Все
вышеперечисленные задачи, возникающие
в процессе построения информационной
системы, и методы их решения являются
наиболее распространенными и Естественно,
каждое предприятие имеет свою уникальную
организационную специфику, и при внедрении
информационной системы управления предприятием
могут возникать различные нюансы, которые
требуют дополнительного рассмотрения
и поиска методов их решения. Собственно
для этого и существуют профессиональные
бизнес-консультанты.
Автоматизированный
бухгалтерский учет сегодня - повседневная
реальность. В начале 90-х это были простые
программы, похожие на сложный калькулятор,
с функциями не только сложения и вычитания,
но и вывода баланса, просто помощник бухгалтеру.
В середине 90-х масштабы деятельности
многих предприятий выросли, появилась
потребность в налаживании управленческого
и оперативного учета. Сегодня автоматизация
учета сильно расширяет возможности бухгалтера.
С помощью средств автоматизации бухучет
становится более масштабной задачей,
т. к. может использоваться при принятии
оперативных решений в реальном режиме
времени. В настоящее время разработчиков
программного обеспечения интересует
программа, которая позволила бы полностью
автоматизировать деятельность предприятия.
Эффективная автоматизация бухгалтерского
учета - не только вопрос удобства в работе
бухгалтера, это тенденция времени. [8,с.105]
Поскольку
на всех уровнях используется информация,
формируемая в системе бухгалтерского
учета, усилия по ее совершенствованию
должны быть сосредоточены на углублении
аналитического учета и добавлении
новых форматов отчетов, создаваемых на
базе первичной бухгалтерской информации.
В этом случае отпадет необходимость в
дополнительных арифметических расчетах
и сверках данных, которые до этого осуществляла
планово-экономическая служба, и появится
возможность больше времени уделять вопросам
анализа и контроля.
В
настоящее время существенным отличием
системы управления российских предприятий
от предприятий стран с развитой рыночной
экономикой является то, что там обычно
нет плановых отделов, работающих изолированно
от бухгалтерии. Это значит, что вся необходимая
для управления предприятием информация
готовится бухгалтерами (составление
отчетности предприятия, анализ его финансовых
показателей, планирование и контроль).
Причем это свойственно как небольшим
организациям, так и достаточно крупным.
В пользу организационного единства учета
и планирования можно высказать следующие
доводы:
- Лучше обеспечивается
ориентация на конечный результат всех
происходящих на предприятии процессов.
- Планирование
и контроль на предприятии базируются
на учетных данных, поэтому учет в качестве
инструмента планирования должен быть
структурирован таким образом, чтобы решать
задачи управления с наибольшей эффективностью.
- Необходимо
отметить, что в условиях рыночной экономики
на средних и крупных предприятиях существует
практика выделения функции стратегического
планирования, ориентированного на решение
качественных задач перспективного развития,
в отдельную службу, подчиненную высшему
руководству. [25,с.96]
Уровень
подготовки специалистов-бухгалтеров
постоянно растет, потребности развивающихся
предприятий не уменьшаются, техническое
обеспечение становится более совершенным
и доступным. Все это говорит
о том, что переход на автоматизированную
форму работы закономерная тенденция
нашего времени.
5.
Корпоративные автоматизированные системы
управления
Российских
Железных Дорог
Автоматизированные
информационные системы управления
для предприятий являются тем
инструментом, который позволяет
повышать эффективность сбора информации,
а также обеспечивать максимально оперативное
и корректное ведение управленческой
деятельности, в том числе, за счет моментальной
обработки поступающих сведений о деятельности
организации либо конкретного ее подразделения.
Корпоративные
системы управления предприятием в первую
очередь предназначены для оптимизации
использования управленческого ресурса.
Их применение также имеет ряд дополнительных
эффектов, среди которых:
- качественный
рост уровня реализации бизнес-процессов;
- повышение
эффективности труда отдельно взятых
сотрудников;
- улучшение
качества обслуживания клиентов и т.д.
ОАО
«Российские железные дороги» является
динамично развивающейся общенациональной
вертикально-интегрированной транспортной
компанией. 100% акций компании в соответствии
с федеральным законом «Об особенностях
управления и распоряжения имуществом
железнодорожного транспорта» находятся
в собственности Российской Федерации.
