Создание и ликвидация предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой и статистической отчетности на каждом предприятии осуществляется на основании нормативно-правовых документов, разрабатываемых органами, на которые возложены обязанности регулирования в стране вопросов учета и отчетности. Это позволяет вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность по единым принципам и форме и таким образом обеспечивать сопоставимость учетной информации.

Файлы: 1 файл

РАЗДЕЛ 1.docx

— 39.92 Кб (Скачать)

       Среди существенных недостатков – оторванность контроля по месту осуществления  документирования операций, недостаточность  информационного обеспечения руководителей среднего звена (начальники цехов, служб, подразделений) при принятии соответствующих решений или осуществления текущего контроля деятельности структурного подразделения.

       На  крупных предприятиях со значительным количеством подразделений, а также в случаях, когда отдельные цеха, участка или подразделения находится на значительном расстоянии от главного предприятия, учетный процесс строится на принципах его частичной централизации. На таких предприятиях учетный процесс осуществляется как централизованной бухгалтерией, так и учетным персоналом структурных подразделений. На уровне структурного подразделения осуществляются документальное оформление проводимых операций, обработка и группировка первичных документов по движению запасов, расчетов по оплате труда и т.д..

       Сгруппированные и сводные данные в форме отчетов  в установленные сроки поступают в центральную бухгалтерию, где тщательно проверяются и отражаются в системе синтетического и аналитического учета.

       Следовательно, частичная централизация учета  в значительной степени устраняет недостатки присущие полной централизации. Эта организация учета распространена на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях, в строительных организациях, на транспорте и др. Однако при такой организации учета существенно увеличивается численность учетного персонала, усложняется процесс своевременного представления отчетности.

       На  предприятиях с территориально и  организационно обособленными подразделениями (филиалы, представительства, отделения  и др.) применяют децентрализованный учет, при котором все работы выполняет  учетный аппарат этих подразделений. Такое организационное построение учета предусмотрено действующим Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", который подчеркивает, что предприятие самостоятельно может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

       При такой организации учета в  структурных подразделениях оформляют первичные документы, прорабатывают их, ведут синтетический и аналитический учет хозяйственных операций в системе счетов, составляют баланс и другие формы финансовой и статистической отчетности. Отчетность представляется как в бухгалтерию главного предприятия, так и по требованию местных финансовых и статистических органов. Функции бухгалтерии главного предприятия при децентрализованном учете ограничиваются проверкой и сведением показателей отчетности этих подразделений.

       При таких условиях главным преимуществом  децентрализованного учета является приближение учетных работников к месту совершения хозяйственных операций с целью контроля за ними и обеспечение использования учетной информации для оперативного управления подразделениями. Однако при такой организации учета растут расходы на содержание учетного аппарата, ослабляется текущий контроль бухгалтерии главного предприятия за работой на местах.

       Указанные недостатки централизованной и децентрализованной организации учета успешно преодолевают с помощью комплексной автоматизации учетно-аналитических работ, а также широкого внедрения и развития службы внутреннего аудита.

       Особое  место принадлежит одной из организационных  форм построения учета – централизованных бухгалтериях. Главная их особенность состоит в том, что они обслуживают не одно предприятие или учреждение, а целую группу однородных организаций определенного направления. Наибольшее распространение получили централизованные бухгалтерии на обслуживание бюджетных учреждений, школ, дошкольных учреждений, больниц, отдельных предприятий и организаций.

       При такой организации учета непосредственно  в учреждениях и организациях создают учетно-контрольные группы, которые занимаются документированием хозяйственных операций и проверкой документов. Все остальные учетные работы и составления отчетности осуществляет централизованная бухгалтерия. Функции централизованных бухгалтерий последнее время выполняются на договорных началах малыми предприятиями, специализирующимися на учетных бухгалтерских услугах или аудиторскими фирмами. На такое аудиторское обслуживание охотно идут малые предприятия.

       Малые предприятия организуют свой бухгалтерский  учет по упрощенной форме, которая имеет определенные особенности составления и представления отчетности. В зависимости от объема учетной информации и работы на таком предприятии может создаваться учетная служба или эту работу поручают специалисту по соглашению. Если объем учетных работ незначителен, их может выполнять сам владелец предприятия.

       Граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, ведут учет доходов  и расходов в порядке, предусмотренном  налоговым законодательством Украины.

       Важной  предпосылкой рациональной организации  учета на предприятии является правильный выбор формы организации, предусмотренной Законом, а также установление такой структуры аппарата бухгалтерии, которая бы наиболее соответствовала конкретным условиям работы предприятия. Численность учетного аппарата и его структура в значительной степени зависят от объемов учетных и контрольных работ, особенностей технологии и организации производства, системы управления, организационно-территориальной обособленности. Следует учитывать специфику предприятия, наличие учетных кадров и уровень их квалификации и опыт работы на каждом предприятии. Главный бухгалтер определяет структуру учетного аппарата и распределение обязанностей между отдельными работниками.

       Структура бухгалтерского аппарата может быть: предметная и производственная. Предметная структура учетного аппарата предусматривает выделение отдельных отделов или учетных групп согласно важнейшим участкам учетного процесса: учет средств, материальных ценностей, труда и заработной платы, учет производства и калькуляции продукции, учет расчетов и реализации и др. Производственная структура учетного аппарата предусматривает выделение отдельных производств, участков, технологически связанных между собой: учет растениеводства, учет животноводства, учет машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве, учет автотранспорта, основного и вспомогательного производства в промышленности, учет капитального строительства, монтажных работ в строительстве и т.д..

