Сущность аудита и аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:11, реферат

Краткое описание

Целью аудита является высказывание профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Профессиональное суждение высказывается в аудиторском заключении – документе, завершающем работу аудитора с информацией о данном объекте.

Оглавление

Введение


1. Сущность аудита и аудиторской деятельности в рыночной экономике


1.1 Понятие, цели и экономическая обусловленность аудита


1.2 Цели и задачи видов работ в аудиторской деятельности


2. Исторические аспекты развития аудита в России и за рубежом


2.1 Возникновение и развитие аудита в странах Европы


2.2 История возникновения и развития аудита в России


Заключение


Глоссарий


Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность аудита и аудиторской деятельности.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

2.1 Возникновение  и развитие аудита в странах  Европы 

Аудит в Великобритании начал свое формирование и развитие как форма государственного финансового  контроля. В рамках государственного финансового контроля аудиторы закреплялись по ведомствам, а в 1559 г. произошло объединение аудиторов в службу контроля учетных данных государственных учреждений. Однако уже в XVIII в. наиболее энергичные аудиторы начали заниматься своей деятельностью как профессиональной, вне государственной службы. В адресной книге за 1799 г. было указано 11 лиц и фирм, практиковавших как аудиторы. 

По одной из версий известный политик и экономист XVIII в. Дж.Уотсон порекомендовал шотландским  коммерсантам провести проверку их бухгалтерской  отчетности. Результаты проделанной работы были столь значительны, что скупые и педантичные шотландцы признали пользу таких проверок и стали их практиковать [23, с.44]. 

В 1805 г. в Эдинбурге  был издан справочник, где значились  имена 17 аудиторов, которые вскоре создали  свою профессиональную организацию, а в 1822 г. их было уже 73. Профессиональные организации в то время существовали уже у многих профессий, начало было положено в средневековье с образованием гильдий. В 1854 г. в Эдинбурге было образовано Общество бухгалтеров, которое объединило бухгалтеров-аудиторов. 

После принятия Закона о британских компаниях в 1844 г., согласно которому компании один раз в год должны были представить  счета и отчеты для проверки специалистам по бухгалтерскому учету и финансовому  контролю, ряды аудиторов существенно пополнились. Численность аудиторов во всем мире в 1905 г. достигла 11 тысяч, половина из которых находилась в Великобритании [7, с.54]. 

В 1880 г. был основан  Институт присяжных бухгалтеров  Англии и Уэльса, разработаны строгие  правила приема в его члены. Всего в Великобритании в настоящее время насчитывается шесть основных бухгалтерских и аудиторских организаций: Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса; Ассоциация дипломированных бухгалтеров; Институт бухгалтеров-калькуляторов и бухгалтеров-управленцев; Институт присяжных бухгалтеров Шотландии; Присяжный институт общественных финансов и учета; Институт присяжных бухгалтеров Ирландии. 
 

Правом заниматься именно аудитом бухгалтерской финансовой отчетности обладают только члены Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса. Института присяжных бухгалтеров Шотландии, Института присяжных бухгалтеров Ирландии и Ассоциации дипломированных бухгалтеров. 

Институт присяжных  бухгалтеров Шотландии получил  королевскую грамоту на свое основание в 1951 г. и включил в свой состав существовавшие ранее отдельно институты присяжных бухгалтеров Эдинбурга, Глазго и Абердины. 

Первоначально обязанности аудитора не были четко  определены: все инвесторы – и  акционеры, и кредиторы – видели в нем защитника своих интересов. Современный взгляд на аудитора как на лицо, ответственное только перед акционерами, начал формироваться после принятия Закона о компаниях в 1929 г., согласно которому все компании были обязаны включать в свои финансовые отчеты счет прибылей и убытков [13, с.31]. 

Английские специалисты  середины – конца прошлого века внесли существенный вклад в развитие аудита и техники ревизий.

Л.Р. Дикси по праву считается первым идеологом  и теоретиком аудита, определившим, что аудит – это работа, связанная с подтверждением правильности и объективности бухгалтерского баланса. Он определил задачи аудита как «сбор доказательств, подтверждающих бухгалтерскую отчетность» и обосновал, что цели проверок связаны с раскрытием подлогов, случайных ошибок и недостатков в системе учета. Согласно Л.Р. Дикси, проверка начиналась с кассы, анализ баланса рассматривался с точки зрения интересов различных заинтересованных лиц. 