Права акционера от имени Российской Федерации
осуществляет правительство Российской
Федерации.
ОАО
«РЖД» следует лучшей практике и стандартам
корпоративного управления и признает
корпоративное управление необходимым
условием эффективности и успешности
своей финансово-хозяйственной деятельности,
повышения инвестиционной привлекательности
компании и ее дочерних обществ, а также
обеспечения надлежащего проведения реформы
железнодорожного транспорта.
Огромный
опыт создания информационных систем
на железнодорожном транспорте, наличие
квалифицированных специалистов, контроль
за обеспечением качества при проектировании
и внедрении – это три составляющие успешной
эксплуатации и эффективного внедрения
наших систем. В настоящее время существуют
готовые системы, которые успешно внедрены
и эксплуатируются заказчиками:
- Автоматизированная
система управления перевозками на железной
дороге (АСОУП). Является общесистемной
средой дорожных информационно-вычислительных
центров (ИВЦ), она отражает данные о всех
основных эксплуатационных событиях с
грузами, вагонами, поездами, локомотивами
и локомотивными бригадами и на ее базе
реализовываются и создаются все автоматизированные
технологии на железнодорожном транспорте.
За 20 лет система внедрена на 32 дорогах
СНГ и Балтии. В нее включено порядка 25
тысяч абонентов. В настоящее время осуществляется
разработка модернизированной АСОУП.
Основу модернизированной АСОУП составляет
система взаимодействующих баз данных
об основных информационных объектах
железнодорожного транспорта (БФ МПП на
DB2/OS390). Схема АСОУП представлена в приложении
1. Для решения задач АСОУП в вычислительный
центр дороги должна передаваться исходная
информация по определенным кодам сообщений.
Классификаторы сообщений АСОУП представлены
в приложении 5.
- Автоматизированная
система пономерного учета, контроля дислокации,
анализа использования и регулирования
вагонным парком (ДИСПАРК). Функционирует в среде
АСОУП на дорожном и сетевом уровнях и
является принципиально новой автоматизированной
системой управления парком грузовых
вагонов, основанной на создании достоверных
пономерных моделей дислокации и состояния
вагонов на уровне сети железных дорог,
функционирующая как единое целое и обеспечивающая
подключение к ней железных дорог стран
СНГ и Балтии. Схема ДИСПАРК представлена
в приложении 2.
- Автоматизированная
система обеспечения своевременной и
адресной доставки грузов «Грузовой экспресс».
Обеспечивает повышение качества транспортного
обслуживания грузовладельцев; снижение
количества нарушений сроков доставки
грузов и, соответственно, уменьшение
финансовых потерь железных дорог, связанных
с выплатами за несвоевременную доставку
грузов; улучшение качества использования
подвижного состава; повышение технологической
дисциплины и эффективности оперативного
управления перевозками; обеспечение
диспетчерского аппарата всех уровней
управления оперативной (в режиме реального
времени), статистической (на основе данных
архивов и хранилищ) и прогнозной информацией,
необходимой для планирования перевозок
и принятия управляющих решений. Схема
представлена в приложении 3.
- Единая корпоративная
автоматизированная система управления
финансами. Единая корпоративная автоматизированная
система управления финансами и ресурсами
(ЕК АСУФР) позволяет работникам финансового
блока ОАО «РЖД» в режиме реального времени
контролировать денежные потоки, следить
за целевым использованием денежных средств
и наличием запасов, а также оптимизирует
множество других деловых процессов. Система
обеспечивает работу всех 17 железных дорог
России в едином стандарте с использованием
нормативно-справочной информации. ЕК
АСУФР не имеет аналогов в мире как по
охвату – территория, часовые пояса –
так и по объему операций.
Схема
ЕК АСУФР представлена в приложении 4.
Корпоративная
информационная система ОАО «Российские
железные дороги» по-прежнему остается
самым крупным проектом на базе SAP
R/3 в России и Европе.
Реализация
проекта по развертыванию ЕК АСУФР
началась в 1999 году с разработки и
пилотного внедрения модуля управления
финансами на платформе SAP R/3. Итогом
этого этапа стало введение в
опытную эксплуатацию подсистем
управления финансами и материально-техническими
ресурсами на двух уровнях: центральное
руководство и уровень железных дорог.
