Сущность аудита и аудиторской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 07:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в данной работе является изучение сущности аудита и аудиторской деятельности.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
1) рассмотреть хронологию развития аудита;
2) изучить сущность аудита и аудиторской деятельности;
3) проанализировать цели и задачи аудиторской деятельности;
4) рассмотреть виды аудита.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы аудита и аудиторской деятельности……………….6
1.1 Хронология развития аудита………………………………………………6
1.2 Сущность аудита и аудиторской деятельности…………………………...8
2 Организация аудита и аудиторской деятельности………………………...13
2.1 Цели и задачи аудиторской деятельности………………………………..13
2.2 Виды аудита………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………….26
Глоссарий……………………………………………………………………....28
Список использованных источников………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Мерзлякова З.В.,КР,Аудит.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты  внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

     В правилах (стандартах) аудиторской  деятельности Российской Федерации  дается следующее определение: внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежно функционирования системы внутреннего контроля.

     Внутренний  аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

     Проведение  внутреннего аудита имеет для  руководства и (или) собственников  экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку  призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

     Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи  с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

     Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим  субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

     1) содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

     2) объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

     3) сложившейся системы управления экономического субъекта;

     4) состояния внутреннего контроля.

     Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

     В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

     Как правило, к функциям внутреннего  аудита относятся:

     1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

     2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

     3) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

     4) проверка деятельности различных звеньев управления;

     5) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

     6) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

     7) работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

     8) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

     9) специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

     10) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

     Внутренний  аудит не только дает информацию о  деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность  отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство  предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

     Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре  управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему  аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

     Внутренний аудитор - это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

     Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся  в штате предприятия и подчиненные  его руководству.

     Внутренний  аудитор выполняет следующие  функции:

     1) проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

     2) оценка экономичности и эффективности операций компании;

     3) проверка уровней достижений программных целей;

     4) подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

     Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор  несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.

     Задачи  внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

     Внутренний  аудит решает следующие задачи:

     1) контроль за состоянием активов  и недопущение убытков;

     2) подтверждение выполнения внутрисистемных  контрольных процедур;

     3) анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

     4) оценка качества информации, выдаваемой  управленческой информационной  системой.

     Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный  контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

     Несмотря  на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют  друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены  приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

     Основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита представлены в таблице (см. Приложение В)8.

     Существующая  система внешнего аудита направлена в первую очередь, на защиту интересов предприятий и организаций, акционеров, а также контрагентов (банков, страховых организаций, поставщиков, покупателей и др.).

     Внешний аудит - это независимый контроль, проводимый высококвалифицированными специалистами в области учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, имеющими соответствующую лицензию или сертификат. Проводится аудит независимыми аудиторами на основе договоров и подготовки соответствующего заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности и эффективности достигнутых результатов в соответствии с действующими стандартами, правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Внешний аудит может давать рекомендации клиенту. Аудиторы при этом применяют современные формы расчетов на основе экономико-математических статистических приемов анализа.

     Основными задачами внешнего аудита являются:

     1) проверка и заключение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;

     2) оценка совершаемых хозяйственных операций и их соответствие законодательству и нормативным актам;

     3) качество бухгалтерского учета;

     4) проверка правильности экономических расчетов (себестоимости, прибыли, ее распределение);

     5) анализ финансового состояния предприятия;

     6) оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и состоятельности;

     7) постановка учета, оказание практической помощи в его совершенствовании;

     8) оказание консультаций по различным вопросам;

     9) рекомендации по совершенствованию учета и хозяйственной деятельности.

     Внешний аудит проводится аудиторскими фирмами  или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности  бухучета и финансовой отчетности аудируемого  объекта.

     По  отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит9. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

     Обязательный  аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

     Обязательный  аудит осуществляется в случаях, если:

     1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

     2) организация является кредитной  организацией, страховой организацией  или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическим лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

     3) объем выручки организации или  индивидуального предпринимателя  от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;

     4) организация является государственным  унитарным предприятием, муниципальным  унитарным предприятием, основанным  на праве хозяйственного ведения,  если финансовые показатели его  деятельности соответствуют указанным  выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

     5) обязательный аудит в отношении  этих организаций или индивидуальных  предпринимателей предусмотрен  федеральным законом.

     Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Сущность аудита и аудиторской деятельности