Большой вклад  в теорию аудита внес А.Т. Ватсон, который  выделил три вида фальсификации  баланса: в активе показывается больше, чем есть на самом деле; завышается сумма капитала; занимается сумма капитала. 

Английские ученые внесли большой вклад в развитие теории и методов аудита. Они разработали  анкеты, позволяющие существенно  сократить трудоемкость проверок. В опубликованной в Англии в 1910 г. книге «Программы аудита» отмечалось, что в качестве первой ступени аудита должно выступать установление системы внутренней проверки [9, с.29]. Очевидно, что именно в это время к аудиторам уже пришло понимание важности состояния внутреннего контроля и его связи с объемом аудиторской проверки. 

В настоящее  время в целях осуществления  контроля качества работы аудиторов  и аудиторских организаций три  ведущих профессиональных объединения  Великобритании создали Объединенный отдел мониторинга. На 31 декабря 2001 г. в указанные Институты входило 8187 членов-организаций, что сопоставимо с общим количеством аудиторских организаций в России. 

С 1986 г. английским компаниям вменено в обязанность  создавать у себя аудиторские  комитеты, которые должны проверять финансовую информацию, а также средства внутреннего контроля и систему финансового управления, проводить экспресс-анализ и обеспечивать тесное взаимодействие с внешними аудиторами. 

В Германии первые шаги по организации аудита были сделаны в 1870 г., когда дополнение к Закону об акционерных обществах обязало наблюдательные советы данных обществ осуществлять проверку баланса, отчета о распределении прибыли и докладывать о результатах проверки на общих собраниях акционеров. Однако в данном законе не было указано, какая это должна быть проверка, - собственными ревизорами или же приглашенными со стороны. В связи с тем, что «грюндерская лихорадка» после 1870 г. привела к созданию и быстрому краху множества акционерных обществ, германское законодательство предусмотрено проведение внешнего аудита. 

По примеру  английских аудиторов 14 августа 1884 г. в  Германии был создан институт бухгалтеров-ревизоров. 

В этот период И.Ф. Шерром, известным немецким бухгалтером, были выдвинуты идеи о зависимости реальности баланса от ряда обстоятельств и сформулировано понятие «поле ошибки». Именно И.Ф. Шерр в своем труде «Бухгалтерия и баланс» классифицировал и проанализировал основные методы искажения баланса: соединение разнородных имущественных ценностей под одним названием; неправильное начисление амортизационных сумм; включение фиктивных дебиторов и кредиторов; манипуляции с переоценкой материальных ценностей; создание фиктивных фондов и резервов. 

С 1931 г. для акционерных  обществ внешние аудиторские  проверки стали обязательными. 

В 1932 г. в Германии был создан Институт аудиторов. Который  просуществовал до 1945 г. После окончания  Второй мировой войны в Дюссельдорфе был образован Институт аудиторов, который в ноябре 1954 г. был переименован в Институт аудиторов Германии. 

Государственное воздействие на аудиторскую деятельность в Германии проявляется в том, что все аудиторы и аудиторские  фирмы должны в обязательном порядке  быть членами Аудиторской палаты. Обязанность Аудиторской палаты Германии заключается в защите профессиональных интересов аудиторов и содействии родству авторитета аудиторской профессии, оказании консультационной и правовой помощи членам палаты, повышении квалификации аудиторов, контроле аудиторской деятельности и содействии в обучении новых аудиторских кадров. Членами Аудиторской палаты вместе с аудиторами, занимающимися исключительно своими профессиональными обязанностями, являются руководители, члены правлений и другие ответственные работники аудиторских фирм, даже если они не заняты непосредственно аудитом. 

Право проведения аудиторских проверок закреплено только за официально уполномоченными аудиторами – «контролерами экономики», «присяжными  контролерами бухгалтерских книг», а также официально уполномоченными аудиторскими фирмами. 