В дальнейшем специалисты компании «ТехноСерв
А/С» перешли к автоматизации работы предприятий
линейного уровня на основе типовых решений,
что позволило привести бизнес-процессы
к единому знаменателю и обеспечить необходимую
четкость и прозрачность деятельности
всех 17 железных дорог – от Сахалина до
Калининграда.
Создание
ЕК АСУФ как единой, управляемой
и развиваемой информационной системы,
реализующей модель управления финансовыми
потоками отрасли, должно обеспечить:
- получение
оперативной и достоверной информации
на всех уровнях (от кладовщика до начальника
ЦФ), средства анализа, планирования и
бюджетирования, контроля выполнения
планов и исполнения бюджетов;
- достижение
новых качественных характеристик управления
и новых управленческих функций;
- создание
единой нормативной базы, поддержка единой
нормативно-справочной информации.
Назначением
ЕК АСУФ является реализация финансовой
модели управления с помощью программных,
аппаратных средств и средств связи. Для
этого необходимо разработать финансовую
модель, единую нормативно-справочную
информацию, программно-аппаратный комплекс.
[2,с.6]
В
рамках создаваемой системы необходимо
реализовать:
- оперативный
сбор финансовой информации;
- финансовое
планирование и контроль выполнения планов;
- бюджетирование
и контроль исполнения бюджетов;
- прогнозирование
и моделирование результатов управленческих
решений;
- контроль
над параметрами финансовой деятельности
и оповещение при достижении критических
результатов;
- учет затрат
по подразделениям и видам деятельности;
- возможность
изменения организационной структуры
в короткие сроки без потери информации
и управляемости;
- независимость
информации от конкретных людей;
- использование
одной и той же информации на всех уровнях.
Единая
корпоративная автоматизированная
система управления финансами (ЕК АСУФ)
Российских железных дорог – многофункциональная
интеллектуальная многопользовательская
человеко-машинная система управления.
По классу решаемых задач и функциональности
ЕК АСУФ является ERP-системой (англ. Enterprise
Resource Planning – комплексная интегрированная
система планирования ресурсов предприятия,
как правило, уровня крупной компании
или концерна, составляющая часть корпоративной
информационной системы). [2,с.9]
Общей
функцией ЕК АСУФ является реализация
информационной поддержки принятия
решений по управлению финансами. [2,с.15]
Обмен
информацией между уровнями управления
осуществляется в настоящее время
преимущественно представлением регламентных
отчётных форм, отражающих сведения о
состоянии финансовой деятельности структурных
единиц нижнего уровня. В ходе создания
и внедрения ЕК АСУФ будет осуществлён
переход к прямому информационному обмену
задач ЕК АСУФ различных уровней управления.
На
сетевом уровне управления финансовой
деятельностью Российских железных дорог
осуществляется автоматизация функций
Управления Финансов (УФ) МПС России. Консолидированная
информация, поступающая с дорожного уровня,
анализируется и обрабатывается на рабочих
местах специалистов УФ.
Важнейшими
задачами, решаемыми в системе ЕК АСУФ,
являются:
- Отражение
операций по начислению доходов дорогам,
- Централизация
амортизации по сети железных дорог,
- Расчёты с
кредиторами (в том числе отражение операций
по капитальным вложениям),
- Формирование
финансовых резервов и фондов,
- Взаиморасчёты
с управлениями дорог,
- Расчёты с
дебиторами (в том числе отражение операций
по начислению доходных поступлений),
- Бюджетирование
дорог и контроль за расходованием лимитов
финансирования,
- Работа с
дебиторской и кредиторской задолженностью
в масштабах отрасли.
Единая
корпоративная автоматизированная
система управления финансами –
одна из информационных систем, создаваемых
в соответствие с принятой в отрасли
Концепцией информатизации. Процесс
создания ЕК АСУФ должен проходить в рамках
принятой в отрасли схемы управления разработками.
Стратегическое руководство всеми разработками
информационных систем возложено на Заместителя
Министра путей сообщения России по информатизации.