Современные тенденции развития бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучить современные тенденции развития бухгалтерского учета, определить его место в информационной системе управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить предмет, объекты бухгалтерского учета;
рассмотреть задачи и функции бухгалтерского учета;
изучить требования ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
определить место бухгалтерского учета в системе управления предприятием.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

      Учетная информация служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и вовне. При этом она обеспечивает выполнение таких важнейших функций как информация, планирование, контроль, сохранность и анализ.

      Компьютерные  методы обработки уже надежно  вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас большую популярность завоевали такие программные  продукты, как «1С-Бухгалтерия», «Анжелика», «Галактика»... Основная идея развития программного обеспечения на сегодняшний день - решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельности предприятия, реализация оперативного учета.

      Это происходит по причине ориентации сегодняшних  систем не только на работников бухгалтерии, но также и на работников склада, менеджеров и руководителей. Причем преимущество отдается программным  продуктам, которые позволяют автоматизировать целое направление деятельности фирмы.

      На  западе популярна концепция управления ресурсами предприятия в целом, что означает анализ изменений этих ресурсов и использование полученной информации при планировании и формировании бухгалтерской отчетности.

      В нашей стране программное обеспечение по автоматизации бухучета постоянно модернизируется. Представляя на рынке оригинальный продукт, российские фирмы изучают накопленный до них опыт и успешно используют его в своих разработках. Программные продукты по автоматизации бухгалтерского учета сегодня широко востребованы как на малых, так и на крупных предприятиях. Интерес к ним возрастает с каждым днем. В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции для достижения успехов просто необходимо использование передовых технологий. Автоматизированные бухгалтерские программы - именно то, что нужно современному бухгалтеру.

      Бухгалтерский учет играет большую роль в управлении предприятием, так как представляет более полную информацию о его деятельности, финансовом состоянии. [6,с.10]

      Бухгалтерский учет – одна из основных функций  управления наряду с такими функциями, как планирование, регулирование, организация  и стимулирование.

      Это означает, что совершенствование  управления, создание рыночного механизма  неразрывно связаны с развитием всей системы бухгалтерского учета, так как в ней отражается фактическая информация по каждому виду основных средств, о материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсах, что позволяет направлять и координировать финансовую и производственно хозяйственную деятельность, добиваться желаемых результатов. Следовательно, чтобы добиться наибольшего эффекта использования информации для управления предприятием, необходимо применять передовые методы учета, положительного зарубежного опыта, международные стандарты бухгалтерского учета, широко применять вычислительную технику.

      Эффективное управление предприятием возможно лишь в том случае, если на нем создана  дееспособная система бухгалтерского учета, позволяющая делать выводы о  взаимосвязях между деятельностью подразделений и соответствующими стоимостными показателями, особенно издержками. Поэтому учет затрат на предприятии  должен развиваться таким образом, чтобы не только достоверно определять затраты, но и более полно контролировать использование ресурсов, предупреждая возникновение неоправданных расходов. [20,с.8]

      В настоящее время бухгалтерский учет служит в основном целям создания финансовой отчетности деятельности предприятия и в гораздо меньшей степени целям управления. Причем  такое положение существует не только на практике, но и в теории, так как  гораздо чаще встречается описание автономных систем бухгалтерского (финансового) и управленческого учета, а не интегрированной системы учета, служащей источником информации как для внешних, так и для внутренних пользователей. Такой подход представляется более чем несправедливым, т.к. на самом деле система финансовой отчетности и информационная система управленческого учета на предприятии настолько взаимосвязаны, что не существует обоснованных предпосылок их разделения, тем более что в стратегическом управлении эти две области должны рассматриваться как единое целое.

      Управляющие могут получать информацию сами непосредственно  от объекта управления, либо она поступает в обработанном виде от специальных информационных служб. Важнейшей из них является бухгалтерия. В настоящее время она — единственный поставщик документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, о хозяйственных Процессах и результатах деятельности, о долговых обязательствах, расчетах и претензиях. [27,с.84]

      До  последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершения хозяйственных операций, установленных правил приема и отпуска товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, установленных правил и сроков проведения инвентаризации, взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдением платежной дисциплины; контролем за законностью списания недостач, потерь, просроченных долгов и т. п.