Аудит в Германии имеет несколько направлений: 

аудиторский контроль предприятия в конце финансового  года (проверка правильности ведения  бухгалтерских книг, проверка годовой  отчетности); 

аудиторский контроль документов юридического лица в период его основания на предмет соответствия законодательству страны; 

аудиторский контроль по поручению общего собрания акционеров; 

аудиторский контроль отдельных сегментов деловой  и финансовой деятельности; 

аудиторские проверки на предмет обнаружения правонарушений, включая контрольные проверки текущего характера, превентивные проверки с целью предупреждения возможных нарушений;  

контрольные проверки всего предприятия или его  части [23, с.48]. 

Во Франции  функционируют две основные организации, занимающиеся руководством аудиторской деятельности в стране: Палата экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров; Общество комиссаров по счетам. 

Основные различия в деятельности данных организаций  состоят в том, что эксперты-бухгалтеры приглашаются для проведения проверок ведения учета и отчетности, а комиссары по счетам назначаются в обязательном порядке в акционерные общества согласно законодательству об акционерных обществах. В каждом акционерном обществе должен быть назначенный комиссар по счетам, а если это общество обязано публиковать консолидированную отчетность, то должно быть не менее двух комиссаров. 

Как и в других странах с рыночной экономикой, во Франции развитие аудита привело  к выделению специализаций –  из среды аудиторов, по традиции и называемых экспертами-бухгалтерами, выделились специалисты по налоговому, правовому консультированию и менеджменту. Палата экспертов-бухгалтеров и поверенных бухгалтеров Франции объединяет аудиторские учреждения и отдельных аудиторов на общенациональном и региональных уровнях. 

Достаточно сильно развито государственное регулирование  аудита. Государство осуществляет прямой контроль формирования аудиторских  кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности. 

Развитие аудита в Италии неразрывно связано с формированием науки об учете. Одним из ярких теоретиков в данной области является Ф.Вилла, создатель одного из трех известнейших итальянских научных направлений в бухгалтерском учете, а именно ломбардского. Ф.Вилле приписывают выделение трех составных частей бухгалтерского учета: теории учета; правил ведения регистров и их практического использования; организации управления, в том числе ревизии счетов [25, с.38]. 

Италия относится  к числу стран, где сильно развито  государственное регулирование аудита. 

В конце января 1992 г. в стране принято правительственное  постановление, согласно которому законную аудиторскую деятельность могут  осуществлять только те лица, которые  внесены в именной реестр, находящийся  под контролем Министерства юстиции. В именном реестре должны числиться как аудиторские фирмы, так и отдельные лица. Большинство руководителей зарегистрированных аудиторских фирм также должны пройти персональную регистрацию. 

В Италии, как  и во Франции, аудиторы подразделяются на две категории: проверку и подтверждение финансовой отчетности осуществляют так называемые «доттори коммерчиалисти», а постановку бухгалтерского учета и текущее консультирование по учетным делам – «раджионьери». 

В Швеции аудиторская  деятельность осуществляется в соответствии с Законом «Об аудиторах», принятым решением Ридсдага от 18 мая 1995 г., и постановлением Правительства Швеции «Об аудиторах». Закон был принят в связи с вступлением Швеции с 1 января 1995 г. в Европейский союз. В названном Законе отражены вопросы аттестации и лицензирования утвержденных и уполномоченных аудиторов, регистрации аудиторских фирм, деятельности аудиторов и аудиторских фирм, а также надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских фирм и дисциплинарных мер.  

Государственным органом по аудиторской деятельности в Швеции является Комиссия по аудиторской деятельности при министерстве торговли и промышленности, которая и является лицензирующим органом. 

Специалист, получающий квалификацию утвержденного или  уполномоченного аудитора, должен иметь достаточные знания для осуществления аудита в соответствии с общепринятыми принципами добросовестной аудиторской проверки. 

Аттестация уполномоченного  или утвержденного аудитора подлежит периодическому возобновлению.  

К претендентам, желающим стать утвержденными аудиторами, предъявляются следующие квалификационные требования: осуществлять аудиторскую деятельность на профессиональном уровне; проживать в Швеции или другом государстве ЕС; не быть в состоянии банкротства; не иметь ограничений в правоспособности и дееспособности; не иметь запрета на право ведения консультативной деятельности; сдать квалификационный экзамен в Комиссии по аудиторской деятельности; быть честным и в остальном подходить для осуществления аудиторской деятельности. 

Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности