовое  положение предприятия и принять  решение о предоставлении кредитов, займов данной организации. Данные  управленческого учета используются  менеджерами, например, для принятия  решения по производству той или иной продукции.

 В-третьих, и финансовый, и  управленческий учет в значительной  степени основываются на принципе  ответственности. На финансовом  учете лежит ответственность  за все предприятие как хозяйственной  единицы. Управленческий учет  ответственен за отдельные подразделения  предприятия, а также за деятельность  каждого конкретного работника,  отвечающего за учет затрат.

Управленческий учет является частью системы бухгалтерского учета предприятия, обеспечивающей управленческий аппарат информацией для планирования деятельности, принятия тактических и стратегических решений, оперативного управления, контроля деятельности организации, стимулирования работников предприятия в выполнении заданий, оценки деятельности подразделений, отдельных сотрудников внутри организации.

 

  1. Роль и функции управленческого учета в процессе управления.

Важной задачей управленческого  учета является сбор, обобщение и  передача информации, необходимой и  полезной при принятии менеджерами  своевременных и качественных управленческих решений. Одно из множества определений  менеджмента как раз и формулируется  как сбор информации, разработка решений  и организация их выполнения, что  подчеркивает высокую значимость решений  в управленческой деятельности.

Роль управленческого учета  в принятии решений значительна. Управленческий учет выявил явное смещение в целях бухгалтерского учета. От простого учета операций, акцент делается на анализе и интерпретации, чтобы  помочь менеджменту обеспечивать лучшие результаты. Таким образом, управленческий учет исключает интуицию, которая  не всегда надежна и апеллирует причино-следственными категориями.

Управленческий учет выполняет  несколько основных функций, которые  связаны непосредственно с управлением  деятельностью предприятия

Функции управленческого учёта: прогнозирование, планирование, контроль и анализ, регулирование, организация, координация, информация, стимулирование.

 

  1.   Взаимосвязь планирования и контроля.

Несмотря на то что планирование и контроль — это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля.

Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. По форме может быть – стратегическим (на период более 5 лет), среднесрочным (1-5 лет), оперативным (год, месяц).

Задачи планирования:

Ø обеспечение целенаправленного развития предприятия;

Ø раннее распознавание проблем развития;

Ø координация деятельности структурных подразделений и сотрудников фирмы;

Ø создание объективной базы для эффективного контроля;

Ø стимулирование трудовой активности сотрудников;

Ø информационное обеспечение работников.

 

Контроль – управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Содержание контроля как функции менеджмента заключается в своевременном обнаружении возникающих в ходе производственно – хозяйственной деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды. Контроль - комплексная функция, включающая функции учёта, оценки, анализа.

Процесс контроля включает:

Ø установку стандартов, выработку критериев оценки;

Ø изменение фактических результатов;

Ø принятие необходимых корректирующих действий.

 

  1. Сравнение финансового и управленческого учета.

Начало в пункте 3. (сходства)

Однако эти два вида учета  имеют и значительные отличия  друг от друга.

Масштабы информации.  Отчетность, составленная на основе финансового учета, имеет обобщающий  характер, так как охватывает деятельность всего предприятия. С другой стороны, управленческий  учет предоставляет информацию специального назначения, используемую для определенных, более узких целей.

В современных условиях хозяйствования в информационном поле организации  функционируют три учетные системы, назначение которых - удовлетворение информационных потребностей пользователей бухгалтерской  информацией.

На выходе информационной системы  организации формируются отчеты:

1) для внешних пользователей  бухгалтерской информацией;

2) для целей периодического планирования  и контроля;

3) для принятия решений в нестандартных  ситуациях и выбора оптимальной  политики организации.

Регламентация. Финансовый учет выполняет функции системного бухгалтерского учета, построенного в соответствии с принципами и нормами международных стандартов. Задачей финансового учета является составление финансовой отчетности, которая может быть использована как внешними, так и внутренними пользователями. При этом внешними пользователями бухгалтерской информацией могут быть владельцы акций и кредиторы (как реальные, так и потенциальные), поставщики, покупатели, представители налоговых служб и т. д.

  Налоговый учет обеспечивает  организацию информацией по правильному  и полному использованию налоговых  льгот и определяет выбор учетной  политики. В зависимости от выбранных  в ней методов ведения учета  и оценки активов формируются  разные показатели бухгалтерского  баланса и отчетности. Для улучшения  показателей деятельности организация  стремится максимально сократить  общую сумму налоговых платежей  в рамках закона.

Информация о работе Сущность управленческого учёта