      Меняется  целевое назначение бухгалтерского учета. С сохранением его значения как наиболее организованной части информационной системы, функционирующей на качественно новом техническом уровне, он во все большей степени должен становиться составной частью управляющей системы предприятия. К сожалению, этот процесс развивается медленно и явно отстаёт от темпов совершенствования технического оснащения учёта. В результате, несмотря на рост объёма учётной информации, вызванной увеличением её источников и потребителей, возрастание материальных и трудовых затрат на ведение учета, связанное с внедрением ЭВМ, повышением оплаты труда всем категориям учетных работников, потребительская стоимость бухгалтерской информации, по существу, осталась без изменения. [9,с.113]

      Управленческий  учет необходимо рассматривать как  компонент единого бухгалтерского учета в связи с тем, что он является отражением тех же хозяйственных операций. Отличие состоит в том, что бухгалтерский учет содержит только историческую информацию, а управленческий — дополнительно к ней включает оценки и планы на будущее. Кроме того,  в бухгалтерском учете отражается общий результат, а в управленческом — детализируется так, чтобы была возможность выявлять и анализировать отклонения фактических результатов от плана, причины этих отклонений и принимать управленческие решения. [13,с.66]

      Следовательно, обоснованных причин для отдельного ведения управленческого учета от бухгалтерского просто не существует. Поэтому учет, который осуществляет бухгалтерия предприятия, должен выполнять функции информационной системы управленческого учета, то есть необходимо стремиться к тому, чтобы система предоставляла не только внешние бухгалтерские отчеты, но и отчеты об исполнении планов. Все это значит, что во избежание дублирования учетных операций сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как бухгалтерского, так и управленческого учета.

      Кроме того, расчеты, реализуемые в рамках системы бухгалтерского учета, являются базой для стратегического управления предприятием, так как они обеспечивают возможность стоимостного представления последствий изменения продуктовой программы, потенциала и реализации альтернативных мероприятий.

      Создание  системы управленческого учета  на предприятии требует совершенствования  методологии бухгалтерского учета  и сближения его с планированием. Получение информации для различных целей должно обеспечиваться  специальной аналитической системой счетов, которая являлась бы достаточной для создания менеджерской отчетности, а регламент работы бухгалтерии должен быть таким, чтобы  удовлетворять потребностям управления. [23,с.80]

      АСУП - автоматизированная система управления предприятием или информационная система  управления предприятием, то, что сейчас называется по-английски ERP.

      Внедрение информационной системы управления предприятием, как и любое серьезное  преобразование на предприятии, является сложным и зачастую болезненным процессом. Тем не менее, некоторые проблемы, возникающие при внедрении системы, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним значительно облегчают процесс внедрения и повышают эффективность дальнейшего использования системы.

      Результатом внедрения программно-аппаратного  комплекса автоматизированной информационной системы управления становится рост стабильности предприятия, продуктивности его работы и, как следствие, увеличение объемов прибыли.

      При этом любая информационная система  управления предприятием рассчитана в  первую очередь на создание оптимальных  условий для его развития. Подобные системы позволяют конкретной организации выйти на новый уровень работы за счет:

    1. упрощения процесса сбора и обработки сведений;
    2. обеспечения детального контроля над реализацией каждого из бизнес-процессов
    3. повышения эффективности использования каждого вида ресурсов.

      Далее приведены основные проблемы и задачи, возникающие в большинстве случаев при внедрении информационных систем управления предприятием и рекомендации по их решению:

  1. Отсутствие постановки задачи менеджмента на предприятии. Наверное, этот пункт является наиболее значимым и сложным. Грамотная постановка задач менеджмента является важнейшим фактором, влияющим как и на успех деятельности предприятия в целом, так и на успех проекта автоматизации.

      К сожалению, на настоящий момент в  России до конца не сложился национальный подход к менеджменту, и в данный момент российское управление представляет собой гремучую смесь из теории западного менеджмента (которая во многом не является адекватной существующей ситуации) и советско-российского опыта, который, хотя и во многом гармонирует с общими жизненными принципами, но уже не отвечает жестким требованиям рыночной конкуренции.