       Если  предметная структура бухгалтерского аппарата подчинена, главным образом обеспечению учетной информации в целом по предприятию, то производственная структура направлена на обеспечение контроля осуществления технологического процесса, деятельности отдельных цехов или подразделений.

       На  крупных предприятиях со значительным объемом учетных работ, как правило, применяется предметная структура, которая способствует эффективной работе аппарата, большей оперативности выполнения учетных работ и подготовки отчетности, специализации и повышению уровня квалификации учетных работников.

       Бухгалтерия такого предприятия может иметь  такие отделы (секторы):

       • финансово-расчетный, осуществляющий учет средств в кассе и банке, расчетных и кредитных операций, подотчетных сумм и контролирует соблюдение платежной дисциплины;

       • труда и заработной платы, который  осуществляет учет выработки и расчетов по заработной плате, учет расчетов с  депонентами, по налогам, с органами социального страхования, а также  составляет отчетность по труду и  фонду его оплаты;

       • материального учета, который ведет  учет оборотных активов и запасов, ведет расчеты с поставщиками, контролирует состояние складского учета, осуществляет инвентаризацию и составляет установленную отчетность;

       • производства и калькуляции, который  осуществляет учет затрат на производство, составляет калькуляцию себестоимости  продукции (работ, услуг), выявляет результаты работы производства, инвентаризирует незавершенное производство, составляет отчетность о производстве и себестоимости продукции;

       • готовой продукции и ее реализации, который ведет учет поступления готовой продукции на склады предприятия, ее отгрузку и реализацию, ведет расчеты с покупателями и заказчиками и составляет отчетность об объемах реализации;

       • сводно-балансовый, осуществляющий остальные  хозяйственные операции (учет валовых  доходов и валовых расходов, финансовых результатов), ведет обобщающие и учетные регистры, составляет декларации, баланс и другие формы финансовой и статистической отчетности, организует бухгалтерский архив.

       Работу  каждого отдела возглавляет старший  бухгалтер.

       Структура учетного аппарата тесно связана  с распределением обязанностей между конкретными учетными работниками. Функции каждого учетного работника, его обязанности, ответственность и права определяются служебными характеристиками и должностными инструкциями.

       Это позволяет избежать обезличивания  в выполнении учетных работ, создает  условия для слаженной и планомерной  работы учетного аппарата, получение  своевременной и качественной экономической  информации, необходимой для нужд управления предприятием. Распределение обязанностей между конкретными исполнителями является прерогативой главного бухгалтера, которого назначает на должность и освобождает от должности владелец (руководитель) предприятия. По функциональным обязанностям работники, занятые учетом и отчетностью, подчиняются главному бухгалтеру и назначаются руководителем предприятия по согласованию главного бухгалтера. Он устанавливает для каждого учетного работника служебные обязанности и контролирует их выполнение.

       При сложившейся структуре бухгалтерского аппарата предприятия и распределения  обязанностей между отдельными его  работниками организуется документооборот, т.е. путь прохождения документа от его составления до сдачи в архив. В графике документооборота указывается назначение документа, кем и когда он составляется, кто подписывает, какие показатели контролирует, когда и кому передается, последующее использование  документа. График документооборота утверждается главным бухгалтером, который и осуществляет контроль за его соблюдением.

       Зависимости от конкретных условий деятельности предприятия, объема учетной информации, уровня ее автоматизации, наличия квалифицированных кадров главный бухгалтер выбирает целесообразную форму ведения бухгалтерского учета, которая обеспечивала бы эффективное осуществление учетного процесса с минимальными затратами.

       Завершающим этапом организации бухгалтерского учета является установление состава и объема оперативной, бухгалтерской и статистической отчетности согласно срокам представления.

       Взвешенная  и обоснованная система мероприятий  по организации бухгалтерского учета  и проведения учетной политики должна гарантировать своевременное и  полное информационное обеспечение  внутренних и внешних пользователей.

    1. Техника осуществления учетной политики предприятия.

       Документом, в котором фиксируются положения  учетной политики, является приказ или распоряжение руководителя предприятия, который составляется на каждый следующий отчетный год. Составление приказа, утверждает на текущий год принятую методологию бухгалтерского учета и его организации требуется Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине".

       Приказ  об учетной политике – это документ внутреннего пользования, который  подписывают лица, имеющие право  первой и второй подписи (традиционно – руководитель и главный бухгалтер или бухгалтер). При составлении приказа, кроме факторов нормативно-правового характера, необходимо также учитывать: юридический статус предприятия (форма собственности и организационно-правовая форма), отраслевую специфику предприятия, наличие квалифицированных бухгалтерских кадров и др. Сам приказ должен полно отражать особенности организации и ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятии. Форма и содержание приказа на сегодняшний день не регламентируются.

       Внесение  изменений в приказ об учетной  политике в течение текущего года не допускается. Эту принципиальную норму регламентирует действующий Закон. Любое изменение положений учетной политики должно быть обосновано и отражено в пояснительной записке к годовому отчету предприятия.

       Приказ  может содержать следующие разделы:

       1. Нормативы и методические принципы  бухгалтерского учета.

       2. Техника бухгалтерского учета.

       3. Организация бухгалтерского учета.

       В первом разделе приказа (распоряжения) отражаются: нормативная база, регулирующая методологию, технику и организацию  ведения бухгалтерского учета и составления отчетности (указывают перечень основных документов, которыми необходимо руководствоваться), изменения учетной политики, границы существенности и операционного цикла, порядок оценки необоротных активов, срока функционирования, начисления и отражения амортизации, порядок учета и методы оценки запасов и транспортно-заготовительных расходов; виды создаваемых резервов; признания доходов и расходов, финансовых результатов и порядок распределения прибыли.

Информация о работе Создание и ликвидация предприятия