      Поэтому, первое, что необходимо сделать для  того, чтобы проект внедрения информационной системы управления предприятием оказался удачным - максимально формализовать все те контуры управления, которые собственно Вы планируете автоматизировать. В большинстве случаев, для осуществления этого не обойтись без привлечения профессиональных консультантов, но по опыту, затраты на консультантов просто не сопоставимы с убытками от проваленного проекта автоматизации.[18, с.201]

  1. Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия. Прежде чем приступать к внедрению информационной системы управления на предприятии обычно необходимо произвести частичную реорганизацию его структуры и технологий ведения бизнеса. Поэтому, одним из важнейших этапов проекта внедрения, является полное и достоверное обследование предприятия во всех аспектах его деятельности. На основе заключения, полученного в результате обследования, строится вся дальнейшая схема построения корпоративной информационной системы.
  2. Необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах. Эффективно построенная информационная система не может не внести изменений в существующую технологию планирования бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами. При наличии информационной системы управления предприятием, руководитель способен получать актуальную и достоверную информацию обо всех срезах деятельности компании, без временных задержек и излишних передаточных звеньев. Не стоит полагать, что работать при наличии информационной системы управления предприятием станет проще. Наоборот, существенное сокращение бумажной волокиты ускоряет процесс и повышает качество обработки заказов, поднимает конкурентоспособность и рентабельность предприятия в целом, а все это требует большей собранности, компетенции и ответственности исполнителей. Возможно, что существующая производственная база не будет справляться с новым потоком заказов, и в нее тоже нужно будет вносить организационные и технологические реформы, которые впоследствии положительно скажутся на процветании предприятия. [13,с. 84]
  3. Сопротивление сотрудников предприятия. При внедрении информационной систем управления предприятием в большинстве случаев возникает активное сопротивление сотрудников на местах, которое является серьезным препятствием для консультантов и вполне способно сорвать или существенно затянуть проект внедрения. Это вызвано несколькими человеческими факторами: обыкновенным страхом перед нововведениями, консерватизмом (на пример, кладовщику, проработавшему 30 лет с бумажной картотекой, обычно психологически тяжело пересаживаться за компьютер), опасение потерять работу или утратить свою незаменимость, боязнь существенно увеличивающейся ответственности за свои действия. Руководители предприятия, принявшие решение автоматизироватьсвой бизнес , в таких случаях должны всячески содействовать ответственной группеспециалистов, проводящей внедрение информационной системы управления предприятием ,вести разъяснительную работу с кадрами, и, кроме того:

      Создать у сотрудников всех уровней твёрдое  ощущение неизбежности внедрения;

      Наделить  руководителя проекта внедрения  достаточными полномочиями, поскольку  сопротивление иногда (часто подсознательно, или в результате неоправданных амбиций) возникает даже на уровне топ-менеджеров.

      Всегда  подкреплять все организационные  решения по вопросам внедрения изданием соответствующих приказов и письменных распоряжений.

  1. Временное увеличение нагрузки на сотрудников во время внедрения информационнойсистемы управления предприятием. На некоторых этапах проекта внедрения временно возрастает нагрузка на сотрудников предприятия. Это связано с тем, что помимо выполнения обычных рабочих обязанностей, сотрудникам необходимо осваивать новые знания и технологии. Во время проведения опытной эксплуатации и при переходе к промышленной эксплуатации системы в течение некоторого времени приходится вести дела, как и в новой системе, так и продолжать ведение их традиционными способами (поддерживать бумажный документооборот и существовавшие ранее системы). В связи с этим, отдельные этапы проекта внедрения системы могут затягиваться под предлогом того, что у сотрудников и так хватает срочной работы по прямому назначению, а освоение системы является второстепенным и отвлекающим занятием. В таких случаях руководителю предприятия, помимо ведения разъяснительной работы с уклоняющимися от освоения новых технологий сотрудниками необходимо: повысить уровень мотивации сотрудников к освоению системы в форме поощрений и благодарностей; принять организационные меры к сокращению срока параллельного ведения дел. [27,с.250]
  2. Необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы. Внедрение большинства крупных систем автоматизации управления предприятием производится по следующей технологии: на предприятии формируется небольшая (3-6 человек)рабочая группа, которая проходит максимально полное обучение работе с системой, затем на эту группу ложится значительная часть работы по внедрению системы и дальнейшему ее сопровождению. Особенно важным вопросом является выбор руководителя такой группы и администратора системы. Руководитель, помимо знаний базовых компьютерных технологий, должен обладать глубокими знаниями в области ведения бизнеса и управления. В практике крупных западных компаний такой человек занимает должность CIO (Chief Information Officer) которая обычно является второй и в иерархии руководства компании.

Информация о работе Современные тенденции развития бухгалтерского учета